Ветровой дрейф судна и его учет.
При воздействии на судно ветра фактическое направление движения судна относительно воды происходит по линии пути при дрейфе ПУα .
При ветре в левый борт линия пути судна смещается вправо, в этом случае угол дрейфа αимеет знак плюс, при смещении судна влево (ветер в правый борт) - минус.
Связь между ИК,ПУα иαследующая:ПУα= ИК ±αл/бпр/б ;
Определить угол α можно, например, по точным обсервациям. Соединив серию из трёх или четырёх обсерваций, на карте получают линию пути, откуда определяют величину углаα= ПУα- ИК
Учет дрейфа при прокладке.
При наличии угла дрейфа рассчитывается и прокладывается на карте:
ПУα= ГКК + ΔГК +α
ПУα= КК + ΔК +α
Пройденное по лагу расстояние Sл откладывается по линии пути, так как лаг при α < 10° дрейф учитывает. Если же α >10°, то по линии пути откладывается расстояние:
S = Sл secα
При обратной задаче, когда требуется рассчитать ГКК, направление ПУ снимают с карты, после чего:
ГКК = ПУα - α - ΔГК
Для нахождения счислимой точки в момент траверза ориентира следует рассчитать ИП = ИК ± 90° и линию пеленга провести до пересечения с линией пути.
Прямая задача. Известны ИК, vл (vоб), направление ветра Км и угол дрейфа α. Неизвестен ПУα.
Решение:
- Рассчитать ПУα = ИК ± αл/бпр/б , проложить линию ПУα от исходной точки счисления;
- Вдоль линии ПУα отложить Sл или Sоб.
Обратная задача. Известны ПУα , vл (vоб), Км , α. Неизвестен ИК.
Решение:
- Проложить линию ПУα и вдоль неё отложить Sл или Sоб;
- Рассчитать ИК = ПУα ± αл/бпр/б, затем ККм.к. (ГКК) и задать последний рулевому.