Ветровой дрейф судна и его учет.

При воздействии на судно ветра фактическое направление движения судна относительно воды происходит по линии пути при дрейфе ПУα .

При ветре в левый борт линия пути судна смещается вправо, в этом случае угол дрейфа αимеет знак плюс, при смещении судна влево (ветер в правый борт) - минус.

Связь между ИК,ПУα иαследующая:ПУα= ИК ±αл/бпр/б ;

Определить угол α можно, например, по точным обсервациям. Соединив серию из трёх или четырёх обсерваций, на карте получают линию пути, откуда определяют величину углаα= ПУα- ИК

 

 

Учет дрейфа при прокладке.

При наличии угла дрейфа рассчитывается и прокладывается на карте:

ПУα= ГКК + ΔГК +α

ПУα= КК + ΔК +α

 

Пройденное по лагу расстояние откладывается по линии пути, так как лаг при α < 10° дрейф учитывает. Если же α >10°, то по линии пути откладывается расстояние:

S = Sл secα

При обратной задаче, когда требуется рассчитать ГКК, направление ПУ снимают с карты, после чего:

ГКК = ПУα - α - ΔГК

Для нахождения счислимой точки в момент траверза ориентира следует рассчитать ИП = ИК ± 90° и линию пеленга провести до пересечения с линией пути.

Прямая задача. Известны ИК, vл (vоб), направление ветра Км и угол дрейфа α. Неизвестен ПУα.
Решение:

  • Рассчитать ПУα = ИК ± αл/бпр/б , проложить линию ПУα от исходной точки счисления;
  • Вдоль линии ПУα отложить Sл или Sоб.

Обратная задача. Известны ПУα , vл (vоб), Км , α. Неизвестен ИК.
Решение:

  • Проложить линию ПУα и вдоль неё отложить Sл или Sоб;
  • Рассчитать ИК = ПУα ± αл/бпр/б, затем ККм.к. (ГКК) и задать последний рулевому.