Примечайте

Лабораторная работа №5.

Мультимедиа-возможности Delphi

Большинство современных программ, работающих в среде Windows, являются мультимедийными. Такие программы обеспечивают просмотр видеороликов и мультипликации, воспроизведение музыки, речи, звуковых эффектов. Типичными примерами мультимедийных программ являются игры и обучающие программы.

Delphi предоставляет в распоряжение программиста два компонента, которые позволяют разрабатывать мультимедийные программы:

  • Animate — обеспечивает вывод простой анимации (подобной той, которую видит пользователь во время копирования файлов);
  • MediaPlayer — позволяет решать более сложные задачи, например, воспроизводить видеоролики, звук, сопровождаемую звуком анимацию.

Компонент Animate

Компонент Animate, значок которого находится на вкладке Win32(рис. 11.1), позволяет воспроизводить простую анимацию, кадры которой находятся в AVI-файле.

Рис. 11.1.Значок компонента Animate

Примечайте

Хотя анимация, находящаяся в AVI-файле может сопровождаться звуковыми эффектами (так ли это — можно проверить, например, при помощи стандартной программы Проигрыватель Windows Media), компонент Animate обеспечивает воспроизведение только изображения. Для полноценного воспроизведения сопровождаемой звуком анимации следует использовать компонент меdiaPlayer.

Компонент Animate добавляется к форме обычным образом. После добавления компонента к форме следует установить значения его свойств. Свойства компонента Animate перечислены в табл. 11.1.

Таблица 11.1.Свойства компонента Animate

       
  Свойство Определяет  
  Name Имя компонента. Используется для доступа к свойствам компонента и управлением его поведением  
  FileName Имя AVI-файла в котором находится анимация, отображаемая при помощи компонента  
  StartFrame Номер кадра, с которого начинается отображение анимации  
  stopFrame Номер кадра, на котором заканчивается отображение анимации  
  Activate Признак активизации процесса отображения кадров анимации  
  Color Цвет фона компонента (цвет "экрана"), на котором воспроизводится анимация  
  Transparent Режим использования "прозрачного" цвета при отображении анимации  
  Repetitions Количество повторов отображения анимации  
       

Следует еще раз обратить внимание, что компонент Animate предназначен для воспроизведения AVI-файлов, которые содержат только анимацию. При попытке присвоить записать в свойство FileName имя файла, который содержит звук, Delphi выводит сообщение о невозможности открытия указанного файла (Cannot openAVI). Чтобы увидеть, что находиться в AVI-файле: анимация и звук или только анимация, нужно из Windows раскрыть нужную папку, выделить AVI-файл и из контекстного меню выбрать команду Свойства.В результате этого откроется окно Свойства,на вкладке Сводка(рис. 11.2) которого будет выведена подробная информация о содержимом выбранного файла.

Следующая программа, текст которой приведен в листинге 11.1, демонстрирует использование компонента Animate для отображения в диалоговом окне программы анимации. Вид формы программы приведен на рис. 11.3, а значения свойств компонента Animatel — в таблице 11.2.

Рис. 11.2. На вкладке Сводкаотражается информация об AVI-файле

Рис. 11.3.Форма программы Просмотр анимации

Таблица 11.2.Значения свойств компонента Animate1

       
  Свойство Значение  
  FileName bart.avi  
  Active False  
  Transparent True  
       

После запуска программы в форме выводится первый кадр анимации. Программа обеспечивает два режима просмотра анимации: непрерывный и покадровый.

Кнопка Button1 используется как для инициализации процесса воспроизведения анимации, так и для его приостановки. Процесс непрерывного воспроизведения анимации инициирует процедура обработки события Onclick на кнопке Пуск, которая присваивает значение True свойству Active. Эта же процедура заменяет текст на кнопке Button1 с Пуск на Стоп. Режим воспроизведения анимации выбирается при помощи переключателей Ra-dioButton1 и RadioButton2. Процедуры обработки события Onclick на этих переключателях изменением значения свойства Enabled блокируют или, наоборот, делают доступными кнопки управления: активизации воспроизведения анимации (Buttoni), перехода к следующему (Button2) и предыдущему (Buttons) кадру. Во время непрерывного воспроизведения анимации процедура обработки события OnCkick на кнопке Стоп (Buttoni) присваивает значение False свойству Active и тем самым останавливает процесс воспроизведения анимации.