Анализ книги Голубовской «Искусство педализации»

Книга Голубовской «Искуство педализации» ставит ряд проблем в применении педали как средства пианистического арсенала. Автор предлагает проникнуть в безграничный мир стройных законов музыкальной выразительности, вскрыть те музыкальные закономерности, которые диктуют нам способы обращения с педалью. Цель книги - изучение закономерностей и структуры музыкальной логики и выяснение в ней роли педали.

Вступление и послесловие с кратким пояснением дидактических задач. Основная часть разделена на 2 больших раздела – «О свойствах педали и ее роли, как художественного фактора», и «О стилях и авторских обозначениях педали», которые в свою очередь имеют несколько подразделов. 1 раздел. «О фортепианном звуке». Двойственная природа инструмента – ударное начало – в виде механистического стука молоточка о струну, и музыкальное звучание – следствие вибрации струны. Сухость беспедального звучания. «Педаль – жизненная влага фортепианного звучания, его дыхание, его душа». «Педализация – творческий акт». Педализация опирается на индивидуальные художественные принципы исполнителя, является продуктом осмысленного творчества. Она должна быть взаимосвязана с логикой построения музыкальной формы и образом. В лабораторном творческом процессе исполнитель может менять педаль. Однако не следует «отрабатывать» педаль. «О точной фиксации педализации при помощи записи». Точная запись может учитывать только временной аспект, но не может фиксировать глубину нажатия. Очень вредна в педагогическом обучении точная запись - т.к. она ассоциируется с механистическим нажатием ноги, и часто не контролируется слухом. Недопустимо искажение авторской педализации. 2 основных разновидности – фактурно-необходимая (вписана в текст, без которой невозможно изложение мысли, это Романтическая педаль, Листа и Шопена) и обогащающая (колористическая педаль – в музыке Бетховена).

Существует «грязная» и «чистая» педаль. Гармоническая грязь возникает там, где появляется новая гармония, но педалью удержаны звуки из предыдущей. Педализацию не следует путать с намеренной секундовой интонацией или задержанием, которое только может казаться «грязным», а на самом деле – авторская идея. Для того, чтобы правильно распоряжаться средствами педали, нужен четкий слуховой контроль. Однако, не все однозначно в понятии «грязная», «чистая» педаль. Грязно звучащая педаль не идентична грязно выглядящей педали. Так, если исполнять буквально чисто, тогда начисто сметаются гармонии, идущие от баса, основа аккорда. Таким образом, педаль есть верная и фальшивая. Палитру разновидностей педали: 1) Неполная педаль(менее грубая, чем полная). Это буфер между поглощающей педальной звучностью и сухой беспедальной. Имеет различную серебристую окраску, серебристость, матовость. 2) По времени нажатия – одновременная, связующая, запаздывающая. 3) Разделяющая педаль – ритмическая, динимическая, красочная, артикулятивная педаль. Искусству педализации обучить невозможно. Можно лишь воспитывать это качество. Педализация должна идти в ход лишь после того, как ученик научился играть легато без педали.

2 раздело стилях. Педализация каждой эпохи. Бах – эпоха барокко – допускает широкие педали, напоминая органную игру. Если дело касается клавесинных вещей – педаль четко дифференцирована. Особое внимание артикуляции, сочетаниям лиг, штрихов. Моцарт – педаль не только красочная, но и гармоническая. Время развития мажоро – минорной системы и т.д. В соответствии тонкой разнообразной фактуре, педаль должна быть тонкая и разнообразная. Бетховен – переворот, раздвигает рамки фортепианной звучности. Грандиозность мысли, образа, смелое противопоставление регистров – более свободная педаль. Однако есть опасность за гармонической стороной перестать видеть мелодическую ясность, его речитацию, вздохи, паузы. Нужно не забывать о прозрачности фактуры. Выводы: 1) педаль не должна смазывать паузы и штрихи, имеющие реальное значение в бетховенской фактуре; 2) педаль необходима как краска и мощное динамическое средство; 3) в позднейших сочинениях педаль имеет 2 функции – краска, и часть фактуры. Важно понять, какая из них; 4) бетховенские педали надо исполнять, но только имея навыки педального мастерства. В противном случае, играть скромнее. Шуберт – надо различать классическое инструментальное письмо и романтическое, в зависимости от вида, брать педаль. Вебер и Мендельсон – романтическая педаль, но переворот – Шопен. Подлинный поэт рояля и поэт педали. Без нее невозможно существование его музыки Педаль утверждается гармоническая, важны гармония и басы, а педаль создает переливчатую атмосферу. Далее следует изложение стиля Шумана, Листа, Дебюсси и Равеля. В послесловии сказано, что исследователь ставит перед исполнителем цель – изучение стиля, закономерностей педализации. И хотя, искусство педальной игры раскрыть в данной книге не полностью, Голубовская надеется, что этот труд даст толчок для поиска и познания в этом направлении.

 

42. Анализ пьес классического стиля (сонатины Кулау, Моцарта, Гайдна…)

См. вопросы 15, 18