Объект и предмет исследования в экономике отраслевых рынков. Гарвардская парадигма.

В последние годы все большее число исследователей обращают внимание на необходимость изучения процессов развития отраслевых рынков. Наметившиеся изменения в отечественной экономике проявляются на фоне сокращения во внутреннем валовом продукте доли совокупного выпуска промышленной продукции. В этой связи проблема исследования тенденций развития отраслевых рынков, и в первую очередь индустриальных, является весьма своевременной и важной. Этим объясняется повышенный интерес представителей отечественной экономической науки к относительно новому направлению исследований, носящему достаточно абстрактное название Industrial
Organization
, которое ставит целью изучения закономерностей развития отраслевых рынков, т.е. реального_сектора_экономики.

Мотивами, побуждающими предпринимать попытки к обособлению этой области_знаний,_стали:

1) стремление обеспечить рациональность хозяйствования, способного реагировать на политику свободной_торговли;

2) поиск аргументов в пользу осознанного выбора между политикой регулирования экономики и ее дерегулирования, между развитием частного и государственного секторов;

3) поиск механизма стимулирования технического прогресса посредством выделения фирмам субсидий.

Интерес к анализу отраслевых рынков несколько снизился после Второй мировой войны. Однако уже в 1970-е гг. он вновь пробуждается, что объясняется возрастающим скептицизмом по отношению к эффективности государственного регулирования, осознанием того, что структура рынка существенно влияет на международную торговлю, усиливающимся сомнением по поводу способности промышленных фирм своевременно реагировать на изменения, происходящие в условиях функционирования рынка. В России анализ отраслевых рынков получает развитие в 1990-е гг. в связи с началом осуществления реформ.

Экономическая теория рынков – наука о способах формирования, видах и экономических последствиях функционирования рыночных структур, включающая в себя особенности поведения предприятий на уровне_отдельных_отраслей_и_регионов.

Значение_теории_рынков:

1) показывает, каким образом складывается то или иное поведение хозяйствующего субъекта, как оно модифицируется в зависимости от реальных и предполагаемых действий других экономических агентов,включая_государство;

2) предоставляет классификацию рыночных структур, способы оценки силы влияния экономического агента_на_параметры_рынка;

3) приобретает особую значимость с точки зрения проведения эффективной промышленной и антимонопольной_политики_государства.

Центральным понятием экономики отраслевых рынков является рыночная власть. Рыночная власть – это способность фирмы устанавливать цену, превышающую предельные издержки. На множестве рынков фирмы обладают малой рыночной властью или не имеют ее вовсе, в особенности, если доступ на такие рынки для компаний является свободным. На некоторых рынках рыночная власть может быть значительной. В этом случае она трансформируется в более высокую прибыль. Наличие рыночной власти_определяется_структурой_отрасли. Фирмы могут использовать различные стратегии для установления и сохранения своей рыночной власти. Однако, с динамической точки зрения рыночная власть полезна, поскольку является непременным условием НТП.

Объектом исследования отраслевой организации рынков является изучение механизма, приводящего производственную деятельность в гармоничное соответствие со спросом на товары и услуги. Таким организующим механизмом может быть совершенный рынок, а перебои в его функционировании могут влиять на процесс удовлетворения экономических потребностей.

В современном мире у каждого из институтов – гражданского, государственного и рыночного – есть своя, присущая им роль в удовлетворении потребностей нормально функционирующего общества. Многообразие контактов между всеми субъектами рыночной организации является базой для развития различных рынков: финансового, ресурсного, товарного, рынка труда. Однако предметом курса являются преимущественно товарные рынки, на которых в качестве субъектов присутствуют институты бизнеса, государства и домохозяйства. Именно изучение взаимодействия субъектов рынка в рамках товарной организации производства и является предметом исследования курса.

Важной проблемой теории организации отраслевых рынков служит идентификация факторов, определяющих экономическое положение фирм (например, наличие прямой зависимости доходности капитала фирм от их рыночной доли).

Гарвардская парадигма была разработана профессорами Гарвардской школы Э.Мейсоном и Д.Бейном в 40-х и 50-х. И первоначально была ориентирована на эмпирические исследования. Бейн и Мейсон высказали гипотезу о существовании прямой связи между структурой рынка, поведением фирм и результативностью функционирования рынка.

Объект исследования – возможность предсказывать параметры функционирования рынка после анализа его структуры, базовых условий и поведения фирм.

Парадигма рассматривает отраслевой рынок как совокупность нескольких блоков, взаимодействующих между собой и оказывающих влияние друг на друга. Рассмотрим эти блоки: Базовые условия отраслевого рынка (ОР). Вектор базовых условий состоит из следующих элементов: <производство, потребление, гос механизмы воздействия на рынок, гражданское общество>. Рассмотрим каждый элемент как совокупность более мелких составляющих:

Производство: <объем, эластичность, дифф-ия, территориальное распределение, динамика предложения> Потребление: то же самое для спроса

Государство: <налогово-бюджетная политика, антимонопольная, инвестиционная, инновационная, институциональная, внешнеэкономическая политика>

Гражданское общество: «религия, политика, общество производителей, общество потребителей, экология, криминальное общество»

Структура ОР: границы рынка (продуктовые, географические, временные), количество продавцов, количество покупателей, концентрация продавцов и покупателей, рыночная власть, барьеры входа и выхода, дифференциация.

Поведение фирм (совокупность стратегий фирм, реализованных на данном ОР): продуктовая, ценовая, рекламная, НИОКР, инновационная стратегии, стратегия слияния – поглощения, взаимодействие фирм.

Результативность функционирования ОР: рыночная цена, эффективность производства и распределения ресурсов, акционирование, качество продукта, технический прогресс, прибыльность.


2.Подходы к анализу структуры отраслевых рынков

Существуют два основных подхода к анализу организации отраслевых рынков: гарвардская школа и чикагская школа (анализ с точки зрения теории цен). Первый подход можно назвать системным подходом (с точки зрения парадигмы, получившей название «структура – поведение - результат»). Второй подход базируется на использовании моделей микроэкономики и теории ценообразования.

Гарвардская парадигма была разработана профессорами Гарвардской школы Э.Мейсоном и Д.Бейном в 40-х и 50-х. И первоначально была ориентирована на эмпирические исследования. Бейн и Мейсон высказали гипотезу о существовании прямой связи между структурой рынка, поведением фирм и результативностью функционирования рынка.

Объект исследования – возможность предсказывать параметры функционирования рынка после анализа его структуры, базовых условий и поведения фирм.

Парадигма рассматривает отраслевой рынок как совокупность нескольких блоков, взаимодействующих между собой и оказывающих влияние друг на друга. Рассмотрим эти блоки: Базовые условия отраслевого рынка (ОР). Вектор базовых условий состоит из следующих элементов: <производство, потребление, гос механизмы воздействия на рынок, гражданское общество>. Рассмотрим каждый элемент как совокупность более мелких составляющих:

Производство: <объем, эластичность, дифф-ия, территориальное распределение, динамика предложения> Потребление: то же самое для спроса

Государство: <налогово-бюджетная политика, антимонопольная, инвестиционная, инновационная, институциональная, внешнеэкономическая политика>

Гражданское общество: «религия, политика, общество производителей, общество потребителей, экология, криминальное общество»

Структура ОР: границы рынка (продуктовые, географические, временные), количество продавцов, количество покупателей, концентрация продавцов и покупателей, рыночная власть, барьеры входа и выхода, дифференциация.

Поведение фирм (совокупность стратегий фирм, реализованных на данном ОР): продуктовая, ценовая, рекламная, НИОКР, инновационная стратегии, стратегия слияния – поглощения, взаимодействие фирм.

Результативность функционирования ОР: рыночная цена, эффективность производства и распределения ресурсов, акционирование, качество продукта, технический прогресс, прибыльность.

Микроэкономический подход к анализу организации отраслевых рынков начал разрабатываться главным образом экономистами Чикагской школы. Один из первых сторонников микроэкономического подхода Д. Стиглер даже высказывал точку зрения, что экономика отраслевых рынков не существует, как отдельная область знаний в экономической теории, а просто совпадает с теорией договорных цен в микроэкономике. Развитие этого подхода связано с достижениями в области теории ценообразования, с одной стороны, и с доступностью статистической информации на более детальном микроэкономическом уровне – с другой.

Эта школа исследует проблему выбора, с которой сталкиваются производящие и потребляющие экономические агенты. Отправная точка – закономерности принятия оптимизационных решений.