Языковая норма

Языковая норма –принятые в общественно-речевой практике образованных людей правила произношения, грамматические и другие языковые средства, правила словоупотребления [27, с. 163].

По определению Л.А. Введенской, автора учебника «Риторика и культура речи», языковая норма – это правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка [3, с. 103].

Норма как совокупность стабильных и унифицированных (упорядоченных) языковых средств и правил их употребления является специфическим признаком литературного языка.

Норма обладает следующими основными признаками:

1. Кодификация.

2. Обязательность для всех носителей русского языка.

3. Относительная устойчивость.

4. Историческая изменчивость.

Кодификация литературной нормы – ее официальное признание и описание в словарях, справочниках, грамматиках русского языка. Кодификация дает возможность обеспечить большую устойчивость нормы, предотвратить ее стихийные изменения.

Например, разговорная речь навязывает носителям литературного языка вариант ударения в словах «звонишь, звонит» на 1-й слог, однако кодифицированный вариант, закрепленный в словарях русского языка, – это «звонишь, звонит» (на 2-й слог). Именно кодифицированный вариант литературной нормы является правильным и единственно верным.

Историческая изменчивость литературной нормы. Литературная норма складывается как результат исторического отбора языковых элементов и меняется с течением времени.

Норма может быть императивной(от лат. imperativus – не допускающий выбора) и диспозитивной (от лат. dispositivus – допускающий выбор). Императивные нормы не допускают варианты употребления языковых средств. Диспозитивные нормы допускают варианты употребления языковых средств: стилистические или нейтральные: варианты произношения, ударения и так далее.

Так, императивная норма говорит о том, что в слове «звонит» единственно верным является постановка ударения на 2-й слог. Диспозитивные же нормы допускают варианты употребления языковых средств. Например, диспозитивная норма допускает два варианта произношения слова «булочная»: було[чн]ая и було[шн]ая.

В русском языке выделяют следующие виды структурно-языковых норм:

1) орфоэпические нормы (нормы произношения);

2) акцентологические нормы (нормы ударения);

3) лексические нормы (нормы словоупотребления);

4) словообразовательные нормы (нормы образования слов);

5) морфологические нормы (нормы употребления частей речи);

6) синтаксические нормы (нормы построения синтаксических конструкций: словосочетаний, предложений, текстов);

7) стилистические нормы (нормы употребления стилистических языковых средств).

Опираясь на эти нормы, человек способен построить правильное высказывание в устной и письменной форме.

2. Владение качествами коммуникативно-целесообразной речи (качествами грамотной речи или качествами «хорошей» речи по Б.Н. Головину).

Определение понятия «качества речи» и сами качества коммуникативно-целесообразной речи ввел в лингвистику Б.Н. Головин.

Качества речи (коммуникативные качества речи) – это реальные свойства её содержательной и формальной сторон: правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, богатство и уместность [6].

Б.Н. Головин выделил 7 качеств хорошей речи. Рассмотрим каждое качество хорошей речи отдельно.

Правильность речи.Правильность речи – это соответствие её языковой структуры действующим языковым нормам: орфоэпическим (нормам произношения), акцентологическим (нормам ударения), словообразовательным (нормам образования слов), лексическим (нормам словоупотребления), морфологическим (нормам употребления частей речи), синтаксическим (нормам построения синтаксических конструкций) и стилистическим нормам.

Точность речи.Различают два вида точности речи: предметную и понятийную. Если в речи адекватно обозначены предметы реальной действительности, явления жизни, события, то в ней соблюдена фактическая, или предметная, точность. Если запланированное говорящим содержание речи соответствует системе научных понятий, то можно говорить о терминологической, или понятийной точности.

Нарушение фактической точности речи происходит тогда, когда выбранное говорящим (пишущим) слово не передает адекватно описываемую ситуацию, предметно-вещную действительность. Одна из причин терминологической неточности состоит в том, что говорящий (пишущий) не умеет пользоваться термином или терминологическим наименованием в соответствии с их языковым значением. Например, можно нередко услышать в ответе студента: «Местоимение обозначает предмет» (вместо указывает на предмет) или слово «бежит» обозначает глагол (вместо является глаголом).

Логичность речи.Для достижения логичности речи следует добиться непротиворечивости высказываний в целом тексте. Условиями логичности речи на уровне текста являются:

а) обозначение переходов от одной мысли к другой;

б) членение текста на абзацы;

в) выбор синтаксических структур, адекватных характеру выражаемого содержания.

Чистота речи.Чистой называют такую речь, в которой нет чуждых литературному языку слов и словосочетаний и других элементов языка. К языковым средствам, нарушающим чистоту речи, относят ненормативную лексику, диалектизмы, жаргонизмы, слова-паразиты.

Навязчивое, частое повторение таких слов в речи делает их чуждыми задачам общения.

Выразительность речи.По мнению Б.Н. Головина, «выразительностью речи называются такие особенности её структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя; соответственно речь, обладающая этими особенностями, и будет называться выразительной».

Понятие выразительности распространяется на тексты всех функциональных стилей. Например, выразительность научной речи базируется на открытой логичности и точности словоупотребления, что в то же время не исключает воздействия на эмоциональную сферу сознания слушателя или читателя в целях усиления убедительности речи.

Средствами выразительности могут являться все средства языка и речи (если они соответствуют коммуникативным целям автора речи). Но чаще всего как средства выразительности используются экспрессивные средства, поскольку экспрессивность (эмоциональность) основывается на выражении субъективно-оценочного отношения к предмету речи.

Средствами выразительности являются все стилистические фигуры речи.