Автоматические идентификационно-информационные системы
Автоматическая идентификационно-информационная система (АИС) является техническим средством, использующим взаимный обмен между судами, а также между судном и берегом, с целью опознавания судов, решения задач по предупреждению столкновений, контроля соблюдения режима плавания.
Согласно правилу 19 главы 5 «Конвенции по охране человеческой жизни на море» (СОЛАС), все совершающие международные рейсы суда валовой вместимостью от 300 рег.т. и более, каботажные грузовые суда от 500 рег.т. и выше, рыболовные суда, военно-морские, пограничные корабли и суда специального назначения, а также пассажирские суда независимо от их размера, должны быть оборудованы АИС.
Назначение АИС, ее режимы работы.
Документы, определяющие использование АИС в судовождении
Назначение АИС. Автоматические идентификационно-информационные системы предназначены:
* для обмена навигационными данными между судами при их расхождении в море;
* для передачи данных о судне и его грузе в береговые службы;
* для передачи с судна навигационных данных в береговые системы управления движением судов (СУДС) с целью обеспечения более точной и надежной его проводки в зоне действия СУДС. По линии АИС с берега могут передаваться навигационные и метеорологические предупреждения на суда, плавающие в прибрежных водах.
При намечаемом дальнейшем сопряжении судовой АИС со станцией спутниковой связи ИНМАРСАТ-С станет возможным осуществлять мониторинг флота в глобальном масштабе, включая прибрежные воды, рыболовную и экономическую зоны.
Режимы работы АИС.
Основным режимом работы судовой АИС является «автономный и непрерывный» режим. Судовая АИС в этом случае передает блоки информации на одной частоте (161,975 МГц (AIS-1) или 162,025 МГц (AIS-2). с короткими временными интервалами. Автономный режим используется при работе АИС во всех районах плавания.
При необходимости представители компетентной власти в районе действия СУДС могут переключить АИС с «автономного режима» на один из следующих режимов:
* «назначенный» (предписанный режим) - при котором интервал передачи данных либо различных блоков информации судовой АИС устанавливается дистанционно с берега;
* «по запросу» (контролируемый режим) - когда данные передаются судовой АИС только в ответ на запрос с берега или от другого судна.
Для предотвращения несанкционированного распространения данных АИС следует выполнять требования Резолюции ИМО MSC/43(64) - «Руководство и критерии для систем судовых сообщений».