РАЗДЕЛ 4
Образцы предметных тестов для диагностики результатов профессионального обучения студентов-журналистов в области теории и практики журналистского творчества
Тесты по проверке понимания профессионализма в журналистике
Вариант 1
1.Что не относится к ступеням профессионализма в журналистике:
а)стихийность;
б)обученность;
в)умелость.
2.Статус публициста достигается тогда, когда:
а)профессионал умеет подходить и обрабатывать информацию;
б)профессионал очень продуктивен – много и хорошо пишет;
в)высокая сила эмоционального воздействия позволяет оказывать влияние на процесс самоопределения общественного мнения.
3.Что входит в систему СМИ непосредственно как вид творческой деятельности:
а)журналистика;
б)реклама;
в)художественная литература.
4.Идея журналистского произведения определяется как:
а)упорядоченное множество элементов разных уровней;
б)откровение автора, его открытие;
в)архитектоника.
5.Как определяется ведущее противоречие, переживаемое объектом отражения:
а)постановка задачи;
б)преодоление трудностей;
в)существенное в развитии.
6.Устойчивый признак журналистского текста – это:
а)яркая реальная ситуация;
б)направляющий, подсказывающий характер идеи;
в)осуществление рекомендаций.
7.Опорная идея в журналистском тексте – это:
а)реальная конкретная система фактов;
б)отраженная действительность;
в)информация о системе ценностей, на которую опирается журналист.
8.Что входит в третий ряд ЭВС:
а)нормативы;
б)факты;
в)идеи.
9.Содержание журналистского текста – это:
а)сущность, выражающая себя через движение смыслов;
б)смысловое пространство внутри текста;
в)информационные слои текста.
10.К методам предъявления фактов относится:
а)массовое интервьюирование;
б)констатация;
в)эксперимент.
Вариант 2
1.Что в журналистике характеризуется, как способность решать новые творческие задачи на базе освоенных методов в новых условиях:
а)мастерство;
б)умелость;
в)обученность.
2.Что наиболее существенное в качестве публицистичности журналистского текста:
а)наличие новой информации;
б)осмысление освоенного чужого опыта в контексте собственного;
в)охота за новостью.
3.Что не входит в систему СМИ как вид творческой деятельности:
а)редакторская деятельность;
б)рекламная деятельность;
в)авторская деятельность.
4.Какие отношения в текстовой деятельности журналиста фокусируются в понятии «идея»:
а)семантические;
б)синтактические;
в)прагматические.
5.Какие ситуации соответствуют первой ступени развертывания ведущего противоречия:
а)позитивные ситуации;
б)конфликтные ситуации;
в)коммуникативные ситуации.
6.В первый ряд ЭВС входит:
а)идея;
б)факт;
в)проблемная ситуация.
7.Какое понятие в журналистском тексте вызывает у адресата информации конкретно-чувственное представление:
а)картина;
б)образ;
в)описание.
8.Какой ряд ЭВС содержит нормы производственного характера:
а)первый;
б) третий;
в)второй.
9.Что рассматривается как средство организации журналистского текста:
а)поверхностные связи;
б)монтаж;
в)творческий поиск.
10.Характеристика как метод предъявления фактов в журналистском тексте – это:
а)воспроизведение фактов через внешнюю видимую сторону;
б)указание на ту или иную реалию, обозначение ее бытия;
в)представление фрагмента действительности со стороны сущности.
Вариант 3
1.Что является высшим проявлением профессионализма в журналистике:
а)умения;
б)мастерство;
в)знание.
2.В чем суть публицистики:
а)тип творческой деятельности, когда публично выражается мнение на основании опыта личности;
б)репродуктивная деятельность по обработке информационных потоков;
в)информационный обмен специфицированной информацией.
3.Специфика журналистского творчества включает в себя:
а)продажу рекламной площади;
б)производство массовых информационных потоков;
в)продвижение информационного продукта на рынок.
4.Какие отношения в текстовой деятельности журналиста фокусируются в понятии «тема»:
а)семантические;
б)прагматические;
в)синтактические.
5.Какие ситуации складываются на объекте, если противоречие перешло на стадию антагонизма противоположностей:
а)коммуникативные;
б)конфликтные;
в)проблемные.
6.Рабочая идея в журналистском тексте – это:
а)общезначимые знания, норма и ценности;
б)информация, выработанная в ходе освоения реальной конкретной ситуации;
в)внутренний мир журналиста.
7.Элементарные выразительны средства в журналистском творчестве – это:
а)базовая знаковая система – естественный язык;
б)консервация журналистской информации;
в)специфический уровень знаков для объективации журналистской информации.
8. Что входит во второй ряд ЭВС:
а)факт;
б)образ;
в)проблема.
9.Композиция a журналистском тексте – это:
а)информационные слои;
б)система правил построения текста ;
в)движение смыслов.
10.К традиционным методам получения сведений не относится:
а)проработка документов;
б)анализ;
в)беседа.
5.2.Обобщенные тесты по проверке знаний и умений в области профессиональной деятельности студента-журналиста
Этап 1
1.Социальная информация – это:
а)информация, несущая научные сведения;
б)информация, отражающая факты с точки зрения их общественной значимости;
в)информация. отражающая биологическую природу явлений.
2.Какая роль СМИ отражает суть журналистики как «четвертой власти»:
а)роль инструмента в распоряжении власти;
б)роль орудия пропаганды;
в)роль силы, противостоящей давлению сверху.
3.Что является основой для формирования рыночной прессы:
а)контроль государства;
б)частная собственность;
в)партийный контроль.
4.Суть идейной насыщенности журналистской информации:
а)увеличительное стекло социальных взглядов;
б)методика труда;
в)панорама действительности.
5.Что не свойственно качественной прессе:
а)надежность фактов и мнений;
б)взвешенность оценок;
в)сенсационность.
6.Какие слова могут служить индикатором оперативности журналистской информации:
а)самая гуща событий;
б) вчера, сегодня, завтра;
в)точность мысли и языка.
7.Что свойственно «желтой» прессе:
а)надежность фактов и мнений;
б)взвешенность комментариев;
в)обилие изобразительных материалов, «картинок».
8.Какой признак характеризует массовую аудиторию:
а)разнородность;
б)необразованность;
в)неподготовленность.
9.В чем объективно проявляется информационный интерес:
а)в условиях потребления информации;
б)в поведении людей;
в)в условиях жизни.
10.Какую аудиторию журналисту необходимо «завоевывать»:
а)целевую;
б)потенциальную;
в)реальную.
11.Какая из социальных ролей журналистики отражает ее товарную сущность:
а)регулирующая;
б)информационно-коммуникативная;
в)производственно-экономическая;
г)духовно-идеологическая.
12.Как определяется плюрализм в журналистике:
а)политическая воля руководства страны;
б)разнообразие мнений и высказываний;
в)развитая законодательная база.
13.Что является основным понятием теории журналистики:
а)информационное поле;
б)массовая информация;
в)специальная информация.
14.Чем определяется потребность в информации:
а)социальной ролью человека;
б)генетическими показателями;
в)семейными традициями.
15.Что не является характерным для государственного СМИ:
а)широкая пропагандистская деятельность;
б)широкая коммерческая деятельность;
в)участие в управлении.
16.Наиболее истинный портрет документализма журналистской информации:
а) «то, что осталось в памяти»;
б)авторская фантазия;
в) «Цитаты. Цифры. Факты и фактоиды…»
17.Какая роль журналистики способствует осознанию членами общества своего статуса и функций:
а)информационно-коммуникативная;
б) производственно-экономическая;
в)регулирующая.
Этап П
1.Что не входит в состав массового сознания:
а)общественное мнение;
б)генетическая информация;
в)историческое сознание.
2.Что не относят к социальным эффектам гласности:
а)познание общества;
б)социальное действие;
в)проявление духа.
3.Какой подход к свободе прессы предполагает точное определение взаимных обязательств всех сторон:
а)революционно-демократический;
б)нормативно-правовой;
в)предпринимательский.
4.Что является коренным признаком социалистической прессы:
а)культурный рост населения;
б)управление страной;
в)служение социалистической идее.
5.Что является главной чертой общественного вещания:
а)интересы прибыли;
б)влияние органов управления;
в)полное отражение жизни общества.
6.Что определяет агитация:
а)структурный элемент сознания;
б) отклик на конкретный повод;
в)воздействие на аудиторию путем примера.
7.Что относится к социальным функциям гласности:
а)демократизация общества;
б)создание механизмов для участия граждан в решении государственных вопросов;
в)реализация эффективных форм общественного контроля.
8.В чем суть классово-политического подхода к свободе СМИ:
а)революционность печати по настроению и целям;
б)промысловая свобода;
в)стремление к привилегиям одной социальной группировки в ущерб другим.
9.Какую концепцию воплощает феодально-монархическая пресса:
а)коммунистическую;
б)авторитарную;
в)социальной ответственности.
10.На что направлена журналистская пропаганда:
а)на генетическую информацию;
б)на общественное сознание;
в)на транспортную коммуникацию.
11.Что такое «отклоняющееся поведение» прессы:
а)открытое противопоставление, враждебность;
б)обеспечение перспектив развития общности;
в)несоответствие ожиданиям, нормам и стандартам.
12.Какую концепцию воплощает буржуазная пресса на ранних этапах развития:
а)социальной ответственности;
б)либертарианскую;
в)авторитарную.
13.Что не относится к параметрам типологизации СМИ:
а)регион распространения;
б) цена издания;
в)издательские характеристики;
г)качественность и массовость.
5.3.Объединенные тесты по проверке понимания специфики творческой деятельности журналиста: технологический и эвристический уровни
1.Что не относится к ступеням профессионализма в журналистике:
а)стихийность;
б)обученность;
в)умелость.
2.Статус публициста достигается тогда, когда:
а)профессионал умеет подходить и обрабатывать информацию;
б)профессионал очень продуктивен – много и хорошо пишет;
в)высокая сила эмоционального воздействия позволяет оказывать влияние на процесс самоопределения общественного мнения.
3.Что входит в систему СМИ непосредственно как вид творческой деятельности:
а)журналистика;
б)реклама;
в)художественная литература.
4.Идея журналистского произведения определяется как:
а)упорядоченное множество элементов разных уровней;
б)откровение автора, его открытие;
в)архитектоника.
5.Как определяется ведущее противоречие, переживаемое объектом отражения:
а)постановка задачи;
б)преодоление трудностей;
в)существенное в развитии.
6.Устойчивый признак журналистского текста – это:
а)яркая реальная ситуация;
б)направляющий, подсказывающий характер идеи;
в)осуществление рекомендаций.
7.Опорная идея в журналистском тексте – это:
а)реальная конкретная система фактов;
б)отраженная действительность;
в)информация о системе ценностей, на которую опирается журналист.
8.Что входит в третий ряд ЭВС:
а)нормативы;
б)факты;
в)идеи.
9.Содержание журналистского текста – это:
а)сущность, выражающая себя через движение смыслов;
б)смысловое пространство внутри текста;
в)информационные слои текста.
10.К методам предъявления фактов относится:
а)массовое интервьюирование;
б)констатация;
в)эксперимент.
11.Что наиболее существенное в качестве публицистичности журналистского текста:
а)наличие новой информации;
б)осмысление освоенного чужого опыта в контексте собственного;
в)охота за новостью.
12.Какие ситуации соответствуют первой ступени развертывания ведущего противоречия:
а)позитивные ситуации;
б)конфликтные ситуации;
в)коммуникативные ситуации.
13.В первый ряд ЭВС входит:
а)идея;
б)факт;
в)проблемная ситуация.
14.Какое понятие в журналистском тексте вызывает у адресата информации конкретно-чувственное представление:
а)картина;
б)образ;
в)описание.
15.Какой ряд ЭВС содержит нормы производственного характера:
а)первый;
б) третий;
в)второй.
16.Что рассматривается как средство организации журналистского текста:
а)поверхностные связи;
б)монтаж;
в)творческий поиск.
17.Характеристика как метод предъявления фактов в журналистском тексте – это:
а)воспроизведение фактов через внешнюю видимую сторону;
б)указание на ту или иную реалию, обозначение ее бытия;
в)представление фрагмента действительности со стороны сущности.
18.В чем суть публицистики:
а)тип творческой деятельности, когда публично выражается мнение на основании опыта личности;
б)репродуктивная деятельность по обработке информационных потоков;
в)информационный обмен специфицированной информацией.
19.Специфика журналистского творчества включает в себя:
а)продажу рекламной площади;
б)производство массовых информационных потоков;
в)продвижение информационного продукта на рынок.
20.Какие отношения в текстовой деятельности журналиста фокусируются в понятии «тема»:
а)семантические;
б)прагматические;
в)синтактические.
21.Какие ситуации складываются на объекте, если противоречие перешло на стадию антагонизма противоположностей:
а)коммуникативные;
б)конфликтные;
в)проблемные.
22.Рабочая идея в журналистском тексте – это:
а)общезначимые знания, норма и ценности;
б)информация, выработанная в ходе освоения реальной конкретной ситуации;
в)внутренний мир журналиста.
23.Элементарные выразительные средства в журналистском творчестве – это:
а)базовая знаковая система – естественный язык;
б)консервация журналистской информации;
в)специфический уровень знаков для объективации журналистской информации.
24.Композиция a журналистском тексте – это:
а)информационные слои;
б)система правил построения текста ;
в)движение смыслов.
25.К традиционным методам получения сведений не относится:
а)проработка документов;
б)анализ;
в)беседа.
БЛОК 3.
Творческое проектирование саморазвития культуры творчества: