Лабораторное задание № 1

Источники информации в деятельности журналиста

Цель работы: спроектировать систему источников информации с учетом специфики журналистской деятельности.

Задачи работы:

1.проанализировать основные виды источников информации в публичной сфере;

2.составить типологическую карту-матрицу источников информации;

3.провести анализ источников информации в конкретном журналистском материале;

4.провести эксперимент с использованием источников информации.

 

План работы

 

1. Выберите одно издание из представленного списка:

1.1.Российская газета

1.2.Комсомольская правда

1.3.Известия

1.4.МолодежьТатарстана

1.5.Республика Татарстан

1.6.Аргументы и факты

 

2. Изучив номер газеты, выберите два текста (не рекламного характера) для анализа.

3.Составьте типологическую карту-матрицу (произвольно) источников журналистской информации, ориентируясь на три основных типа: документ, человек, предметная среда. В карте отразите типологические.

4.Определите для каждого выбранного текста перечень источников информации и их функции, используя для этого карту-матрицу (см. п.3.). Опишите источники по текстам как систему.

5. Выделите в выбранном издании один оперативный повод (событие) и на его основе спроектируйте мини-систему источников информации, которую бы Вы предпочли как потенциальный автор материала. При этом, обозначьте задачи, решаемые журналистом (Вами как автором материала) при использовании данного источника.

6.Сделайте выводы по результатам лабораторной работы, в которых отразите характер используемых журналистом источников информации в каждом конкретном случае.

Лабораторное задание № 2

Новости в системе СМИ:

Специфика печатных и электронных медиа

Задание:определить специфику новостей в разных средствах массовой информации.

Цель работы: проследить, каковы особенных характеристики новостей в зависимости от того, какой канал используется для их передачи.

Задачи:

а) проанализировать материалы, напечатанные в газете и журнале за последнюю неделю;

б) выделить и обозначить критерии оценки новости, раскрывающие особенности новости в печатных СМИ и на радио;

в) описать специфику «говорящей» новости и напечатанной новости, проведя их сравнительный анализ по выделенным выше критериям.

 

План работы

1. Выберите три материала, напечатанные за последнюю неделю в газете и журнале. Внимательно прочитайте выбранные тексты.

2. Проведите контекстный обзор новостей в выбранных материалах, для этого выделите информационные поводы, послужившие предметом для написания текстов, и сопоставьте формы и специфику их передачи. Результаты сопоставления занесите в таблицу по образцу 1.

3. Проведите исследования разных новостей, в которых отследите специфику радио и печатной новости: особенности ее воздействия и восприятия. Для этого используйте выделенные информационные поводы и на основе их составьте тексты, которые, на ваш взгляд, могли бы быть переданы по радио. Их должно получиться также три или более.

4. Теперь проанализируйте, чем отличаются ваши радио тексты от напечатанных газетных и журнальных. Результаты занесите в таблицу, которую составьте произвольно.

5. Подведите итоги в коротком резюме, где обозначьте отличия новостных форм в печатной и электронной журналистике.

Таблица.

Образец 1

 

Наименование материла Информационный повод (описание)   Особенности восприятия (о чем? для кого? с какой целью?)