Введение

КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ И СОЦИОЛОГИИ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МОДУЛЬ 1. ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ЖУРНАЛИСТИКИ

Сетевое учебно-методическое пособие

Для студентов отделений и факультетов журналистики

КАЗАНЬ - 2012

Рекомендовано учебно-методической комиссией факультета журналистики и социологии в качестве сетевого учебного пособия для студентов-журналистов, обучающихся по программе бакалавриата направления 031300 - Журналистика

Протокол № 2 от 24 октября 2011 года

Рецензенты:

Гарифуллин В.З., доктор филологических наук, профессор;

Айтуганова М.Л., кандидат исторических наук, доцент

 

Автор:

д.пед.н., профессор Дорощук Е.С.

 

 

Основы журналистской деятельности. Модуль 1. Основы журналистской творческой деятельности: Деятельностная модель журналистики. Сетевое учебно-методическое пособие для студентов отделений и факультетов журналистики. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2012.

 

 

Учебно-методическое пособие предназначено для активного использования в процессе обучения как студентами, так и преподавателями - Педагогами-Мастерами. Учебное пособие включает методические указания и программы курса, в том числе авторские разработки в области обучения и саморазвития журналистского мастерства; методические рекомендации для подготовки к практическим и семинарским занятиям и лабораторному практикуму; сборник тестов и тестовых работ для определения степени креативности студентов-журналистов.

Особое место в учебно-методическом комплексе отводится прогностической мастерской для студентов-журналистов, представленной в виде программы творческого проектирования саморазвития культуры творчества студента-журналиста. Основной акцент сделан на саморазвитии коммуникативных качеств студентов-журналистов как сущностных характеристик культуры творчества, овладении ими информационными и медиакомпетенциями, формировании основных профессиональных компетентностей по поиску и сбору информации, созданию журналистского произведения как особого рода текста, владению жанровой спецификой журналистского творчества.

Для студентов-журналистов, аспирантов, преподавателей факультетов журналистики и связей с общественностью.

Введение

 

 

Программа предназначена для студентов-журналистов, обучающихся журналистскому мастерству по программе бакалавриата и начинающих свою профессиональную деятельность в системе средств массовой информации. В основе ее - авторские разработки, опробованные и внедренные в рамках экспериментальных курсов, читаемых на отделении журналистики Казанского университета на протяжении более двадцати пяти лет.

Курс «Основы журналистской деятельности» представляет собой модульную форму освоения учебно-практического материала. Он состоит из трех частей: первый модуль курса рассматривает специфику творческой деятельности журналиста; второй посвящен вопросам проблематики и организации журналистской деятельности в редакции, третий ориентирует студентов в технологии работы журналиста, включая ее специфику в разных видах и типах (печать, радио, телевидение, Интернет).

В арсенале первого модуля курса «Основы журналистской творческой деятельности: Деятельностная модель журналистики» - исследовательские, эвристические, имитационно-ролевые методы знакомства с закономерностями и спецификой журналистской деятельности как творческой. Основной подход при обучении журналистскому мастерству основан на деятельностных принципах профессии журналиста.

Модуль курса состоит из пяти основных частей, объединенных общими понятиями и категориями творческого процесса, рассматривающими журналистику как творческую деятельность с позиций слагаемых мастерства журналиста.

Студенты изучают особенности творчества журналиста в пространстве публичных коммуникаций, знакомятся с основной системой методов и способов его деятельности, включая поиск и сбор информации; осваивают приемы и подходы к формированию системы источников информации; рассматривают текст в журналистике как результат творчества и его продукт, формируют представление о разновидностях жанров в журналисткой деятельности, их специфике и характере подготовки.

После завершения изучения данного модуля курса студенты должны:

· Понимать специфику журналистской деятельности как деятельности творческой.

· Обладать теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями в области творческой деятельности журналиста как совокупности процессуально-инструментальных особенностей, включающих сбор и производство особого рода информации в специфичных жанровых формах.

· Ориентироваться в системе организации собственной работы в редакции и определять пути ее совершенствования.

· Приобрести навыки в использовании основных источников информации и соответствующих им методов познавательной деятельности, а также навыки грамотной организации текста.

В процессе изучения особенностей журналистской творческой деятельности студенты выполняют ряд лабораторных работ, в которых содержатся специальные задания по формированию профессионально-творческих компетенций, необходимых будущим журналистам.

Курс завершается экзаменом.

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА