Словесно-звуковое творческое мышление студента-журналиста
Для данного тестового испытания используется запись звуков, в основе которой документальные иллюстрации, прозвучавшие в эфире радиостанций и сохранившиеся в звуковых архивах.
Первая часть связана с выявлением умения соотносить разные звуки с тем или иным событием. Для этого студенту дается возможность прослушать различные звуковые картинки (длительность звучания каждой – не более 30 секунд). Затем ему предлагается соотнести их с разными характеристиками события, отражаемого в звуковых текстах. Для этого можно использовать таблицу.
Звук (описание) | Событие (характеристика) | Степень соответствия звука событию/ Что изображается или может быть изображено |
Вой сирены | Несчастный случай, катастрофа и т.д. | Относительное соответствие /Тревожное ожидание беды |
И т.д. |
Вторая часть связана с необходимостью объединения разных звуков, которые прослушал студент в одну звуковую картинку (звуковой текст). Здесь требуется описание звуковых образов и последовательное их расположение в новом тексте, составленном студентом. Текст сопровождается комментариями.
Итоги подводятся по четырем показателям.
Беглость или оперативность является количественным. В нем отражается способность к порождению большого числа сообщений за короткое время.
Гибкость позволяет определить разнообразность идей, выдвигаемых студентом. Многоаспектность, широта используемых стратегий, категориальность мышления.
Оригинальность и новизна позволяет определить степень отличных идей, их неординарность и неповторимость. Именно количество такого рода ответов дает основание говорить о совершенстве этого показателя.
Детальность или детализация образов (разработанность) связана с конструктивностью и измеряется числом деталей при разработке основной идеи.
Тестовое задание «Спектральный анализ жанровых форм в журналистике»
В основе этого тестового задания лежит умение соотносить жанровые формовые признаки журналистского произведения с цветовыми характеристиками. Результатом этого тестового задания становится спектральная таблица, в которой отражаются цветовые характеристики жанров различных групп: информационной, аналитической, документально-публицистической, художественной и т.д.
За основу берется группа жанров и спектральная прямая с основными цветовыми показателями: семь цветов являются основой для выявления характеристик того или иного жанра. Цветовые характеристики жанра даются исходя из основных показателей цвета.