Составьте словосочетания с приведенными словами, учитывая возможность двоякого произношения.
Перечница, шапочный, сердечный, копеечный, калачный.
Упр. 3 (устно)
Прочитайте правильно слова с сочетаниями щн и чн. В каких словах произношение [шн] является нормой, а в каких – отклонением?
Скворечник, полуночный, пустячный, прачечная, овощной, будущность, изящный, маломощный, насущный, помощник, немощный, сообщник.
Упр. 4
Разделите слова на две группы в зависимости от произношения мягкого или твердого согласного перед [е].
1. Мягкий согл.:
2. Твердый согл.:
Интервидение, интервью, интервокальный, интермедия, интерн, интернат, интернировать, интернационал, интерпретация, интерполяция, интерьер, интерферон, реглан, резерв, резидент, резолюция, резервуар, резус, резонатор, резюмировать, рейс, рейд, рейтинг, резюме.
Упр. 5 (устно)
Прочитайте слова с сочетаниями согласных. Охарактеризуйте расхождения между произношением и написанием слов.
Безжалостный, бесшумный, визжать, влезший, дрожжи, жужжать, заносчивый, зодчий, изжариться, изжелта-зеленый, отцепиться, падчерица, подписчик, расчистить, расщепить, сзади.
Упр. 6
Определите, в каких словах есть непроизносимые согласные.
Астма, волюнтаристский, гигантский, заводской, крестник, лаборантка, предпраздничный, прихвастнуть, совестливый, солнце, студентка, тростник, уместный, частник, чувствовать, шестнадцать.
Упр. 7
Исправьте орфографические ошибки, связанные с неправильным произношением слов. Объясните значения слов.
Скурпулёзный, архирей, юрист-консульт, экскалация, комфорка, мукулатура, тубаретка.
Упр. 8
Вставьте пропущенные гласные.
Пл_тишь, упл_чено, запл_чено, недопл_тит, перепл_ченный, припл_ченный, од_лживать, отср_чивать, присв_ивать, приур_чивать, обусл_вливать.