Основные понятия и термины

 

Агностицизм– отрицание (частично или полностью) возможности познания мира разумом.

Аксиология – философское учение о ценностях как смыслозначимых ориентирах развития и жизнедеятельности, креативно влияющих на мир.

Антропология философская – философское учение о человеке, основных проблемах индивидуального бытия личности (жизнь, смерть, свобода, творчество, любовь и др.).

Бытие– основная и наиболее общая категория философии, обозначающая все, что существует, совокупность всех объектов и субъектов. Понятие бытия было введено Парменидом. Бытию противостоит небытие, которое не имеет положительных определений.

Время– всеобщая форма бытия, выражающая последовательность, длительность событий мира. В философии существует два основных подхода в оценивании времени как феномена: 1) время как постоянный поток перемен, ведущий из небытия в небытие, показывающий абсурдность, бессмысленность всех усилий человека (например, в буддизме); 2) время как выявление сущности вещей, способ их проявления в мире, делающий бытие живущих конечным, а следовательно, наполняющий жизнь ценностью, уникальностью (например, русская философия).

Гносеология – раздел философии, изучающий проблемы познания, главными среди которых выступают истина, субъект и объект познания, методы познания, возможности познания.

Диалектика – концепция, согласно которой мир по своей структуре представляет единое целое, где все взаимосвязано и взаимообусловлено, а с точки зрения состояния он находится в движении, развитии.

Дуализм – философское учение, представители которого рассматривают материальное и идеальное начала как независимые, равноправные, существующие параллельно друг другу.

Идеализм – философские учение, представители которого утверждают первичным, определяющим духовное, идеальное начало, лишь за ним признавая возможность саморазвития; природа, материя же оцениваются как пассивные, сотворенные.

Истина– знание, соответствующее предмету, совпадающее с ним. К основным свойствам истины относят: объективность по источнику и содержанию; субъективность по форме; конкретность; устойчивость, всеобщность.

Логика – наука о формах и законах мышления.

Материализм– философское учение, представители которого исходят из признания первичности материального начала, рассматривают природу как вечную, никем не сотворенную.

Мировоззрение – в широком смысле – совокупность преобладающих в тот или иной период истории предельно общих взглядов на мир и человека в их сложных соотношениях.

Мифология– целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазии, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции.

Объективное и субъективное: объективное – это независимое от субъекта, субъективное – связанное с источником познавательной активности или субъектом (человеком, обществом), обусловленное им.

Онтология – раздел философии, изучающий наиболее общие проблемы и категории бытия (материя, движение, время, пространство и др.).

Религиозное мировоззрение– способ освоения действительности через ее удвоение на естественную, земную, посюстороннюю – и сверхъестественную, небесную, потустороннюю.

Религия – мировоззрение и мироощущение, а также специфические действия (культ), в основе которых лежит вера в сверхъестественное, одного или нескольких богов, чья сущность находится за пределами познания человека.

Философия (от греч. phileō люблю + sophia мудрость) – теоретическая форма мировоззрения; учение о наиболее общих принципах бытия, познания, оценивания, об отношении человека к миру, о законах развития природы, общества, мышления.

Эстетика – учение о природе и формах эстетического (чувственно-образного) отношения к миру.

Этика – учение о морали и нравственности.

 

 

Литература

 

1. Донских, О. А., Античная философия. Мифология в зеркале рефлексии / О. А. Донских, А. Н. Кочергин. – М., 1993.

2. Ильенков, Э. В. Философия и культура / Э. В. Ильенков. – М., 1991.

3. Кессиди, Ф. Х. От мифа к логосу / Ф. Х. Кессиди. – М., 1972.

4. Косарев, А. Философия мифа / А. Косарев. – М., 2000.

5. Кувакин, В. А. Что такое философия? / В. А. Кувакин. – М., 1989.

6. Леви-Брюль, Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении / Л. Леви-Брюль. – М., 1993.

7. Леви-Стросс, К. Структура мифа / К. Леви-Стросс // Вопросы философии. – 1970. – № 7.

8. Лосев, А. Ф. Философия. Мифология. Культура / А. Ф. Лосев. – М., 1991.

9. Мамардашвили, М. К. Как я понимаю философию / М. К. Мамардашвили. – М., 1990.

10. Никифоров, А. Л. Является ли философия наукой? / А. Л. Никифоров // Философские науки. – 1989. – № 6.

11. Ортега-и-Гассет, Х. Что такое философия? / Х. Ортега-и-Гассет. – М., 1991.

12. Тормасов, Б. А. Философы и философия / Б. А. Тормасов. – М., 1998.

13. Филатов, В. П. Научное познание и мир человека / В. П. Филатов. – М., 1989.

14. Франфорт, Г. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека / Г. Франфорт и др. – М., 1984.

15. Хайдеггер, М. Основные понятия метафизики / М. Хайдеггер // Вопросы философии. – 1989. – № 9.

16. Угринович, Д. М. Введение в теоретическое религиоведение / Д. М. Угринович. – М., 1973.

17. Шахнович, М. И. Первобытная мифология и философия / М. И. Шахнович. – Л., 1971.

18. Ясперс, К. Философская вера / К. Ясперс // Смысл и назначение истории. – М., 1991.

19. Sellars, R. W. The principles, perspectives and problems of philosophy / R. W. Sellars. – N.Y., 1970.

20. Wisdom, J. O. Philosophy and its place in our culture / J. O. Wisdom. – N.Y., 1975.