Семья – Церковь - жена

 

Братья и сестры, мы говорим о первых шагах Авраама в вере. Мы увидели что вера в Бога живая. Другой не бывает. Вера требует чтобы человек слышал и исполнял. Это слышание и послушание, и одновременно требует вера от человека встречного творческого усилия. Вера может быть только живая. Она ищущая и находчивая.

Авраам прошёл землю Ханаанскую от севера до юга в пустыне Негеф, и дальше его ждёт великое испытание, голод такой, что Авраам должен идти дальше на Юг за пределы Палестины в Египет. Испытанием был не голод, а то, что перед лицом смерти Господь не говорит Аврааму что делать. Это не значит, что Бог Авраама оставил, но если вера Авраама живая, она спасёт Авраама от смерти. Вот испытание: жизнь или смерть.

Аврааму предстоит спуститься в Египет. Заметим по ходу дела, что Откровение Божие не было дано представителям какой-либо из великих цивилизаций. И Вавилон и Египет были известны Аврааму, он там бывал, близко от Вавилона жил, мимо проходил, когда вышел из Месопотамии, а когда случился голод, Авраам отправился в Египет. Палестина так расположена, что её жители соприкасались с той и другой цивилизацией, всё это находилось по соседству, однако Откровение шло своим путём, мимо цивилизационных центров. То есть откровение идёт мимо центров великих цивилизаций древности.

Вера живая спасает от смерти. В Египте Авраам будет спасён от смерти. И тогда возникнет семья как Церковь. Как только явится спасение, явится Церковь.

Семья Авраама должна родиться как Церковь, то есть что это имеется в виду? Вот, хорошая семья, вот Авраам верующий человек, но это ещё не Церковь. А вот приходит спасение от смерти и является Церковь, она являет свою природу главную, являет то чем мы занимаемся на этих наших беседах, мы выясняем, что есть спасение.

В Египте Авраам должен будет сказать, что Сарра сестра его, и Сарру заберут к Фараону. Очень сложный в богословском отношении эпизод. Сегодня мы только подступимся к нему. Чтобы разобраться в этой истории нужно будет подготовиться, и самый эпизод исследовать, и привлечь другие Библейские сюжеты. Также мы будем сверяться с Церковным Преданием. Сегодня нам предстоит уяснить некоторые понятия предварительные. От Авраама идёт возобновление Церковной жизни, а Церковь Божья может принимать различные формы Церковной общности, и все основные формы Церкви обозначены в Книге Бытия.

Первое – это райская Церковь, Адама жена. Непосредственно после грехопадения, церковное сознание, связь с Богом и человека с человеком затмилась.

Вторая форма – род. Сначала это был род Сынов Божьих от Сифа. После Потопа это был род Ноя. После Вавилонского столпотворения род Ноя разделился на этносы, потомки Сима утратили веру в единого Бога, наступил перерыв в сознании Церкви.

Третье – семья. Авраам, Исаак, Иаков, Иуда и братья его. Семья ушла в Египет, народ утратил веру в Единого Бога, наступил перерыв в сознании Церкви.

Четвёртое – народ как Церковь. Она была обещана Аврааму: «сотворю тебя в народ великий». Народ как Церковь родился по выходе евреев из Египта. Это эпоха теократии, царств пророк плена. Наступили века молчания, когда не стало пророков у Израиля, пришли Фарисеи, Саддукеи, наступил перерыв в сознании Церкви.

Пятая форма церковной общности после Пришествия Христова – Вселенская Церковь. Она была обещана Аврааму. Благословятся в Тебе все племена Земли. Вселенская Церковь – конечная форма церковной общности. Врата ада не одолеют её, её бытие непрерывно.

В жизни Авраама совпадают два ряда событий: утверждение веры в неверном мире, и созидание семьи верующего как Церкви. Нам предстоит понять как семья Авраама превращалась в Церковь. Мы можем в истории наблюдать аналогичный процесс, который сейчас по своей аналогией с тем что мы изучаем, поможет нам понять предмет. Аналогичный процесс как народ, происшедший от Авраама, превратился в Церковь. Эти два процесса в чём-то похожи. Одно помогает другое понять. История Исхода может многому нас научить.

Что происходило с потомками Иакова Израиля, когда в Египте было утрачено богопочетание, мы не знаем. В историческом изложении между двумя формами церковной общности семья и народ также как между книгами «Бытие» и «Исход», лежит пустота. Потомки Иакова пришли в Египет как большая патриархальная семья. Шло время и настало время чтобы из семьи начал возникать народ. В Египте народ должен был вырости и созреть как плод во чреве матери, чтобы затем родиться на свет. Вот аналогия такая: народ должен был в Египте созреть как плод во чреве матери, чтобы затем родиться на свет. Земля Египетская, где возревал народ Израиля, отнюдь не была материнским лоном. Однако она питала и заключала его в себя как пленника и раба, должна была в своё время как женщины рожают и в муках народ из себя извергнуть, как сказано в Писании «выгнать из земли», а он должен был умереть как раб чтобы родиться в свободе как сын Божий Израиль. Евреи должны были выйти из Египта в Палестину чтобы родиться как Церковь Божья. Аналогично, семья Авраама должна была выйти из месопотамии в Палестину, чтобы родиться заново как Церковь Божья. Как женщины рожают в муках, так и Церковь рождалась в муках. Вот это важно понять, что церковь рождается в муках. И Вселенская – тоже.

Насколько трудным был акт родов, иторический процесс рождения народа Израиля, настолько же трудным было рождение семьи Авраама в Церковь. По историческим меркам возобновление церковного сознания и в том и в другом случая было скорым как вспышка. Это драматическая жизнь одного поколения. С точки зрения истории это очень короткий срок. И разве не таким было рождение Вселенской Церкви с пришествием Христа Спасителя? Это были тоже события, которые уместились в жизни одного поколения. Когда мы всматриваемся в жизнь семьи Авраама, то не с отвлечённым интересом отнюдь. Ну, можно так поставить вопрос: а кто из нас родился в нормальной семье? Кто из нас родил ребенка не до, а после того как устроил свою семью? Нормальная устроенная семья это малая церковь. Что, сейчас создать семью проще, чем Аврааму? Разве? Нам, живущим при Вавилоне? Разве проще чем Аврааму?

В жизни Авраама наблюдаем, как из семьи рождается семья, как из хорошей семьи рождается церковь. Перед нами не семейная хроника, но богословское изложение, богословское повествование о жизни верующей семьи в крайних испытаниях, что сопоставимо с мученичеством. Церковь хранит опыт, что жизнь в семье сопоставима с мученичеством, и обозначает его венцами в таинстве брака.

В жизни Авраама последовательно созидалась семья. Опишем духовные этапы созидания этой семьи. Вот сейчас я буду перечислять эти условия, и каждый из нас может посмотреть на свою жизнь.

Первое и исходное состояние – это патриархальная семья. Что такое патриархальная семья? Это такая семья, в которой сохраняется сыновство. Отношение сына к отцу и праотцу сохраняется до Адама. Патриархальная семья возбраняет забвение человеческой природы, или идеи о том, что человеческая природа может быть изменена, о возможной её перемене, трансформации. Патриархальная семья это охранение человека от Каина и Вавилона. Каин и Вавилон это два пути погибели.

Второе. Сказал Бог Аврааму. Авраам услышал. Ап. Павел говорит: «Вера от слышания, от слышание через Слово Божие». То есть, первый акт веры предполагает слышание и простое послушание. Бог говорит не только с Авраамом, он говорит со всяким, кто хочет слушать слово. Бог говорит со всяким кто хочет слушать Слово. Где мы сейчас можем слышать слово Божие, где оно сейчас звучит? Оно звучит в церковном собрании. Слово Божие сохранено в Писании, и чтение Писания – хорошая подготовка чтобы слушать Слово Божие, когда оно звучит в церковном собрании.

Третье. Аврааму в месопотамии было сказано: «Выйди из земли твоей, из родства твоего и из дома отца твоего». Отцы Авраама подвергались косвенному воздействию соседней цивилизации – Вавилону и её окаянству. Необходимо стало отлучить семью от этого опасного соседа. Если семья Церковь, то она не от мира сего. Семья в мире сем, но не от мира сего. Как это бывает, мы видим на примере Ковчега. Он был погружен в воду ровно на столько, чтобы быть безопасным в плавании. Для того, чтобы дух мира сего не захватил Церковь и семью не захватил, необходимо распознавать дух Каина и Вавилона и всячески удаляться от него. Для этого в Церкви установлено таинство покаяния. Мы сейчас живём в большей близости к Вавилону, чем был Авраам в Месопотамии. Точнее, Вавилон стал к нам ближе, чем он был к древним симитам. Отсюда можно заключить какие усилия нужны, чтобы не допустить проникновение враждебного духа в своё семейство.

Четвёртое. Если сыновним сердцем читать историю Авраама, то мы испытываем личную благодарность к праотцу, и с таким смыслом можем просить Отца Небесного «Не введи нас во искушение Авраамово». Он должен был покинуть родину, а для меня за границей не жизнь. Если у нас правильное отношение к Аврааму, то отсюда возникает молитва как подтверждение сыновства. В молитве человек научается благодарить и просить. Просить не стыдно, если мы обращаемся к родному Отцу. Не введи меня во искушение, которые претерпели за меня праведники, и дай мне долю в их труде. Если я им благодарен, то я могу по совести иметь долю в их труде. И как Авраам не повторял подвигов Ноя, Сифа, Еноса, так будет и в последующей жизни Церкви. Каждая эпоха в жизни Церкви несёт свои труды. Пока я в Церкви, я могу пользоваться всем церковным достоянием. Не маленьким своим лично приобретённым. Не плодами своих добродетелей, не наградами за собственные труды, а всем опытом святости, который никуда из Церкви не уходит. Отцы потрудились, а мне нужно только суметь взять. Просить и благодарить.

Далее. Это центральный момент. Когда Господь говорил с Авраамом, Он говорил «выйди в землю, которую Я тебе укажу». Не было сказано как выйти при живом отце и куда идти. Авраам пошёл, и он, как мы видели, шёл правильно, действовал правильно, действовал точно в каждом конкретном случае. Авраам предпочёл неизвестное известному, невидимое видимому. Эта способность называется «вера». Мы видели, как Авраам в чужой земле умело себя вёл. Умение по вере делать конкретные шаги есть свидетельство живой веры. Живая вера поступательная. Это такое движение в духе, которое предполагает самостоятельность человека. Живая вера – центральный момент в созидании семьи.

Далее. Отношение к своему роду. Первым свидетельством живой веры Авраама, было единственно правильное найденное им отношение к своему роду. Авраам не выходит из послушания отцу. Устроилось так, что Фарра вывел семью из земли Халдейской. Авраам дождался мирной кончины его, однако Авраам не заботится, чтобы похоронить отца в той земле, куда ведёт его Господь. Авраам оставляет гроб отца не так. Не так. Не так будут вести себя потомки Авраама. Они будут заботиться о погребении отцов в земле Ообетованной. Правильно они делали? Правильно. Потомкам Авраама Господь не дал искушения Авраама оставить гроб отца. Через Авраама один раз, и этого достаточно, было засвидетельствовано: верующий любит Бога больше чем отца. Авраам нашёл единственно правильное соотношение того как почитать родителей и как чтить Бога. И это единственный способ не переносить проблемы своих родителей в свою семью. Человек является членом одной семьи как сын или дочь, и он является членом другой семьи как муж или жена. Если проблемы с родителями переходят в новую семью, то они придут одни из семьи мужа проблемы, другие из семьи жены. Это не хаос. Это вполне конкретный кошмар. Церковь учит как его избежать. А именно: в вере почитать родителей.

Далее. Отношение к имуществу. Стоянка в Хоране, где пожил и умер отец Авраама, была долгой. Авраам уходит. Берет с собой только то, что нажито там, в Хоране на месте стоянки. Он ничего не берёт из того, что было нажито в Вавилоне, земле нечестия. Это важное качество для семьи – правильное отношение к имуществу. Соблазн цивилизации это умножение потребностей, когда предложение рождает спрос. Достижения прогресса нужно держать на дистанции от семьи. Не нужно сразу приносить в семью, особенно давать детям, последние изобретения цивилизации. Разумное отношение к потребностям приносит в семью мир.

Далее. Как Авраам приобрёл опытность. Господь открыл Аврааму цель пути – Ханаан. Когда Авраам прошёл Ханаан насквозь, увидел, что земля занята, ничего не сбывается, он проявил терпение и постоянство. Ему Господь явился и удостоверил: всё сбудится вопреки очевидности. Так Авраам испытал что такое опытность, и лучше всего об этом сказал ап. Павел: «Скорбь соделывает терпение». Терпение же – опытность. Опытность – надежду. А надеда не постыжает ибо любовь Божья излилась в сердца наши Духом Святым». Скорбь, терпение, опытность, надежда.

Далее. Опытность верующего есть удостоверенность живой веры. Верующий начинает проявлять мудрость в очень сложных ситуациях. Так, после явления ему Господа, Авраам ведёт себя не дерзко и верно. Он ведёт себя подобно величайшим праведникам: Еносу и Ною. Подобно, но не след в след. Так он обретает свободу.

Первое его действие на земле Обетованной – жертвенник Богу. И когда еврейский народ начнёт возвращаться из вавилонского плена, первой и общей заботой станет отстройка храма. Для мужа первой заботой не о доме, не о шатре, но о Церкви. Так возникает финальный образ семьи – свобода. Ополчение пустыне – особое качество семейной жизни, готовность. Если есть готовность стать военным станом в пустыне, то будет мир в семье, полное единомыслие и согласие.

И последнее. Когда Авраам странствовал по Палестине, он явил многие добродетели. Однако последнее испытание ему было дано Господом в Египте, и история учит нас, что созидание Церкви в новой форме происходит только через мученичество. Созидание церкви в новой форме происходит через мученичество. Церковь должна родиться в муках. Чтобы Авраам и жена стали Церковью, необходимо было не только Аврааму проявить терпение и мудрость, но нужно было Сарре явить высшую добродетель жены. Вот это очень не простой вопрос: что является высшей добродетелью жены. Об этом будем говорить в следующий раз. Это - испытание Авраам и Сарра в Египте, но будем помнить, что образом Церкви Божией является жена. Жена это последнее из творений Божиих. Жена это также первый рубеж обороны от врага рода человеческого, как сказал Господь дьяволу в образе змея «Вражду положу между тобою и между женою». Когда жена исполняет своё высшеслужение, происходит нечто необыкновенное в жизни Церкви.

Чтобы разобраться в этих вопросах, мне потребуется ваше нераздельное внимание, но в следующий раз.