Четыре эпохи в жизни Авраама

 

Авраам приготовил жертву Завета. Это будет первый завет Авраама с Богом, образ Голгофы. Господь изрёк пророчество о возвращении из плена потомков Авраама, которое произойдёт в 4м роде через 4 сотни лет. Возвращение из плена египетского потомков Авраама в 4м поколении можно согласовать с данными священной истории. 4 сотни лет к плену египетскому никак нельзя отнести. 4 сотни лет это 4 века. Господь говорил Аврааму о 4х эпохах в жизни Церкви, начиная от самого Авраама. Для различения 4х эпох в жизни Церкви оставлен знак – амареи. Значение амареев для потомков Авраама было историческим и символическим. Значение «амарей», «амареи» менялось от эпохи к эпохе, за ней мы будем следить, чтобы понять пророчество. Вина (наказание) амареев исполнится, четвёртый род сынов Авраама возвратится.

4 эпохи в жизни сынов Божьих после Авраама таковы: 1. Эпоха Авраама и патриархов. 2. Эпоха Иисуса Навина и судий израилевых. 3. Эпоха царей и плена Вавилонского. 4. Боговоплощение.

Итак. 1. Эпоха Авраама и патриархов. Из ханаанских племён, в среде которых жил Авраам, особо выделяются амареи и хетеи. И те и другие очень благожелательно относились к Аврааму. Вот. Авраам селился у дуба Мамре, который был амариянен и Мамре с братьями принимают с участие в военном походе Авраама. Авраам находился в личных отношениях с семьёй амариян, однако окрестность знаменитого хевронского дуба, где жил Авраам, управлялась из ближайшего города сынов Хеттов. Именно у хеттиян Авраам выкупил пещеру и поле для погребения Сарры (Гл 23 кн. Бытия). Запомним эту связку: амарей и хетт. Оба имени перейдут в символический язык св. Писания.

К концу эпохи патриархов отношения с амареями уже не были мирными. Иаков перед смертью благословил Иосифа избранным участком земли, которого он взял из руки амареев мечом своим и луком своим (Быт. 48 гл).

Вторая эпоха Иисуса Навина и судей Израилевых. В эпоху завоевания Палестины и судей застаём амареев в новом качестве и как опаснейших из врагов Израиля и как творящих мерзости хуже других племён ханаанских. В эту именно эпоху слово амареи становится нарицательным. Оно обозначает острие духа ханаанских племён. А «проклят Ханаан» сказал Ной. Это острие духа ханаанских племён было обращено против Израиля. Во-первых, именно амареи владели Иерусалимом. Во-вторых, битва с амареями это знаменитая битва в Гаваоне, когда остановилось Солнце. В этой битве Израилетяне разбили врагов, те бежали. Читаю из книги Иисуса Навина из 10 гл «И Господь бросал на бегущих с небес камни града и было больше умерших от камней града (можете себе представить, камни с неба сыпались) чем тех, кого убили сыны Израиля мечом на сражении. Тогда сказал Иисус (Навин) Господу: да встанет Солнце против Гаваона и луна против долины Айлонской. И стало Солнце и Луна в стоянии пока отмстил Бог врагам их и не было дня такового ни прежде ни впоследствии чтобы так послушал Бог человека, как Господь споборствовал Израилю. Таким образом, уже на стадии завоевания палестины амареи это такие враги народа Божьего, что Сам Господь против них ополчается по слову человека, и даже Луна и Солнце останавливаются. Имя народа амарей (амареи) приобретает символическое значение. Амарей – богопротивник. Зафиксируем это значение. Амарей в эту эпоху – богопротивник.

Когда Иисус Навин перед смертью ставит народу на выбор каким богам народ хочет поклоняться, он поминает не кого нибудь, а именно амареев. Из кн. Иисуса Навина 24 гл читаю 15 ст: «Если не угодно вам служить Господу, изберите сами себе сегодня кому будете служить: или богам отцов ваших, которым слыжили они по ту сторону реки (это говорится о предках Авраама – язычниках) или богам амареев хотите служить, среди которых вы живёте на земле их. Я же и дом мой будем служить Господу ибо свят есть.»

То есть, в эпоху Иисуса Навина и судей военное сопротивление амареев было сломлено. Опасность, которая шла от их культовых действий напротив - усиливалась. Именно в своём этом служении, возможно магии, амареи были самыми опасными соседями. Так говорит Господь в книге судий 6 гл: «Я, Господь Бог ваш, не бойтесь богов амарея (значит боялись) среди которых вы живёте на земле их».

Третья эпоха – эпоха царей и Вавилонского плена. Страшные предстоит нам читать строки, но мы пройдём через это. В эту эпоху символическое значение амарей - богопротивник распространяется на Израиль, на те дела, которые начали творить в Израиле. Если народ Божий начинает поклоняться другим богам, то он - богопротивник хуже амарея, он – богоборец. Израиль становится богоборец.

О царе Манасии, который царствовал в Иерусалиме 50 или 55 лет. С 698 по 643 г до Рождества Христова говорит Господь через пророков: «Сотворил манасиец, царь иудейский, мерзости эти лукавые паче всех, которые сотворил амарей прежде, и ввёл в грех также Иуду в идолах своих». Главное из мерзостей царя Манасии: он завёл идолослужение в храме. Вот это ужасно. Идолослужение в храме Иерусалимском. Вот перевод с еврейского 4кн царств 21 гл: «Построил жертвенники (имеется в виду идолам) в доме Яхве, в доме, о котором так сказал Яхве: в Иерусалиме положу Имя Моё. И построил Манасия жертвенники всему воинству небесному на обоих дворах дома Яхве». Вот так. Здесь нужно различать: одно идолослужение на высотах – это уже страшный грех, но другое это в Иерусалимском храме. Вина амарея не могла стать полной среди язычников. Вот зафиксируйте эту мысль. Среди язычников вина амарея (язычника) не могла стать полной. Но когда мерзость идолослужения вошла в храм, вина мистического амарея стала полной. Когда амареяне сражались с Израилем, и Бог Сам сражался за Израиль, амарей был враг народа Божьего. А когда мистический амарей захватил храм Божий, амарей стал богоборец.

Несколько слов скажем о Манасии. Фигура заметная. Манасия не сразу ввёл идолослужение в храме. Он начал с восстановления высот. Он, как сказано, обратился. Это был религиозный акт отречения от Бога и предстальством отца – благочестивого царя Иизекииль. Манасия, говорится в 4 кн царств 21 гл: «обратился и построил высоты, которые погубил отец его Иизекииля». «Манасия оставил благочестивый образ отца» - пишет бл. Феодорит. Это было началом его грехопадения. За отречением от Бога и оставлением образа отца, Манасия придался идолослужению. Сначала вне храма. Это были высоты, жертвенники Ваалу, дубрава, поклонение воинству небесному, а затем на самом храме и на его дворах, а закончил Манасия магией и колдовством.

Из той же Кн. Царств 4 из той же гл 21: «И провёл сына своего через огонь и сотворил (значение термина не вполне ясно, но скорее всего) сотворил вызывателя (наверное) мёртвых и ведунов». Манасия – это не горестный эпизод в жизни иудейского царства. Это рубеж в истории всего народа Израиля. После такого богоотступничества, мерзости, магии, после того, что натворил царь и народ, после всего, что было при Манасии, Господь судил уничтожение Иерусалима и Вавилонский плен. Господь сказал так: «Вытераю Иерусалим так, как вытерают чашу. Вытерли и перевернули на лицо её». Страшные слова, потому что они напоминают о Потопе. Страшный глагол «вытерать» (евр. маха. Греч. апалейфо). Господь сказал перед Потопом: «Сотру человека от лица Земли». Это означало физическое истребление и мистическое очищение. Господь сказал об Иерусалиме: «вытераю Иерусалим». То есть, между событиями Великого Потопа и Вавилонского плена, устанавливается смысловая связь. И всё это заставляет нас вспомнить о Каине. Некогда потомки Каина через дочерей рода Каина, проникли в Церковь Божью к Сынам Божьим, в результате произошёл Потоп. Когда мерзости амарея вошли в Церковь, в народ, в храм Иерусалимский, неотвратимым стал Вавилонский плен. Вина наказания амарея это по смыслу то же самое, что вина наказания Каина. Знаменитый авно Каина. Помните, Каин говорил: «вина моя больше чтобы оставить мне». Другой перевод той же фразц: «наказание моё больше чтобы снести мне». Когда Каин это говорит, он очень заблуждался. Вина Каина не была полной. Обратите внимание. Каин, богоборец, грешник страшный. Но вина Каина не была полной, ибо Господь дал Каину знамение. А это говорит о том, что на Каине было место, куда можно было печать ставить. Авно Каина достиг полноты его потомков, когда его потомки пошли на Церковь Божью, когда женщины из рода Каина родили от Сынов Божьих нифелимов и гибаримов. Грех может достичь состояния «шалем авон», что называется «полная вина» или «полное наказание». Полнота это когда сколько не прибавляй – всё через край. Каин в своём потомстве достиг такой полноты. Полная вина это рубеж, после которого Богу нельзя помиловать грешнка. Мир свободы перестал воспринимать милость и прощение. На человеке стало негде печать ставить. Так было с потомками Каина, допотопными исполинами, так было с Содомом, его грех тоже называется «авон» (19 гл 5 ст кн. Быт), так было с Иерусалимским храмом, городом и народом иудейского царства.

В Библейском учении о грехе находим, я ещё раз повторяю эту мысль, она важная, что грех сам грех уже есть страдание. Преступление уже есть наказание. И то и другое называется одним словом «авон» по евр. Если бы человеку воздавалось по грехам, и обе части уравненияю, которые содержат в себе понятие «авон» были тождественны, то это было бы пустое тождество. Если грех (авно) = наказанию за грех (авно), то это пустое тождество – смерть. Господь Своей милостью входит в это тождество, когда наказание = греху и чем человек жив. Однако, зло человеческое может достигать состояния полноты (полная вина «шалем авон»), тогда Бог придаёт человека самому себе – и это худшая доля для человека. Бог отпустил человека Каина, затем отступился от человечества перед Потопом, также Он отступился и от того места и царства, где раньше была Его церковь и где было Имя Его. Это Иерусалим и Иерусалимский храм. Зло именно в силу своей полноты обращается на человека. Зло именно в силу своей полноты обращается на человека, и Богу уже невозможно войти в мир человеческой свободы с милостью и прощением. Человек уже этого не принимает, его зло стало полным, вина стала «шалем авон».

То полное зло, которое творилось в Иудее перед пленом, есть полная вина «шалем авон амарея», о которой говорил Господь Аврааму в завете рассечённых жертв. Народ Израиля был дважды в плену: в Египте и Вавилон. Оба раза, когда менялась форма церковной общности, а старое должно было как зерно умереть. Приходу Мессии предшествовал Вавилонский плен. Не самый Вавилонский плен, он был короткий -46 лет. Вавилон… такое понятие, которое сообщает единство всей послепотопной истории человечества. Давайте сделаем краткий обзор. Первый Вавилон это Вавилон Книги Бытия. Сыны Ноя утратили сыновство от Бога и от Ноя, приобщились духу Каина – это Вавилон, где строилась знаменитая башня. Прямым вмешательством Господь рассеял народы, Он прекратил Вавилонскую стройку.

Второе: Симиты Фарра и Авраам выходят из Вавилонии, из Ура Холдейского. Восстановление Церкви происходило в жизни праотца Авраама. Далее, жизнь Церкви Божией соблюдалось в Израиле, затем – только в Иудейском царстве. Когда царь и народ в Иудее не просто утратили богопочетание, а приобщились духу каинского рода, когда богоборчество стало «полная вина», Господь отдал народ в Вавилонский плен.

И последний: Вавилон последних времён человеческой истории – Вавилон апокалипсиса. Это богоборческая цивилизация, которая не подлежит исправлению и будет истреблена.

Так вот, после тех грехов, которые творились при Манасии, уход евреев в Вавилонский плен был испытанием духа. В эпоху Вавилонского плена, возвращение и рассеяние и веков волчания, вот во всю эту эпоху Вавилонского плена: возвращения из плена, рассеяния и веков волчания перед приходом Мессии, вот в эту эпоху происходило разделение еврейского этноса на тех, кто способен принять Мессию и на тех, кто верил в Мессию, как говорит евангелист Иоанн, но отверг Его, когда Он пришёл. В результате Сыны Авраама разделились также как Сыны Адама: на Каина и Авеля, на убийцу и мученика.

О том как это разделение на Каина и Авеля подготовлялось, читаем у пророка Иизекииля, который был призван в пророки уже в Вавилонском плену. У Иизекииля находим образ греха в виде женщины блудницы – дочери Иерусалимской, придавшейся блудодеянию – служению иным богам. Сравнение Иерусалима или народа то с прекрасной девой, то с погрязшей в грехах блудницей находим в многих библейских пророков, но никто кроме Иизекиия, никто из пророков не проводит своё обличение за черту потери родства, когда в народе Божьем грех обретает такое качество, что утрачивается родословие. Только Иизекииль, пророк поздний, исторический свидетель первых десятилетий Вавилонского плена, говорит дочери Иерусалима, иудейскому народу, говорит, что она утратила отца и мать.

Вот из 16 гл 3 ст кн. Иизекииля: «Так говорит Господь Бог дщери Иерусалима: корень твой и родины твои в земле Ханаанской. Отец твой амарей и мать твоя хитиянка». Там, где родство велось по отцу сказать о городе, где стоял храм; и нарицалось имя Божье, что народ в нём обитавший имел отца амарея, а его родство (генесис) в земле Ханаанской.. такое сказать это обличить в крайней форме богоотступничества. Отец твой амарей, и мать твоя хетиянка. Это отнюдь не риторическая фигура. Во-первых сама эта связь амарей-хетт отсулает к истории праотца Авраама, и опять должна направить наше внимание на то, что не Авраам отец этой дщери Иерусалимской. Ну это страшные слова. Но главное ещё в том, что амарей в среде иудеев это «полная вина». Амарей как полная вина это в символике Священного Писания Каин, как совокупность всех грехов его рода. Амарей, как полная вина – это символический Каин. И ещё одно обстоятельство. Имя матери дщери Иерусалимской.. Отец твой амарей и мать твоя.. по еврейски «хетит», по-контексту переводят «хетиянка», и в этом есть смысл, однако не весь. Термин «хетит» встречается только у пророка Иизекииля и он обозначает: мать дочери Иерусалимской хетиянка, также обозначает «ужас». Хетит обозначает ужас. Отец твой амарей и мать твоя хитит. Отец твой - Каин и мать твоя - ужас. В пророческой литературе нет более горьких слов, думал я когда-то. Есть более горькие слова у того же пророка Иизекииля.

Как в обществе Каинитян особое служение несли женщины, так это уже пошло и в еврейском народе, когда он был в Вавилонском плену. Вот что ужаснуло пророка. Иизекиильй даёт такой образ дочери Иерусалимкой, что в нём проглядывают черты жены блудницы из Апокалипсиса, Вавилонской блудницы из Откровения в гл 18. Бог через Иидекия говорит вот эти страшные слова, страшнее которых нет. Это точный перевод с еврейского 16 гл 45 ст: «Дочь матери твоей, которая погнушалась мужем своим и сынами своими и сестра сестёр своих ты, которые погнушались мужьями своими и сынами своими, мать ваша – хетит и отец ваш – амарей.». Амареем погнушались. Он уже далеко отошёл на второй план. Какой никакой, а амарей был отец. А блудница – не дочь отца, родство пошло по другой линии. И мать, и дочь и сестры и все женщины за одно: отцев, мужей, сынов они уже погнушались. Когда утрачивается связь с отцами, происходит духовное перерождение и (пророк Иизекииль последователен) перемена имени. Имена теперь для северного царства, для Самарии 10 ти колен – Охола, для Иерусалима, Иудейского царства – Охолива. Произошла перемена сущности, ей соответствует перемена имени. Обе сестры блудницы «хола» (это 10 колен Израиля) была казнена «ахлева» Иерусалим превзошла сестру (ну естественно там храм стоял) «халева» Иерусалим превозшла сестру, блудила с холдеями и несёт образ блудницы Вавилонской.

Так говорит пророк Иизекииль об Израиле, который уже в плену. Народ Израиля это семя Авраама, но Христос сказал Иудаям, сейчас мы это можем оценить, что они семя Авраама, но не дети Авраама. Посмотрите (Ев Ин. 8 гл ст. 37-39).

Пророк Иизекииль так говорит братьям Иудеям: отец ваш амарей, но хуже то, чьей вы матери дети. Матерь ваша хетит. Народ Израиля отверг сыновство. А дальше по Писанию формы готовы: Каин и Вавилон. В Израиле созревает дух Каина. И начинается созидание общества, которое имеет символ: жена – блудница последних времён, она же «Вавилон».

В самом плену Вавилонском этот процесс прошёл. И Вавилон первый и Вавилон последний и любой Вавилон, когда это слово имеет символическое значение, Вавилон это всемирная деятельность. Это самая суть его. Вавилон это всегда всемирная деятельность. И в этом ключе нужно понимать ту опасность, которую несло в себе рассеяние народ Израиля. Оно началось задолго до Новозаветных времён. Из Вавилона началось и стало всемирным. Рассеяние евреев готовило Вселенскую Церковь с одной стороны, и то же рассеяние готовило борьбу с Церковью по всему миру. В рассеянии подготовлялась всемирная арена, на которую выйдет Христианство и его безжалостный противник.

Ко времени Нового Завета Иудеи жили во «всяком народе под небом». Это я сейчас цитирую книгу деяний 2 гл. И во всяком народе под небом среди иудеев были мужи благоговейные, набожный. Именно такие собрались в Иерусалиме, то есть благоговейные, в день святой пятидесятницы, когда родилась Вселенская Церковь, эти люди услышали проповедь апостолов. Услышали они и поняли и поверили Богу.

С другой стороны, в рамках сравнительно короткой эпохи, которая называется «Вавилонский плен» (это 586, 538 гг до н.э, примерно 46 лет) проступает образ, на который указывает пророк Иизекииль – блудница Вавилонская последних времён. Между Вавилоном плена и Вавилоном Апокалипсиса устанавливается даже не связь, она очевидна, это богоборчество. Зарождается носитель каинского духа. На этот раз он возникает в еврейской среде. Многое в кн. прортся даже не связь, она очевидна, это богоборчество. Зарождается носитель каинского духа. На этот раз он возникает в еврейской среде. Многое в кн. пророка Иизекииля становится понятным, если читать её на языке библейского символизма, который один. Язык Библейского символизма –он один. От Книги Бытия до Откровения Иоанна Богослова.

Что помешало строителям Вавилонской башни осуществить свой замысел рассеяться по лицу всей Земли? Готовность была полная у них. Они хотели рассеяться по лицу всей Земли. Вавилон это всемирная деятельность. Строители Вавилона были готовы вполне и в точный момент (кн. Быт 11 гл 5 ст) сошёл Господь. Господь сошёл, раздал языки и прекратил то, что называется Вавилон. Когда пришёл Мессия Христос, Он прекратил нечто всемирное. Он прекратил это своим вочеловечением, прекратил то, что называется Вавилон.

Ещё раз. Вавилон это всемирная деятельность, и готовность к этой деятельности, можно думать, была полная. Христос пришёл в точный момент времени и те процессы, которые шли в направлении Вавилона последних времён были надолго пресечены. Это я сейчас закончил говорит о том, что такое третья эпоха в жизни Церкви.

Четвёртая эпоха в жизни Церкви от Авраама это боговоплощение Вселенской Церкви. Об этой эпохе сказал Господь Аврааму в завете рассечённых жертв. Четвёртое время, когда вина амарея исполинась. Второе – сыны Авраама вернулись. Ну, вина амарея исполнилась, потому что Христа распяли. Совершилось заклание Агнца. Каин на деле стал Каином. Мистическим Каином, убийцей Авеля, который есть образ Христа. Слова пророка Иизекииля: «отец ваш амарей» обрели ясный смысл. Это слова самого Христа, я ещё раз приведу в Ев. Ин 8 гл 44 ст: «Вы от отца – дьявола есте». То, что у Иизекииля «отец ваш амарей» (амарей это Каин). Это же сказал по смыслу Господь сказал иудеям: Вы от отца дьявола есте.

И второе: сыны Авраама вернулись. Что имеется в виду? С пришествием Христа уяснилось кто имеет отца Авраама. И здесь всё просто: кто не сын Божий, тот не сын Авраама. Может быть семя Авраама, но не дети. В Боговоплощении сыны Авраама евреи или не евреи узнали друг друга, это была в жизни Церкви четвёртая эпоха - вселенская Церковь. Когда пришёл Христос, всякий человек должен был пройти усыновление Аврааму через Христа. Принадлежность к этносу еврейскому не имело здесь решающего значения. Кто не принял Христа Мессию – тот не сын Аврааму. И поэтому 4й род сынов Авраама пошёл от Христа. И то же самое было сказано Аврааму с самого начала в первом Богоявлении: «в семени твоём дам землю сию». Апостол Павел останавливается на этом месте. Он так поясняет: не говорит Господь «и потомкам семеням как о многих, но как об одном: и семени твоему дам землю». Семени твоему, которое есть Христос. Послание к Геллатам 3 гл 16 ст.

О восстановлении сыновства говорил Иоанн Предтече. Не к Аврааму должны возводить себя его дети думая о своём родстве по плоти. Не думайте, говорит, себе «отца имеем Авраама», а наоборот: Авраам возвращается к своим детям. Иоанн пришёл чтобы приготовить путь Господу чтобы (Ев. от Луки) «возвратить сердца отцов детям». Во Христе дети Авраама вернулись в Землю Обетованную. Её наследуют те, которые имеют в сердце отца Авраама. Когда была принесена жертва Нового Завета произошло окончательное разделение в еврейском народе и уяснение кто есть Церковь Божья и дети Авраама, а кто не дети Авраама, следовательно – не Израиль, но, страшно сказать, - амарей. Даже хуже того: и не Израиль и уже не амарей, а родство по матери их мать «хитит» - ужас.