Маньеризм и классицизм в Италии, характеристика, представители

Маньери́зм (от итальянского maniera, манера) —появился в Италии (Флоренция, Рим и т.д.) в XVI — первой трети XVII века. Характеризуется утратой ренессансной гармонии между телесным и духовным, природой и человеком. Некоторые исследователи (особенно литературоведы) не склонны считать маньеризм самостоятельным стилем и усматривают в нём раннюю фазу барокко. Важной особенностью маньеризма как стиля был его аристократизм, недемократичность, ориентированность на вкусы богатых владельцев, в целом придворный характер. Главными заказчиками и потребителями искусства маньеризма была церковная и светская аристократия.

Характерными особенностями художественного решения работ, относящихся к стилю маньеризма, можно считать эротизм, взвинченность и изломанность линий, удлинённость или даже деформированность фигур, напряжённость поз, необычные или причудливые эффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой, использование едкой хроматической гаммы, перегруженность композиции, почти полный отказ от классических канонов в архитектуре, в композициях картин, потеря гармонии ради диссонансов, тревожности, асимметрии, чрезвычайного воздействия на чувства и сознание заказчика и зрителя.

К живописцам маньеризма относят Франческо Пармиджанино(«Автопортрет в выпуклом зеркале»), Якопо Понтормо(«Встреча Марии и Елизаветы»), Джорджо Вазари(«Персей и Андромеда»).

К ведущим скульпторам-маньеристам относят Бенвенуто Челлини(«Сальера»).

Маньеризм в архитектуре выражает себя в нарушениях ренессансной сбалансированности; использовании вызывающих у зрителя ощущение беспокойства структурных решений, элементов гротеска. К наиболее значительным достижениям архитектуры маньеризма относятся Палаццо дель Те в Мантуе (работа Джулио Романо) и Библиотека Лауренциана во Флоренции, спроектированная Микеланджело.

Классицизм-художественный стиль в европейском искусстве XVII - начала XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства как к идеальному эстетическому эталону. Идейным вдохновителем классического направления и «отцом» искусствоведения считается Винкельман, подошедший к изучению античных памятников архитектуры с научной точки зрения в своих трудах, посвященных древним искусствам. Распространению идей классицизма способствовали произведения знаменитого мастера архитектурных пейзажей Джованни Пиранези, посвятившего целую серию офортов видам римских развалин, а также перспективная живопись Панини и необыкновенные композиции «живописца руин» Гюбера Робера.

Главным основоположником классицизма в архитектуре Италии считается Палладио.Сам Палладио, активно использовавший в своих постройках античный ордер, опирался на труды древнеримского архитектора Витрувия, написавшего в I в. до н.э. «Десять книг об архитектуре». Самым значимым произведением Палладио, в котором мастер в полной мере применяет формы античных храмов, считается вилла Ротонда.

Несмотря на наличие памятников античной и ренессансной архитектуры, развитие в Италии архитектуры классицизма происходит достаточно медленно в связи со сложным политическим и, как следствие, экономическим положением страны, из-за которого большинство итальянских архитекторов предпочитают вести активную строительную деятельность в России и Европе.

Во многих итальянских постройках можно увидеть сочетание типичных барочных элементов с классической ордерной системой древней Греции, присутствующей как в виде колонн, так и в виде пилястр. Кроме того, нередким становится использование арок, колоннад, портиков и ротондных композиций.

Главным проводником итальянского классицизма считается Пьермарини, спроектировавший знаменитый театр Ла-Скала, который по своему художественному языку более близок к произведениям эпохи ренессанса, нежели к античности.