Изучаем внешнюю политику Петра I.

 

15.1. Прочитайте фрагмент письма Петра Первого сестре Наталье Алексеевне:

 

«Сестрица, здравствуй! А я, слава богу, здоров, по письму твоему я к ядрам и пулькам близко не хожу, а они ко мне ходят, прикажи им, чтоб не ходили; хотя однако и ходят, только по ся поры вежливо. Турки на помощь азовцам пришли, да к нам нейдут; а чаю, что желают нас к себе. Питер».

 

Укажите даты события, о котором пишет Петр.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15.2. Петр Первый писал о значении этой битвы: «Теперь уже совсем камень во основание Петербурга положен». Результатом ее стало уничтожение сухопутной армии Карла XII.

 

О какой битве идет речь?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15.3. Прочитайте фрагмент сочинения историка С.Ф. Платонова:

 

«Значение этого мира для Московского государства определяется кратко: Россия становилась главной державой на севере Европы, окончательно входила в круг европейских государств, связывала себя с ними общими политическими интересами и получала возможность свободного сообщения со всем Западом посредством новоприобретенных границ.»

 

О каком мире в нем идет речь?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитайте фрагмент сочинения историка В.О. Ключевского:

 

«Международный горизонт России раздвинулся дальше ее новых пределов, и за ними открылись ослепительные перспективы, какие со времени Петра I едва ли представлялись самому воспаленному русскому глазу: взятие Константинополя, освобождение христианских народностей Балканского полуострова, разрушение Турции, восстановление Византийской империи. Держава второго класса стала считаться первою военною державой в Европе и даже, по признанию англичан, "морским государством, очень почтенным"; сам Фридрих II в 1770 г. называл ее страшным могуществом, от которого через полвека будет трепетать вся Европа, а князь Безбородко в конце своей дипломатической карьеры говорил молодым русским дипломатам: "Не знаю, как будет при вас, а при нас ни одна пушка в Европе без позволения нашего выпалить не смела"».

 

16.1. О внешней политике кого из российских монархов идет речь? На каком основании вы пришли к выводу? Ответ поясните.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

16.2. Подтвердите конкретными историческими примерами, фактами справедливость утверждений историка. (приведите не менее трех примеров).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

16.3. Как изменились границы России в XVIII веке? Какие территории и народы вошли в ее состав?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Прочитайте фрагмент из сочинения историка С.Ф. Платонова:

 

«Для того же, чтобы воспитать русское общество, Екатерина лучшим средством считала "произвести сперва способом воспитания, так сказать, новую породу или новых отцов и матерей", нравственно совершенных. Эта новая порода людей должна была вырасти в воспитательных училищах под надзором опытных педагогов, в полном разобщении с семьей и обществом. В 1764 году одним из таких училищ для воспитания «особой породы людей» стал ....».

 

17.1. Какое название пропущено в предложении?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

17.2. Что вам известно об истории учебных заведений эпохи правления Екатерины II? Перечислите не менее трех заведений, учрежденных в ее правление.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

17.3. Кто из реформаторов системы образования России действовал в эпоху «Просвещенного абсолютизма»? Кратко опишите суть реформ образования 1760-х гг. и 1786 г.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________