Понятие о культуре речи

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО КУРСУ «РУССКИЙ ЯЗЫК

И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

 

ТЕМА 1. Введение в дисциплину «Русский язык и культура речи».

Понятие о культуре речи

 

Учебники и учебные пособия по курсу «Русский язык и культура речи»

1. Данцев А.А., Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи для технических вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 320 с.

2. Невежина М.В. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для студентов вузов / М.В. Невежина и др. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 351 с.

3. Максимов В.И. Русский язык и культура речи: учебник / под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2002. – 413 с.

4. Черняк В.Д. Русский язык и культура речи: учебник / под ред. проф. В.Д. Черняк. – СПб.: САГА; М.: ФОРУМ, 2006. – 368 с.

5. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 544 c.

Основные понятия: культура речи, речь, языковая норма, кодификация литературной нормы, императивная норма, диспозитивная норма, коммуникативно-целесообразные качества речи.

Задача человека, вступающего в контакт с другими людьми, – найти для каждой конкретной ситуации оптимальные вербальные (словесные) и невербальные (несловесные – мимика, жесты и др.) средства, способствующие достижению цели общения. Овладеть соответствующими навыками помогает учебная дисциплина «Русский язык и культура речи».

Дисциплина «Русский язык и культура речи» является лингвистической дисциплиной.

Дисциплина «Русский язык и культура речи» включает в себя 6 основных разделов:

1. Введение в дисциплину «Русский язык и культура речи». Понятие о культуре речи.

2. Нормы современного русского литературного языка.

3. Функциональные разновидности языка (функциональные стили речи).

4. Общение как вид взаимодействия людей.

5. Языковые формулы речевого этикета.

6. Основы ораторского искусства.

Предметом изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» является языковая структура речи в ее коммуникативном воздействии.

Задачи культуры речи как дисциплины:

1) изучить феномен современного русского литературного языка, его признаки и функции;

2) изучить нормы современного русского литературного языка, виды норм, научить носителей языка грамотно строить речь в соответствии с существующими языковыми нормами;

3) исследовать феномен общения, структуру общения, его виды, признаки и функции, условия продуктивного общения;

4) научить носителей языка продуктивно взаимодействовать в социальной среде в соответствии с речевой ситуацией общения.

Итак, мы рассмотрели предмет и задачи дисциплины. Но тут возникает вопрос: «Что же подразумевает под собой понятие «культура речи»?

Необходимо отметить, что в научной литературе не существует единого определения термина «культура речи». Например, в педагогическом энциклопедическом словаре даётся такое определение понятия:«Культура речи – владение нормами устного и письменного литературного языка – правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и другими, также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, в соответствии с целями и содержанием речи [19, с. 130]. Это базовое определение понятия «культура речи».

Дадим еще несколько определений понятия.

Психолингвист А.А. Леонтьев в работе «Язык, речь, речевая деятельность» определяет культуру речи как «учение об оптимальном выборе и функционировании вариативных средств» [11, с. 81].

По мнению известного учёного-лингвиста Е.Н. Ширяева, культура речи – это «такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определённой ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных языковых задач» [31, с. 57].

Проанализировав определения понятия «культура речи», можно сделать вывод о том, что в структуру данного понятия большинство авторов включает два основных компонента: владение нормами устного и письменного русского литературного языка и владение качествами коммуникативно-целесообразной речи.

Таким образом, структуру культуры речи можно представить в виде схемы (рис. 1).

КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

 
 

 


Рис. 1. Структура культуры речи

Как следует из предложенной схемы, речевая культура соотносится с культурой человечества и с духовной культурой в частности. В схеме можно выделить три уровня культуры. Рассмотрим, как они связаны друг с другом. Но прежде дадим определение культуры вообще.

Культура – общечеловеческий феномен, сложное междисциплинарное, общеметодологическое понятие. Учёные, исследующие культуру, подчёркивают её творческий характер, созидательность, развитие, движение [13; 16; 24; 28].

Дадим базовое определение понятия «культура»: «Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях».

Сущность культуры наглядно раскрывается через её содержание, сферы и виды. Культурологи выделяют три сферы культуры:

- физическая культура;

- материальная культура;

- духовная культура.

Духовная культура – наиболее сложное образование: она не только обобщает, осмысливает все области физической и материальной культуры человечества, но и в значительной степени управляет этими областями культуры [14, с. 108]. Главная ценность этого вида культуры – РЕЧЬ и речевая способность человека.

Таким образом, культура речи органически включается в духовную культуру человечества, является её частью.

В то же время речевая культура отдельного человека (личности) и общая культура человечества взаимосвязаны. Каким образом? Основу любой культуры составляет речь. А по уровню речевой культуры можно легко определить уровень образованности, общей культуры человека. Речь с математической точностью отражает уровень культурного развития каждого человека (индивида).

В центре культуры речи находится понятие «речь».

В науке существует множество определений понятия «речь». Приведем некоторые из них:

1. Речь – это вербальное языковое общение с помощью языковых знаковых единиц: слов, синтаксических конструкций, текста, интонаций, часто при поддержке невербальных средств, жестов, мимики и прочего» [14, с. 7].

2. Речьдеятельность человека, использующего язык в целях общения, выражения эмоций, оформления мысли, познания окружающего мира, для планирования своих ддеятельность человека, использующего язык в целях общения, выражения эмоций, оформления мысли, познания окружающего мира, для планирования своих действий [20, с. 201].

Ученые выделяют две стороны речи: лингвистическую и психологическую.

Речь, в первую очередь, явление лингвистическое, то есть она осуществляется согласно правилам русского языка при помощи фонетических, лексических, морфологических, синтаксических и стилистических языковых средств.

Речь является и психологическимфеноменом, так как она занимает важное место в системе высших психических функций человека (данный термин ввел психолог Л.С. Выготский) и связана с другими психическими процессами, прежде всего, мышлением и памятью, а также с сознанием и эмоциями.

return false">ссылка скрыта

Культура речи предполагает:

1. Умение строить высказывание в устной и письменной форме в соответствии с нормами русского литературного языка.Это умение базируется на понятии «языковая норма».