Мировоззрения

Тема 1

Философия

Как теоретическая форма

мировоззрения

 

 

1. Философия и мировоззрение. Философия – одна из самых древних и интересных областей человеческого знания,духовной культуры. Она существует уже более двадцати пяти столетий. Возникнув в странах Древнего Востока, своего наивысшего расцвета философия достигает в Древней Греции. В трудах древнегреческих ученых впервые появляются и сами термины «философ», «философия». В буквальном смысле слово философия переводится как «любовь к мудрости». В древности понятие «мудрость» имело особый смысл, оно подразумевало стремление к интеллектуальному постижению мира, основанному на знании и бескорыстном служении истине. Причем мудрость означала не простое накопление механической суммы знаний отдельных вещей, а стремление понять мир как целостный и единый в своей основе.

В своих размышлениях мудрецы и ученые искали ответы на вопросы: в чем сущность мира? как он устроен? есть ли что-то общее, что свойственно всем без исключения явлениям мира? конечен или бесконечен мир? каково место человека в мире? что такое истина? в чем смысл жизни человека? что такое смерть и есть ли бессмертие? и т.д. Сама постановка таких вопросов, а также поиск ответов на них относится к проблеме мировоззрения. Мировоззрение – более широкое понятие по сравнению с философией, поэтому определение сущности философии должно начинаться с анализа и определения термина «мировоззрение».

Мировоззрение в широком смысле представляет собой совокупность преобладающих в тот или иной период истории предельно общих взглядов на мир и человека в их сложных соотношениях. В мировоззрении соединены особенности эмоционального, психологического и интеллектуального отношения человека к миру: его чувства, разум, сомнения и убеждения, знания и оценки. Мировоззрение в значительной степени определяет принципы поведения и деятельности человека, формирует его идеалы, моральные нормы, социальные и политические ориентации и т.д. Мировоззрение формируется как особого рода отражение общественного бытия в различных областях человеческой жизни, практики, культуры.

В научной литературе сложились следующие подходы к определению мировоззрения как феномена: «Сцепление и взаимосвязь универсалий культуры создают обобщенную картину мира, вводят систему предельно общих представлений о природе, обществе, сознании. Эта картина есть то, что называют мировоззрением соответствующей эпохи»[1]; «Мировоззрение есть не что иное, как общественное самосознание, воплощающееся в индивиде как единство его нравственных, философских и иных ценностных представлений»[2]. Мировоззрение создает определенную картину мира, благодаря которой человек и общество в целом не только понимают и осмысливают мир, но и оценивают его процессы, «переживают» их соответственно своей системе ценностей, своеобразие которой характеризует культуру конкретной эпохи. Мировоззрение эпохи, типа цивилизации – это особый дух времени, способ видения мира, форма его чувствования и уже затем стиль его осмысления и понимания.

В историко-философских работах анализ мировоззрения в советский период не был приоритетным (исключения составляют работы А.Я. Гуревича, М.А. Барга), что в целом было обусловлено господством «исторического экономизма». В результате изучение проблем культуры, религии, философии и т.д. оказалось самостоятельным и органически не связанным с анализом исторического процесса, с одной стороны, и обозначило пробел в исследовании истории ментальности, духовного, в частности мировоззренческого потенциала в развитии общества – с другой. Исследователи досоветского периода, напротив, были поглощены именно этой проблематикой, о чем свидетельствуют труды А. Хомякова, И. Киреевского, П. Юркевича, П. Лаврова, Н. Михайловского, Н. Кареева, П. Новгородского и др. Эти авторы, находясь на различных философских и идейных позициях, были едины в оценке духовного фактора как одного из ведущих в развитии как отдельной личности, так и общества в целом. Особенностью их подхода в исследовании феномена мировоззрения явилось выделение идеи цельности, то есть утверждение необходимости единения в одно гармоничное целое нравственного, религиозного, научного, философского типов мировоззрения. Так, Н. Кареев писал: «Полное миросозерцание должно быть и научным и вместе с тем этическим,... складываться не только из знания, но и из веры...»[3] Именно мировоззрение, по мнению славянофилов, являлось главным основанием для деления человечества на Запад, Восток и Россию.

«Западная» школа в исследовании мировоззрения в истории имеет свои глубокие традиции. Анализ европейской литературы XVIII–XIX вв., в частности произведений П. Гиро, Т. Рибо, Р. де Жювиньи, Дж. Леббока, Г.Ф. Кольба, В. Зомбардта, Дж.В. Дрэпера, свидетельствует о том, что ученые видели своей основной задачей описание истории через изучение мировоззрения различных эпох. В XX в. в европейской науке наибольшие заслуги в изучении мировоззренческих проблем истории принадлежат французской «Новой исторической школе» (также называемой школой «Анналов»). Ее подход к истории отличает в первую очередь комплексность, понимаемая как равноправность в изучении и оценке материальных, социальных и духовных отношений. Особый вклад в изучение истории ментальности внесли Л. Февр, М. Блок, М. Фуко, Ф. Арьес, Ж. Ле Гофф, в центре внимания которых были «история ментальностей», «массовое и элитарное сознание», «коллективные представления», картина мира, нравы, эмоции и формы поведения людей на различных стадиях развития европейской истории.

Большинство исследователей разделяют утверждение о том, что мировоззрение имеет сложный, синтетический характер и включает в себя различные уровни, компоненты, аспекты. Основу, фундамент мировоззрения составляют мировоззренческие ориентиры и ценности – смысло-значимые приоритеты существования, по направлению к которым человек проявляет свою активность. Мировоззренческие ориентиры всегда связаны с целеполаганием. Они присущи не только человеку, но и обществу в целом, той или иной эпохе развития цивилизации. Другими важнейшими компонентами мировоззрения выступают идеалы, верования, убеждения, знания, оценки, переживания, эмоции субъекта. Мировоззрение включает и общую «картину мира» – представления и знания о структуре, порядке, генезисе, динамике мироздания. Таким образом, природа мировоззрения базируется на различных основаниях: особенностях эмоциональной, нравственной, интеллектуальной, психической жизни личности.

В структуре мировоззрения обычно выделяют два уровня: обыденный и теоретический. Обыденное мировоззрение формируется стихийно, не целенаправленно, оно порождается непосредственными условиями жизни и передается из поколения в поколение опытом людей. Это мировоззрение называют житейским, оно понимается иногда как здравый смысл, традиционные представления о мире и человеке. Оно, как правило, сориентировано на практические вопросы. Приобретая знания на этом уровне, человек не ставит себе целью познание ради познания, открытие истины, поиск закономерностей. Процесс познания осуществляется для какой-либо жизненной цели, и представление о чем-то новом происходит спонтанно, сопровождая практический результат. Житейское мировоззрение не опирается на доказательства, часто наполнено противоречивыми представлениями, ориентирами, ценностями. Теоретическое мировоззрение, напротив, стремится к поиску истины, открытию законов и закономерностей мира, оно системно, логично, предполагает опору на доказательства и аргументы. Существует две основные формы теоретического мировоззрения: наука и философия.

Мировоззрение является историческим феноменом, то есть представления человека о мире и о себе изменялись с течением времени. При этом можно выделить три исторических формы мировоззрения: мифология, религия и философия. Рассмотрим каждый из названных типов отдельно.

2. Мифологическое мировоззрение. Мифология – это универсальная форма общественного сознания, которая преобладала на ранних этапах развития человечества. Мифологическое мировоззрение характерно для современных первобытных народов (коренных жителей Австралии, Океании, крайнего Севера, Африки, Северной Америки, Амазонии и т.д.). В основе этой формы мировоззрения лежит миф – особый способ отражения действительности в сознании человека, характеризующийся чувственно-образными представлениями об окружающем мире. Мифы были первой попыткой обобщить и объяснить различные явления природы и общества в условиях, когда человек еще не выделял себя из природной среды. Они явились воплощением бессознательных коллективных представлений народов, воплощенных в поэтической, художественной форме.

Основными чертами мифологического мировоззрения являются:

ü ориентир на гармонию человека и природы. Это выражалось в целостном понимании человека в составе природы, вело к метафорическому сопоставлению природных и социальных объектов, очеловечиванию сил природы, частей космоса;

ü сверхъестественный, иррациональный характер. Данный тип мировоззрения опирается на чувственность и интуицию, для обоснования суждений при этом не обязательны логические или фактические доводы. Объяснение мира и его явлений в мифе, как правило, не было связано с попыткой доказательств и сводилось к рассказам о его происхождении;

ü коллективный характер, то есть оно формируется, передается и проявляется в больших коллективах людей (род, племя, нация, государство);

ü консервативность, догматизм, опора на традиции – следование установленному ранее порядку, поддерживающему гармонию с окружающим миром, существующее положение вещей, систему власти или авторитетов;

ü символичность – наполненность внутренними смыслами и значениями, в кодированной форме выражающими коллективные бессознательные и осознанные переживания людей.

Мифы выполняли различные функции: поддерживали и объясняли существовавшие в обществе ценности; осуществляли связь между поколениями; объясняли «картину мира», явления природы; показывали взаимосвязь человека и его действий с миром. Миф для рассказывавших его людей не был вымыслом, в него искренне верили. В жизни современного нам общества миф может быть реальностью социальной и политической жизни.

В целоммифологическое мировоззрение –это целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазии, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции. Мифология синтезировала в себе различные функции мировоззрения, однако они были еще недостаточно развиты. В них в основном преобладали нормативно-регулятивная и оценочная функции. Все происходящее в мифах приобретало значение своеобразного образца для воспроизведения. Наряду с повествованием о событиях, важных для людей, их настоящем и будущем, утверждалась принятая в обществе система правил и ценностей. Это было определенное моделирование человеческого поведения в определенных условиях. Мифы служили своего рода способом сохранения жизненного опыта народа. При этом запоминались не только представления о действительности, но и приемы мышления, которые помогали ориентироваться в окружающем мире.

Проблемы мифологического мировоззрения подробно исследовались в трудах Э. Тайлора, К. Леви-Стросса, Л. Леви-Брюля, Дж. Фрэзера, А.Ф. Лосева, С.А. Токарева, М.И. Шахновича, Е.М. Мелетинского.

3. Религиозное мировоззрение. Следующей формой мировоззрения выступает религия – мировоззрение и мироощущение, а также специфические действия (культ), в основе которых лежит вера в сверхъестественное, одного или нескольких богов, чья сущность находится за пределами познания человека. Характерными чертами религиозного сознания являются: высокая степень абстракции, отвлеченности от реального мира; раздвоенность мира в сознании людей; фантастический характер образов религиозного сознания; иллюзорность (то есть переживание как реального того, что в действительности не существует); вера в сверхъестественное. Религия также стремилась объяснить мир, существование в нем сил природы, жизни и смерти, и первоначально важнейшей функцией религии и было объяснение мира. Затем, по мере развития знания и появления новых форм объяснения природных процессов функции религии изменились. Религия стала играть в обществе роль поддержания ценностей, утешения, облегчения жизни, а также важнейшего средства общения и объединения людей.

Религиозное мировоззрение, как и мифологическое, консервативно, традиционно, не приветствует новшеств, авторского подхода, избегает критики, сомнений. Это мировоззрение отличается внутренней стабильностью, следованием в направлении веками сложившихся ценностей и идеалов, ясностью смысложизненных ответов, положительным решением проблемы поиска бессмертия. Целью религии является спасение как обретение в результате праведной жизни некой бесстрадательной формы бессмертия и высшего совершенства. Религиозное мировоззрение многообразно по формам выражения: например, в некоторых учениях отвергаются идея Бога-творца, существование души, сотворение мира высшими силами и т.д. Функции религии также отличаются широтой и разнообразием:

ü объяснение происхождения мира, его явлений и человека;

ü утверждение моральных запретов и идеалов;

ü разрешение проблем смысла жизни и смерти;

ü возвышение человека над обыденностью, абсурдностью повседневного существования, внесение высшего значения в его жизненный путь и земные страдания;

ü компенсация за тяготы жизни, надежда на справедливость Высшего суда в послесмертном бытии;

ü общение среди членов религиозного сообщества;

ü объединение и консолидация народов на основе единой веры и др.

Мифологическое и религиозное мировоззрение в своей основе обыденное, жизненно-практическое, оно не ищет доказательств и рационального объяснения. Религиозное мировоззрение отличается от мифологического по способу духовного освоения действительности. Мифологические образы и представления были многофункциональны: в них в еще не развитой форме переплеталось познавательное, художественное и оценочное освоение действительности, что создавало предпосылку для возникновения на их основе не только религии, но и различных видов литературы и искусства.

Неотъемлемой чертой религиозных мифов и представлений является их догматизм, несмотря на то, что религиозные образы допускают различные истолкования, в том числе абсолютно противоположные. Поэтому на основе одной системы религиозных догм всегда складывается множество различных направлений, например, в христианстве – католицизм, православие, протестантизм. В то же время, возникнув, религия сохраняет известный запас представлений на протяжении нескольких веков, поддерживая его стабильность.

Еще одной особенностью религиозных образов и представлений является то, что в них скрыта иррациональность, которая подлежит восприятию только верой, а не разумом. Последний вскрывает смысл образа, но не опровергает и не разрушает его. Эта особенность религиозного образа лежит в основе признания приоритета религиозной веры над разумом. Центральное место в религиозном мировоззрении занимает образ или идея Бога. Бог во многих религиях рассматривается в качестве первоначала и первоосновы всего существующего, источник блага и истины. В целом главной особенностью религиозного мировоззрения является разделение мира в сознании верующих на «этот» и «потусторонний», «божественный» и «тварный», в отличие от единства мира в мифологическом мировоззрении.

Таким образом, религиозное мировоззрение – это способ освоения действительности через ее удвоение на естественную, земную, посюстороннюю – и сверхъестественную, небесную, потустороннюю. Религиозное мировоззрение прошло длительный путь развития, от первобытных до современных (национальных и мировых) форм.

Обстоятельные исследования по религиозному сознанию принадлежат таким философам, как Г.В.Ф. Гегель, Вл. Соловьев, П. Флоренский, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Дж. Фрэзер, Д.М. Угринович, И.Н. Яблоков, А.П. Романова.

4. Философское мировоззрение. Если религия основана на чувственных образах и вере, то философия, прежде всего, – на разуме и доказательствах. Содержание же их во многом совпадает. В отличие от двух рассмотренных нами форм мировоззрения, философское мировоззрение является теоретическим и имеет ряд других качественных особенностей. Однако философия – это не только теория. Научно-теоретические знания составляют лишь одну сторону содержания философии. Другой же стороной выступает иной компонент сознания – духовно-практический. Он выражает смысложизненный, ценносто-ориентирующий тип философского сознания в целом.

Особенностями философского мировоззрения является также творческий характер ее выражения, философствование всегда должно быть свободно от любой внешней для него цели. Оно не может твориться по заказу, иначе оно станет идеологией. Философия всегда стремится к доказательности, подтверждению своих знаний логически. И вместе с тем она не имеет открытых истин, решенных проблем, закрытых вопросов. Философия– теоретическая форма мировоззрения; учение о наиболее общих принципах бытия, познания, оценивания, об отношении человека к миру, о законах развития природы, общества, мышления. В целом характерными чертами философского мировоззрения выступают:

ü свободный, плюралистический характер;

ü творческая сущность, ценность нового, авторского, личностного;

ü рациональность – опора на доказательства, логика, системность, целенаправленность, упорядоченность суждений;

ü критичность, стремление все подвергать сомнению, проверкам;

ü «бескорыстность» (если целью религии выступает спасение, науки – улучшение условий жизни, то для философии главным является познание Истины, смысла и значения мироздания);

ü открытость, незавершенность философских проблем;

ü оценочность, стремление приобщить человека к высшим духовным ценностям и др.

Философия имеет своими задачами целостное, системное объяснение мира; она стремится исследовать наиболее общие законы явлений, отношений и взаимосвязей мира. Для обозначения этих свойств, отношений, связей она вырабатывает соответствующие им логические понятия – философские категории: бытие, сознание, материя, время, движение и др. Философские категории не имеют чувственного аналога, их можно только мыслить.

Одной из важнейших философских проблем выступает проблема соотношения материального и духовного. Различные ее решения во многом образует основу философских учений, которые являются либо монистическими (исходящими из признания одного начала мира), либо дуалистическими (исходящими из признания двух начал мира). Философский монизм также неоднороден. На протяжении существования философского знания он выступал как материализм и как идеализм в двух его разновидностях: объективный и субъективный. Материализм исходит из признания первичности материального начала, рассматривает природу как вечную, никем не сотворенную. Идеализм определяющим объявляет духовное первоначало, лишь за ним признавая возможность саморазвития; природа же оценивается как пассивная, сотворенная. Однако идеалисты расходятся в его толковании. Одни считают, что духовное начало, обусловливающее все происходящее в мире явлений, существует в виде человеческого сознания, ощущений, восприятий, представлений (субъективный идеализм). Другие духовное первоначало представляют в виде объективного или абсолютного сознания, духа, чистой идеи и т.п. (объективный идеализм). В философии предполагалась попытка соединить оба подхода, что выразилось в дуалистических учениях. Дуализм – философское учение, представители которого рассматривают материальное и идеальное начала как независимые, равноправные, существующие параллельно друг другу.

Основной вопрос философии включает в себя, помимо вопроса о первичности материального и духовного, также вопрос о познавательном отношении человека к миру. Материалисты рассматривают познание мира как отражение в человеческом сознании независимой от него реальности. Идеалисты же выступают против теории отражения, истолковывают познавательную деятельность то как комбинирование чувственных данных, то как конструирование объектов познания посредством априорных (доопытных) категорий, то как чисто логический процесс получения новых выводов из имеющихся аксиом и допущений. Сторонники агностицизмаотрицают (частично или полностью) возможность познания мира разумом.

Должного внимания заслуживает и вопрос о том, как мир устроен, какие существуют связи и отношения между предметами и явлениями, процессами, какие законы характеризуют этот мир с точки зрения движения и развития. Иначе говоря – вопрос об общей структуре мира и состоянии, в котором последний находится. Этот вопрос нашел свое решение в двух основных концепциях – диалектической и метафизической. Диалектика – концепция, согласно которой мир по своей структуре представляет единое целое, где все взаимосвязано и взаимообусловлено, а с точки зрения состояния он находится в движении, развитии.

Согласно метафизике, мир по своей структуре – это совокупность не связанных между собой предметов, явлений, процессов. Что касается состояния мира, то метафизика признает движение и развитие только в ограниченных рамках, как уменьшение и увеличение, как повторение.

Решение проблемы общей структуры мира, включающего в себя и человека, и состояние, в котором он находится, представляет собой относительно самостоятельный вопрос. Он может решаться в принципе одинаково при различном подходе к основному вопросу философии, то есть материализм может быть метафизическим и диалектическим. Точно так же и идеализм может быть как метафизическим, так и диалектическим.

Следовательно, материализм и идеализм, метафизика и диалектика – различные способы раскрытия отношения «человек – мир». Это отношение является универсальной проблемой для всех эпох человеческой истории – от возникновения человека и до тех пор, пока не прекратится его существование. Хотя на каждом этапе истории оно наполняется конкретным содержанием и осознается по-разному, осмысление его есть необходимое условие жизнедеятельности общества в его поступательном развитии.

Целостность, системность предмета философии обусловливает ее сложную многоуровневую структуру, которую можно представить следующим образом:


 

Раздел философии Предмет изучения Основная проблема Философы и направления, связанные с разработкой данных проблем
Онтология Проблемы бытия: материя (формы и атрибуты) и сознание; развитие и структура; первооснова и генезис мира и др. Что является первоосновой мира, каковы главные источники его динамики? Санкхья, вайшешика, буддизм, джайнизм, элеаты, Демокрит, Платон, Аристотель, Н. Кузанский, Р. Декарт, Б. Спиноза, М. Хайдеггер, Н. Гарт- ман, П.А. Алексеев, Э.В. Ильенков и др.
Социальная философия Общество и его компоненты; общественное бытие и общественное сознание; личность и социум и др. От чего зависит развитие общества; каков идеальный способ правления и форма социального устройства; какова природа государства; какова роль личности? Конфуцианство, даосизм, легизм, Платон, Аристотель, Августин, Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Вико, И. Гердер, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, марксизм, В. Соловьев, О. Шпенглер, А. Тойн- би, К. Ясперс, А.С. Па-нарин, И.А. Гобозов, С.Э. Крапивенский и др.
Философская антропология Индивидуальное бы-тие человека; Душа, Я, самость; смысл жизни, смерть и бессмертие, свобода, любовь, творчество и др. Что такое человек, какова его истинная природа; в чем смысл его жизни и смерти, каковы его возможности в мире? Санкхья, йога, веданта, буддизм, даосизм, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, стоики, Августин, М. Монтень, И. Кант, В. Соловьев, экзистенциализм, психоанализ, Н. Федоров, М. Шелер, Б.В. Марков, Н.В. Омельченко и др.
Гносеология (эпистемология) Процесс познания; истина, знание; субъект и объект познания; возможности и пределы познания и др. Возможно ли (и каким образом) адекватное познание; Что есть истина? Ньяя, Демокрит, Платон, Фома Аквинский, В. Соловьев, эмпиризм, рационализм, интуитивизм, позитивизм, марксизм, структурализм, агностицизм и др.
Этика Нормы поведения, заповеди, ценности, идеалы, добродетели личности и общества Как возможно нравственное развитие человека и человечества? Буддизм, джайнизм, конфуцианство, даосизм, Сократ, Эпикур, стоики, Августин, И. Кант, В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Франк, А.А. Гусейнов и др.
Аксиология Ценности; их природа; субъект и объект ценностного отношения; ценностно-ориентационная деятельность и твор-чество В чем состоит сущность и природа ценностей; как возможна реализация ценностей, ключевых жизненных смыслов человека? Платон, Р.Г. Лотце, Г. Риккерт, В. Виндельбанд, М. Шелер, В. Франкл, А. Мас-лоу, Н. Лосский, Н. Бердяев, М.С. Каган и др.
Эстетика Эстетические явления и процессы творчества В чем заключаются сущность и природа прекрасного, роль красоты в мире? Аристотель, И. Кант, В. Соловьев, М. Бахтин, Л. Столович
Философия науки Характеристики научного познания, его структура, динамика, эволюция, методы, идеалы и нормы Каковы возможности научного познания, в чем состоят критерии научности? О. Конт, Р. Карнап, Г. Башляр, К. Поппер, Т. Кун, П. Фейерабенд, Я. Хинтикка, В.С. Степин и др.

Кроме названных отраслей в философии появляются и более «узкие», конкретные области, такие как философия права, философия истории, философия языка, философия естествознания и др. Объект и предмет их изучения связаны с синтезом философских принципов и отдельных конкретных наук, в результате чего возникает теория высшего уровня абстракции, в которой открываются законы, вырабатываются категории, применимые в той или иной области знания.

По многим признакам философское мировоззрение близко научному, и можно назвать следующие общие присущие им черты: стремление к познанию истины; опора на доказательства; систематически изложенные теории; научный предмет, методы изучения, наличие специалистов, учебных пособий и т.д.; наукообразный язык, дискурсивность; выявление законов, закономерностей явлений мира.

Однако можно выделить и существенные различия, не позволяющие сводить философию к научному мировоззрению в полной мере: в философии не существует открытых, разрешенных проблем; философские суждения во многом опираются на субъективный опыт, не имеет общего критерия объективности; в философии отсутствует единая теория, доктрина, парадигма; не существует единого философского языка; философия оценочна, то есть стремится не только объяснить законы развития природы и общества, но и приобщить человека к высшим духовным ценностям.

Таким образом, философия есть форма мировоззрения, основанная на рациональных, творческих способностях человека, развивающаяся в условиях свободы, дискуссии, диалога как поиск высших смыслов и ценностей, попытка осмыслить мир как единый в своей основе. Как же происходило развитие философии в истории человечества? Для ответа на этот вопрос обратимся к рассмотрению важнейших ступеней ее становления от первых цивилизаций древнего Востока и до современности.