Анализ книги Л. Баренбойма «Фортепианная педагогика»

Л. А. Баренбойм – советский пианист, педагог, музыкальный критик. Окончил Московскую консерваторию по классу Ф. М. Блумфельда и занимался композицией у В. А. Золотарева. В 1961 году возглавил в Ленинградской консерватории кафедру истории и теории фортепианного исполнительства и педагогики, воспитал блестящую плеяду докторов и кандидатов наук, профессоров консерватории. «Фортепианная педагогика» - первое исследование Баренбойма; посвящена памяти его учителя Ф. М. Блуменфельда.

Книга состоит из трех глав, посвященных воспитанию музыкального мышления(1) и техники(2) у начинающего пианиста, а также разучиванию муз. произведения(3); каждая из глав содержит небольшое введение. В 1й главе разъясняются такие важнейшие составляющие муз. мышления, как муз. ритм, муз. слух, способы их воспитания. Б. говорит о 2х принципах построения пед. работы: 1) сущность муз. явления должна быть понята учеником ранее знака, его изображающего; 2) ученик должен музыкально прочувствовать все, что он передает на инструменте; и учитывая их предлагает множество методических приемов развития ритма и слуха. Далее Б. подробно говорит о способах воспитания навыка чтения нотного текста и о проблемах с которыми обычно сталкивается ученик. Не менее важным является воспитание творческого понимания музыки. По мнению Б., оно складывается из эмоционального восприятия, работы муз. сознания и целостного синтетического охвата произведения. Понимание произв-я должно не привноситься, а вытекать из него. Во 2й главеБ. говорит о воспитании техники как средства для воплощения муз. идеи в произв-и. Чтобы обучать технике, педагог должен уметь анализировать свои технические приёмы, классифицировать и точно знать, как его добиться. При показе фп приемов нужно обращать внимание ученика как на звучание, так и на зрительный образ, ощущения того или иного движения. Худ. произв-е не может быть использовано как материал для работы над техникой; необходимо проходить каждый из видов технических формул (Б. выделяет 12 штук) на инструктивных этюдах. В процессе работы внимание должно быть сконцентрировать на 1) цели, к которой стремишься и 2) причине технической неудачи, если цель не достигнута. Обязателен постоянных слуховой контроль, подход к упражнению с разных сторон. Необходимо развивать аппликатурную культуру, фантазию у ученика; ап-ра помогает лучше вникнуть в суть произв-я. Далее следуют методические советы по работе над этюдами и отд.формулами: гаммами, трезвучиями и септаккордами. Нужно ежедневно заниматься тренировкой техники, и она пойдет на пользу только в том случае, если ученик сталкивается с опр. видом её в худ. произв-и. Далее Б. приводит пример «испорченного технически», но музыкально одаренного ученика, и какими способами исправлять недочеты в его технике; описывает основные дефекты в кисти, локте и плече и способы их исправления. Глава 3я посвящена стадиям разучивания муз. произв-я. При выборе репертуара должны преследоваться такие цели: 1) воспитание творческого понимания музыки, 2) восп. фп мастерства, 3) накопление репертуара (разнохарактерные, разностилевые пьесы). Прохождение произв-я делится на 2 этапа: 1) овладение материалом (предварительное ознакомление – разбор – техн.работа и работа над деталями – заучивание наизусть - закрепление); 2) художественная работа («собирание» произв-я, разбираясь во всех его деталях и подробностях и его обыгрывание). Далее следует публичное выступление и подготовка к нему. Отдельную часть 3й главы занимает раздел о работе над полифонией: подробные методические указания и разбор отдельных произведений.