Символизм
Символизм- художественное направление
конца 19 - начала 20 веков. как противовес
буржуазному искусству – реализму и импрессионизму.
В нем отразился страх художников перед окружающим
миром с его научными и техническими достижениями,
заслонившими духовные идеалы прошлых
эпох.Символизм характеризуется:
- дуализмом идеального и материального;
- противопоставлением социального и
индивидуального;
- сближением духовно-нравственного с
религиозным.
Для символизмаважна затаенная, скрытая
сторона того или иного явления.
Символизм , европейское литературно-
художественное направление конца 19 - начала 20 вв.
Художники-символисты отрицали реализм и считали,
что живопись должна воссоздавать жизнь каждой
души полную переживаний, неясных, смутных
настроений, тонких чувств, мимолётных впечатлений,
должна передавать мысли, идеи и чувства, а не
просто фиксировать предметы видимого мира. Однако
подчеркнем, что они писали не отвлеченные сюжеты,
а реальные события, реальных людей, реальные
мировые явления, но в метафоричной и наводящей на
размышления манере.
В основе выражения язык души и мыслей лежал
образ-символ, в котором и заключается смысл
художественного произведения.
Среди сюжетов преобладали сцены евангельской
истории, полумифические-полуисторические события
средневековья, античная мифология. В общем, все
связанное с религиозным или мифологическим
подтекстом. Поэтому работы художников этого
направления проникнуты мистицизмом, все
произведения символистов передают ощущение
сверхъестественного и потустороннего.
Художники искали вдохновения в тех же
образах и сюжетах: темы смерти, любви,
порока, греха, болезни и страданий,
эротика привлекали их. Характерной
чертой движения было сильное мистико-
направления проникнуты мистицизмом, все
произведения символистов передают ощущение
сверхъестественного и потустороннего.
Художники искали вдохновения в тех же
образах и сюжетах: темы смерти, любви,
порока, греха, болезни и страданий,
эротика привлекали их. Характерной
чертой движения было сильное мистико-
религиозное чувство. Художники-
символисты часто обращались к
аллегории, мифологическим и библейским
сюжетам.
Черты символизма отчетливо
прослеживаются в творчестве самых
разных мастеров – от Пюви де Шаванна,
Г.Моро, О.Редона и прерафаэлитов до
постимпрессионистов (П.Гогена, Ван Гога,
«набидов» и др.), работавших во Франции
( родине символизма).Символично и
искусство мастеров эпохи Возрождения (С.
Боттичелли, Л. да Винчи а Италии, А.
Дюрер в Германии, Я. Ван Эйк, И. Босх, П.
Брейгель в Нидерландах). Мы также видим
черты символизма в мистических и
призрачных работах художников течения
борокко и романтизма (Ф. Гойя и К.-Д.
Фридрих).
Для всех представителей этого направления
характерны поиски собственного изобразительного
я з ы к а : о д н и у д е л я л и о с о б о е в н и м а н и е
декоративности, экзотическим деталям, другие
стремились к почти примитивной простоте
изображения, четкие контуры фигур перемежались с
размытыми, теряющимися в туманной дымке,
очертаниями силуэтов. Такое стилевое многообразие
в совокупности с освобождением живописи «от оков
достоверности» создало предпосылки для
формирования многих художественных тенденций 20
в.