Вера знающая

 

В Завете рассечённых жертв Аврааму было предсказано, что Церковь должна перейти через 2 рубежа: плен Египетский и плен Вавилонский. В этом же Откровении Аврааму, в конце его, сегодня прочитаем. Первый рубеж будет обозначен как река Египетская, второй – великая река Ефрат. Таково обетование. Вера Авраама, как он того просил, восходит на следующую ступень. Тот, кто участвует в завете с Богом, имеет Веру Знающую.

У Авраама была вера зрячая, становится - веря знающая, вера заветная. Авраама приготовил, рассёк жертву, выслушал пророчество, если помните, находясь в исступлении и в тёмном великом ужасе. Начинается жертвоприношение. Бог Сам сейчас совершит жертву Завета. Так будет и на Голгофе. Спросим: а где сейчас происходит описываемое событие? По-скольку он стоит в связи с предшествующими событиями, теми словами, которыми сказали Мельхиседек, царь Содома, и Авраам, то это предместье Иерусалима. Вспоминаем стих, который мы читали из кн. Бытия из гл 15 16 ст. Вот, там был сказано: «Четвёрный же род (это 4 эпохи Церкви) они возвратятся сюда ибо не полна вина (наказание) амарея до сюда (можно так перевести «до ныне», а можно перевести «до сюда» эт хенне)». До этого места дойдёт и явится в полне вина амарея, он же Каин, когда будет убит Сын Божий и Бог Мессия, образом Которого являлся Авель. Это место под Иерусалимом будет называться «Голгофа». Когда произойдёт Голгофская жертва, восстановится сыновство от Бога и от Авраама, и дети Авраама евреи и не евреи будут наследовать Отцу.

17 ст 15 гл кн. Быт «Когда же было Солнце на запате (вот, церковь поёт: к тёмному Западу естеству нашего придёт свет с Востока, то будет свет тихий .Это Христос Бог. Христос Сын Божий – свет тихой святой славы Отца Небесного. Он прославился, когда принёс жертву на Голгофе. На Голгофу указывает жертва Завета, которую Авраам приготовил. А сейчас совершит Бог.) Когда же было Солнце на Западе, пламень был и се пещь дымящаяся и светильники огня, которые прошли между разделёнными телами теми». В жертве Завета нужно был пройти между рассечёнными частями тела. По скольку жертву Завета не человек приносит, то не Авраам прошёл между рассечёнными телами, а некие светильники. Еврейское «лапидим» это какие-то носители огня или света. Это могут быть факелы, уголя, светильники, всполохи, в зависимости от контекста. В греческом это лампады.

Чтобы понять что это такое, обращаемся к видению пророка Иизекииля. Он говорит о том, что общения между существами ангельского мира, он их представляет в виде символических животных, общение между существами ангельского мира происходит посредством неких лампад (лапидим по евр). Вот что пишет Иидекииль: «И по среди этих животных видение как угли огня горящие, как вид лампад (лапидим), обращающихся между животными, и сияние огня и из огня исходила молния» (Кн. Иизекииля 1 гл 13 ст).

Общение между умных сил, как видит его Иизекииль, происходит посредством света, который одновременно и непрерывно светит (сияние огня) и подразделяется на единицы смысла (это угли лампады). Умный свет должен и непрерывно течь и быть прерывистым как речь. В видении Иизекииля носители слов умного света светильники Лапиди и угли горящие как бы некие корпускулы света.

Подобные им светильники огня проходили между рассечёнными телами в завете с Авраамом.

Авраам, когда слушал пророчества и когда наблюдал прохождение Божье, находился в исступлении и ужасе тёмном великом. Авраам наблюдал как свет Божий проходил грозно как пламя. Нужно думать, что этот огонь пожрал жертву завета. Когда огонь пожрал жертву явилось отчётливо, что Бог наш - огонь поедающий. Так говорит ап. Павел цитирую второзаконье. «Бог наш – огонь поядающий». О жертве всеприношения говорили, что огонь её поел или пожрал. Когда свет Божий является как огонь поедающий, это по настоящему страшно, и об этом пишет пророк Исайя 10 гл 17 ст «И будет свет Израиля огнём и святой его пламенем и сожжет и поест».

Другой признак того, что жертва была страшная – дым как из печи. Подобное было в Богоявлении на горе Синай (Исход 19 гл 18 ст). «И гора Синай дымилась вся от того, что сошёл на неё Яхве в огне и восходил как дым печи и исступил весь народ (имеется в виду ужаснулся) весьма».

Еврейский текст позволяет усмотреть различия. В завете рассечённых жертв дым был как из печи «тонур», которую использовали например для выпечки хлеба. А над горой Синай восходил дым как из печи «кефшан». Это печь для обжига или плавки. То есть дым над горой Синай был чёрен как над Содомом и Гоморой кстати говоря. А дым «ашан», что упомянут в завете рассечённых жертв, мог быть и светел и мог быть густым курением. «Ашан» это и дым и дым в храме (т.е. каждение). В завете с Авраамом Сам Господь проходит между рассечёнными надвое телами. Это то же самое как если бы Бог обещал исцеление. Половина рассечённых тел есть образ естества человеческого, которое рассечено грехом. Когда Господь прошёл между телами, Он показал, что соединит рассечённое грехом, а для человека станет возможно исцеление. Именно тогда сыны Авраама (четвёртый род) возвратятся и (ев. от Матфея) «наследуют царство, уготованое от сложения мира».

Когда Господь прошёл между рассечёнными телами, Он, можно сказать, удостоверил Своё участи в завете с Авраамом.

18 ст «В день тот заключил Господь с Авраамом завет». Вот это слово «завет» наконец и прозвучало. Во всяком жертвоприношении с умерщлением и кровью была связь с последней кровавой жертвой. Последняя кровавая жертва это смерть Спасителя на Кресте. Когда приносили заветные жертвы, это были только жертвы, которые по-еврейски называются «олот». Они приносятся целиком. Это жертвы восходящие. Во всём комплексе жертвоприношений главное это содержание завета. Умение отдать Богу богово. Этого не смог сделать Каин. Напоминаю: «Правильтно принёс, но правильно не разделил, согрешил» это я процитировал из 3 гл Кн. Быт 7 ст.

Авраам в завете с Богом правильно разделил, рассёк на симметричные половины и всё предал Господу. Господь объяснил Каину, что в его жертве не было заветного содержания. Каин понимал завет как договор. Братья и сестры, обратите внимание на то, что я сейчас скажу, потому что есть люди принципиально двух типов религиозности. Вот как понимал завет Каин, что это была за религиозность у него? Он был религиозный человек. Каин это богоборец, он понимает что делает. Каин понимал завет как договор, договор как сделку «я возьму своё по праву, для этого отдам Богу лучшую часть». Каин готов отдать Богу лучшую часть. Каин хорошо проявляется в том, что он выгораживает себя и своё на основе каких-то правил исполнения закона: Богу одно, себе – другое. Но если другое значит не Божье. Так возникает каинитский дух их неправильного религиозного действия возникает самая утончённая форма отвержения завета и осознанное богоборчество. Религиозное действие как таковое сохраняется, но приобретает противоположный смысл. Каинский дух возникает в жертвоприношении и утверждает себя в жертвоприношении. Заклание Авеля в начале и заклание Агнца Христа в конце. Христос восстановил правильное понимание завета с Богом: Кесарю дай кесарево, а Богу дай всё: сердце и жизнь. Не так, что Богу кусок и мне кусок – нет. Кесарю – кусок, без которого можно прожить, а Богу отдай то, без чего нельзя жить. А Он, а Бог зримым образом отдал Себя на распятье. Ты Ему жизни и Он тебе жизнь. Вот завет с Богом всегда такой. Вот с чем категорически и никогда не согласится Каин. Каин есть тот, кто никогда не согласится на такой завет, который Бог заключил с Авраамом, а Христос-Бог с человечеством. Авраам в завете предоставил действовать Богу. Человек дождался когда явится Господь и соединит рассечённое. Так и Церковь Божья, родоначальником Которой был Авраам, имела духовную силу в преемственности поколений – дождаться, когда явится Христос и исцелит человека.

18 ст 15 гл продолжаем читать Книгу Бытия: «В день тот заключил Господь с Авраамом завет, говоря: семени твоему дам землю сию от реки Египетской до реки великой реки Ефрат». Вот такие слова странные, потому что никогда евреи не владели землёй от Нила до Ефрата и не претендовали владеть. Река Египетская и река Ефрат суть две реки рабства. Река Египетская это рабство насильное, Ефрат это великая река рабства вольного, на ней стоит Вавилон – блудница Вавилонская. Израиль никогда не владел землями до Ефрата, но обещание Богу Аврааму дать его потомкам землю до реки Ефрат могло быть указанием о границах Израиля на Востоке, возможных границах Израиля на Востоке. Израильское царство могло распространиться до Ефрата. Для этого нужно было соблюсти только одно условие – остаться сынами Авраама. Об этом говорит Господь во Второзаконии в 11 гл «Если сохраняя сохраните все заповеди, которые Я заповедаю вам, чтобы делать их: людить Господа Бога вашего, ходить во всех путях Его и прилепляться к Нему, то лишит наследства Господь все народы сии пред лицом вашим и будете наследовать народы, которые больше и сильнее вас. Всякое место, на которое ступит на пути стопа ноги вашей будет ваша – от пустыни и Ливана, от реки (Ефрат) до моря (имеется в виду Средиземное) будет граница ваша». При такой верности Богу Израиль мог унаследовать земли и народы от Средиземного моря до самого Ефрата или его притока реки и реки Ефрат. Если бы Израиль исполнил заповеди, любил Господа, ходил во всех путях Его и прилеплялся к Нему, то владение его простирались бы до Вавилонии, и не было бы никакого Вавилонского плена. По скольку Израиль не ходил путями Господа Бога Своего, река Ефрат стала символом рабства (псалом 136 : на реках Вавилона там сидели мы и плакали).

В завете Бога с Авраамом можно увидеть ближайший смысл – предсказание о возвращении народов Палестины из Египта. Это первое. И второе - это мессисанское пророчество: придёт на землю Христос-мессия и освободит сынов Авраама. В мессианском пророчестве река египетская и река Ефрат – крайние границы, которые обозначают предмет. Бог завещает Аврааму не регион от Нила до Ефрата, а всю Землю в свободе от всякого плена и рабства. От Нила до Ефрата это вся Земля. Господь обещает Аврааму всю землю. Так было и в завете с Ноем.

Кн. Быт 9 гл 1 ст: «И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: растите и множтесь и наполните землю и примите господство над нею». И после грехопадения и после Потопа божественный план, говорит православный богослов, не изменился. Бог по-прежнему хочет, чтобы человек с Ним соединился и преобразил всю Землю. Ной и сыны Божии должны были принять господство в земной жизни, в истории человечества на всей земле. Когда сыны Ноя не удержали данного благословения Божьего, настал Вавилон и Вавилонская бажня. Затем Авраам наследует сказанное Ною. Всё что было обещено Ною теперь принадлежит Аврааму, но Авраам это выходец из Вавилонии и ему отдельно даётся обещание свободы от всякого рабства. Но больше всего – от великого добровольного рабства, которое сопряжено с утратой сыновства – имя ему Вавилон. Свобода от рабства – это одна из главных тем Евангельской проповеди. По существу это спасение.

Когда Христос говорил с Иудеями о свободе «истина освободит вас», они невпопад отвечали «мы семя Авраама и никому рабами не были никогда». Иудеи связывали своё понимание свободы со своим происхождением от Авраама: рабы думали что свободы. Христос сказал: «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете, а сейчас ищите убить Меня». Это значит «поскольку хотите убить Меня, свободны не будете».

Последние слова Господа в завете рассечённых жертв: землю дам от реки Египетской до реки великой реки Ефрат – это были слова о свободе от всякого рабства, то есть, о сыновстве ибо сыны свободны. Но уже в плену Вавилонском еврейский народ разделился в отношении грядущего Мессии, и когда Мессия пришёл, Он вывел из плена одних к Свободе и Вечной Жизни, другие – язычники и иудеи – остались в рабстве.

Более близкий к Аврааму исторический пласт открывается в следующих стихах, когда Бог перечисляет народы, которые встретятся с потомством Авраама повыходе из плена Египетского, и замечательно, что в этом списке мы опять встречаем амареев. Господь говорит: «семени твоему дам землю сию от реки египетской до реки великой великой реки Ефрат, кинеев и кинезеев и кадманеев и хетеев и ферезеев и рефаимов и амареев и хананеев и евеев и гергисеев и евусеев». Чтобы не возникала мысль, что Бог говорит с Авраамом о Ниле и Ефрате, как географических объектах, идёт перечисление племён Ханаана, владение которых не достигали ни Нила ни Ефрата.

Сила грядущего Вавилона добровольное рабство и утрата сыновства. На этой великой реке встанет Вавилон. Бог сказал Аврааму так, чтобы было понятно, что Он обещает Аврааму и землю свободы и эту маленькую землю кинеев и кинезеев и кадманеев и т.д. Называние же амареев в ряду других палетинских племён – другая подсказка. Писание заставляет отличать прямой исторический смысл от символа и иносказаний. То есть, в последнем стихе амареи это просто амареи, а в предыдущих словах завета амареи и вина амареев это не историческое племя только, а символ греховного устроения духа, который если в Церковь проникает, то приводит в плен Вавилонский.

Рассказ о завете рассечённых жертв завершён. В Аврааме открылась новая вера.

Авраам сказал Богу: «по чему узнаю, что буду наследовать землю?»

Библейское знание осуществляется черезе взаимное проникновение. Знание Бога осуществляется через завет. Авраам сказал: хочу знать. Бог дал Аврааму вступить в завет и сказал: «зная познай». За этими словами последовало такое пророчеств, что даже из времени Нового Завета и с достаточным знанием исторических и пророческих ветхозаветных книг оно читается с великим трудом. Понять пророчество Божье, данное ему при завете рассечённых жертв как мы его сейчас понимаем из времени Нового Завета, Авраам не мог, а познать как-то мог. Это содержание веры ветхозаветных праведников. Они так глубого проникались божественным замыслом о спасении и милости, что их вера подлинно стала знающая, хотя самый замысел спасения (это Боговоплощение и Крест) не приходил на сердце никакому разумному существу – ни человеку ни ангелу. Бог сказал Аврааму: «зная познай». Это знание вошло в естество Авраама. Ему теперь невозможно будте не знать. Перед нами теперь другой человек.