НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА

 

 

1.1 Экономическое содержание и классификация налогового планирования

 

Налоговое планирование является составляющим звеном менеджмента на предприятии и обусловлено стремлением и одновременно правом налогоплательщика уменьшить налоговые обязательства на основе действий, не противоречащих законодательным актам и не нарушающих права других лиц, а также самим налоговым законодательством, предусматривающим различные налоговые режимы [5].

Следуя логике научного подхода к изучению экономических категорий, необходимо кратко и исчерпывающе разъяснить отличительные признаки понятия налоговое планирование.

Имеющиеся в экономической литературе понятия налогового планирования целесообразно объединить в две основные группы. Ряд авторов основываются на подходе к определению налогового планирования c точки зрения минимизации налоговых обязательств налогоплательщика. Определения второй группы авторов основано на налоговой оптимизации.

Большинство авторов придерживаются позиции налоговой минимизации. А.В. Брызгалин, первоначально придерживавшийся позиции налоговой минимизации, в дальнейшем перешел к налоговой оптимизации. Следует обратить внимание, что минимизация и оптимизация налогообложения – это не одно и тоже. Если налоговая минимизация – это максимальное снижение всех налогов, то налоговая оптимизация - это процесс, связанный с достижением определенных пропорций всех аспектов деятельности хозяйствующего субъекта в целом, осуществляемых им сделок и проектов. Кроме того, стремление минимизировать налоговые обязательства может помешать текущей деятельности предприятия, вступить в противоречие с целями финансового менеджмента и привлечь излишнее внимание со стороны контролирующих налоговых органов [8].

Анализ имеющихся определений налогового планирования позволил выделить основные характеристики, присущие налоговому планированию, которые необходимо учесть в определении:

- налоговое планирование представляет собой вид управленческой деятельности по оптимизации собственной налоговой нагрузки;

- налоговое планирование осуществляется в рамках стратегического планирования;

- налоговое планирование должно проводиться на основе системного подхода;

- налоговое планирование носи легитимный характер.

Следует отметить, что ни одному автору не удалось дать определение понятия налогового планирования, в котором бы нашли отражение все названные черты. Наиболее удачным является определение Е.С. Вылковой и М.В. Романовского: «Налоговое планирование – это неотъемлемая часть управления финансово-хозяйственной деятельностью в рамках единой стратегии экономического развития, представляющая собой процесс системного использования оптимальных законных налоговых способов и методов для установления желаемого будущего финансового состояния объекта в условиях ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного использования». Недостатком определения является то, что в нем налоговое планирование представлено как процесс, однако налоговое планирование является не только процессом, но и деятельностью организации [9].

Из имеющихся в экономической литературе определений налогового планирования наиболее корректным нам кажется определение налогового планирования, предложенное кандидатом экономических наук О.Г. Стороженко. Налоговое планирование – законная деятельность хозяйствующего субъекта в рамках общего стратегического планирования бизнеса, направленной на выявление возможности налоговой экономии и учет налоговых последствий в деятельности организации, в основе которой лежит системный подход [16].

Как любая экономическая категория налоговое планирование строится на определенных принципах. На наш взгляд, основными принципами налогового планирования являются законность, обязательность, эффективность, перспективность, взаимосвязь налогового планирования и общего планирования организации.

Законность подразумевает соблюдение требований действующего законодательства при осуществлении налогового планирования.

Платить налоги обязанность нежелательная, но неизбежная, платить их необходимо только в размере минимально установленных сумм. Это сущность принципа обязательности.

Эффективность означает использование возможностей, предоставленных законодательством, и инструментов доступных для конкретной организации, обеспечивающих налоговую экономию больше, чем затраты, связанные с их применением.

Перспективность так же является важным принципом налогового планирования, который означает предвидение последствий некорректного применения различных методов и схем налоговой оптимизации, которые могут повлечь за собой крупные финансовые потери.

Взаимосвязь налогового планирования и общего планирования организации предполагает, что планировать налоги необходимо в постоянной связи с общим планированием бизнес-процессов организации, так как в результате изменения различных параметров деятельности изменяются и суммы налогов, подлежащих начислению и уплате.

В экономической литературе нет однозначного мнения по классификации видов налогового планирования. На наш взгляд, наиболее полно классификацию налогового планирования рассматривают авторы Вылкова Е.С., Романовский М.В. и Ройбу А.В.

А.В. Ройбу выделяет следующие классификационные признаки налогового планирования.

В зависимости от масштабов построения различают следующие виды налогового планирования:

- государственное – направлено на реализацию государством своих функций в различных областях государственного регулирования;

- на уровне субъектов – предусматривает выработку и оценку управленческих решений исходя из целевых установок организации и учета величины возможных налоговых последствий. Организации стремятся максимизировать свой доход и прибыль. С этой позиции основной задачей налогового планирования является выбор варианта уплаты налогов, позволяющего оптимизировать систему налогов.

В зависимости от периодов налогового планирования различают:

- кратковременное налоговое планирование – при текущем планировании возможны использование пробелов законодательства, учет налоговых льгот, нововведения и прочее;

- долговременное или стратегическое планирование – возможны учет специфики объекта и субъекта налогообложения, особенностей методов налогообложения, использование налоговых убежищ, налоговых режимов отдельных стран, применение международных соглашений и прочее.

Под текущим налоговым планированием понимается совокупность методов, позволяющих налогоплательщику уменьшать налоговое бремя в течение ограниченного периода времени и/или в каждой конкретной хозяйственной ситуации. При этом необходимо отметить, что элементы текущего налогового планирования носят не только инициативный, но и императивный характер. К числу последних можно отнести принятие организацией учетной политики и выбор варианта налогового учета.

Текущее налоговое планирование носит более оперативный характер. Во многих случаях оно строится на использовании пробелов в законодательстве при решении спорных вопросов, в том числе с помощью различных судебных прецедентов.

return false">ссылка скрыта

Долгосрочное налоговое планирование – это использование налогоплательщиком таких приемов и методов, которые уменьшают его налоговые обязательства в течение длительного времени или в процессе всей деятельности налогоплательщика.

В зависимости от объекта налоговое планирование подразделяется на:

- корпоративное;

- индивидуальное – широкого применения в России еще не получило, но все чаще отдельные граждане обращаются к специалистам, оказывающим услуги в этой области.

В зависимости от степени использования в деятельности организаций норм налогового законодательства различают следующие виды налогового планирования:

1. Классическое налоговое планирование подразумевает соответствие действий налогоплательщика нормам законодательства, налоговые платежи вносятся в установленном порядке. Суть заключается в планировании правильной и своевременной уплаты налогов. Классическое налоговое планирование предусматривает организацию правильного учета и отчетности, планирование экономической деятельности в рамках, определенных законом.

2. Оптимизационное налоговое планирование предусматривает способы, при которых экономический эффект в виде уменьшения налоговых платежей достигается путем квалификационной организации дел по исчислению и уплате налогов, что исключает или снижает необоснованную переплату налогов. При реализации оптимизационного налогового планирования действия налогоплательщика соответствуют закону, он планирует и организует свою экономическую деятельность так, чтобы платить меньше налогов. В рамках оптимизационного налогового планирования используются все достоинства и все несовершенство действующего законодательства, в том числе его сложность и противоречивость. Данный способ носит нерегулярный и более рискованный характер в отличие от первых двух, поскольку прогнозировать направление судебной практики по тому или иному вопросу невозможно.

3. Противозаконное, то есть уклонение от уплаты налогов включает использование способов, при которых экономический эффект в виде снижения размера налоговых платежей достигается с применением противозаконных действий в целях уменьшения налоговых платежей. Уклонение от уплаты налогов представляет собой форму уменьшения налоговых и других платежей, при которых налогоплательщик умышленно или неосторожно уменьшает размер своих налоговых обязательств с нарушением действующего законодательства. Противозаконное налоговое планирование – это действия, влекущие за собой ответственность, предусмотренную законодательством, с применением мер уголовно-правовой ответственности [13].

Таким образом, необходимо отметить, что существуют разные понятия налогового планирования, каждое из которых по-своему отражает его сущность. Анализируя существующие определения можно сказать, что под налоговым планированием понимается оптимизация налогообложения с использованием предоставляемых льгот и приемов сокращения налоговых обязательств.

 

1.2 Этапы налогового планирования

 

В экономической литературе сложилось относительное единодушие по поводу этапов налогового планирования. Этапы налогового планирования рассмотрены в работах многих авторов: Козенковой Т.А., Евстигнеевым Е.Н., Ройбу А.В. и другие.

Процесс налогового планирования состоит из нескольких взаимосвязанных между собой этапов, которые, как считает российский экономист Евстигнеев Е.Н., не следует рассматривать как четкую и однозначную последовательность действий, обязательно гарантирующих снижение налоговых обязательств. Это связано с тем, что в налоговом планировании сочетаются элементы и науки, и искусства финансового аналитика [10].

До регистрации и начала функционирования организации необходим ответ на общие вопросы стратегического характера. Объединение их в группы дает представление об этапах налогового планирования.

На первом этапе происходит появление идеи об организации бизнеса, формулирование цели и задач, а также решение вопроса о возможном использовании налоговых льгот, предоставляемых законодателем.

Второй этап характеризуется выбором наиболее выгодного с налоговой точки зрения места расположения производств и конторских помещений предприятия, а также его филиалов, дочерних компаний и руководящих органов.

Третий этап налогового планирования в организации подразумевает выбор организационно-правовой формы юридического лица и определение ее соотношения с возникающим при этом налоговым режимом.

Следующие этапы относятся к текущему налоговому планированию, которое должно органически входить во всю систему управления хозяйствующего субъекта.

Четвертый этап предусматривает формирование так называемого налогового поля предприятия, с целью анализа налоговых льгот. Налоговое поле может быть представлено в виде перечня и характеристик налогов, взимаемых с юридического лица, с указанием основных параметров налога. В частности, к таким параметрам налога относятся: источник платежа, бухгалтерская проводка, налогооблагаемая база, ставка, сроки уплаты, пропорции перечисления в бюджеты разных уровней, реквизиты организаций, куда делаются перечисления, льготы или особые условия исчисления налога.

Пятый этап представляет собой разработку системы договорных отношений предприятия. Для этого с учетом налоговых последствий осуществляется планирование возможных форм сделок: аренда, подряд, купля-продажа, возмездное оказание услуг и прочее. В итоге образуется договорное поле хозяйствующего субъекта.

Шестой этап начинается с составления журнала типовых хозяйственных операций, который служит основой ведения финансового и налогового учета. Затем выполняется анализ различных налоговых ситуаций, сопоставление полученных финансовых показателей с возможными потерями, обусловленными штрафными и иными санкциями.

Седьмой этап непосредственно связан с организацией надежного налогового учета и контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов. Основным способом уменьшения риска ошибок может быть использование технологии внутреннего контроля налоговых расчетов.

Анализируя данный подход необходимо отметить его особенность, а именно – деление этапов налогового планирования на две группы: этапов до регистрации и начала функционирования организации и этапов текущего планирования. Данный аспект можно рассматривать как с положительной стороны, так как существует четкое деление мероприятий налогового планирования, так и с отрицательной стороны, так как, на наш взгляд, такое деление ограничивает возможность принятия решений стратегического характера в процессе деятельности организации. Минусом данного подхода можно считать то, что автор не выделяет как этап оценку эффективности налогового планирования, так как любая деятельность должна быть направлена на достижение определенных результатов.

Ройбу А.В. выделяет этапы налогового планирования для целей определения налогового поля: стратегическое, оперативное и оценка эффективности налогового планирования. В рамках каждого этапа данный автор выделяет отдельные направления.

Сущность стратегического налогового планирования заключается в том, что при решении важнейших условий своего функционирования организация проводит анализ налоговых последствий при выборе того или иного варианта и определяет оптимальный, наиболее соответствующий реализации поставленных стратегических целей. На этом этапе происходит формирование основных элементов учетной политики организации, определяющих принципы ведения налогового учета на ряд лет и оказывающих прямое влияние и на величину наиболее существенных налоговых платежей как таковых, и на поток денежных средств в целом.

Оперативное налоговое планирование можно определить как совокупность плановых действий, осуществляемых в процессе текущей деятельности организации и направленных на регулирование уровня ее налоговой нагрузки. Оперативное налоговое планирование имеет среднесрочный и краткосрочный характер и базируется на условиях хозяйствования и налогообложения хозяйствующего субъекта, определенных на уровне стратегического налогового планирования.

Оперативное налоговое планирование осуществляется по двум основным направлениям.

Первое направление – расчет, анализ, управление налогооблагаемыми базами по группам налогов, объединенных по тем или иным признакам и составление на этой основе планов налоговых платежей.

Второе направление оперативного налогового планирования – составление многовариантных налоговых моделей при рассмотрении и принятии тех или иных управленческих решений и определение критериев выбора оптимального варианта. Это очень важный аспект планирования, зачастую недооцениваемый руководителями организаций.

Оперативное налоговое планирование включает также оценку последствий направления инвестиций организации, размещения его прибыли и активов и определения наиболее рациональных путей уплаты налогов. На данном этапе необходимо учитывать два аспекта: во-первых, виды и размеры предоставляемых льгот по тем или иным направлениям инвестиций и, во-вторых, различные варианты налогообложения при получении доходов от вложений [13].

Завершающий этап налогового планирования – оценка его эффективности. Любое планирование бессмысленно без сравнения полученных результатов с запланированными.

Элементами данного этапа являются:

- сравнение фактических данных с плановыми показателями, определение величин отклонений, выявление и анализ их причин, установление максимально допустимых размеров отклонений;

- разработка системы показателей, позволяющих определить эффективность применяемых методов налогового планирования, а также степень воздействия на результативные финансовые характеристики организации (определение эффективности налогового планирования);

- корректировка действующей системы налогового планирования, принятие решений об отказе то нерезультативных методов и о разработке новых.

Сравнение плановых и фактических показателей величин налоговых платежей производится при подведении итогов выполнения тех или иных планов.

Рассмотрение различных мнений по поводу этапов налогового планирования позволяет сделать следующие выводы. Нам кажется правильным согласиться с российским экономистом Е.Н. Евстигнеевым в том, что этапы налогового планирования не следует рассматривать как четкую и однозначную последовательность действий, так как организация налогового планирования зависит от разных факторов: этапа развития предприятия, целей организации. Поэтому мы считаем, что не следует строить систему налогового планирования в соответствии с подходом какого-либо одного автора, целесообразно учесть положительные аспекты всех подходов и постараться избежать использования отрицательных сторон. Необходимо так же заметить, что, несмотря на различия в рассмотрении вопроса этапов налогового планирования в организации, все действия в рамках данных этапов сводятся к одной цели – оптимизации налоговых платежей в организации.

НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СПК «ЛЕНИНСКИЙ»

 

 

2.1 Характеристика методов и моделей налогового планирования в СПК «Ленинский»

 

 

В настоящее время еще достаточно немного предприятий, на которых хорошо организовано налоговое планирование. Существует мнение, что организация налогового планирования и его объемы зависят от величины налогового давления (нагрузки) на предприятие.

Необходимость мероприятий налогового планирования по степени налоговой нагрузки можно представить следующим образом.

При налоговой нагрузке 10-20% потребность в мероприятиях налогового планирования минимальна. Для исключения налоговых рисков достаточно четко вести бухгалтерский учет и внутренний документооборот, использовать прямые льготы.

Если налоговая нагрузка на предприятии составляет 20-40 %, потребность в налоговом планировании выражается в регулярных мероприятиях. Налоговое планирование становится частью общей системы финансового управления и контроля, ведется специальная подготовка (планирование) контрактных схем типовых, крупных и долгосрочных контрактов. Необходимо иметь специально подготовленный персонал, осуществлять контроль и руководство со стороны финансового директора.

При значении показателя налоговой нагрузки 40-60% потребность в налоговом планировании выражается в обязательном использовании мероприятий налогового планирования, которое становится элементом создания и стратегического планирования деятельности организации по всем внешним и внутренним направлениям. Для организации налогового планирования необходимо иметь специально подготовленный персонал и организовать тесное взаимодействие со всеми службами, налоговые консультанты должны проводить обязательный налоговый анализ и экспертизу любых организационных, юридических или финансовых мероприятий и инноваций.

При налоговой нагрузке более 70% ситуацию можно считать критической. Вряд ли в этом случае целесообразно вести бизнес в дальнейшем. Единственно правильным действием налогоплательщика будет изменение сферы деятельности и (или) территории осуществления бизнеса.

Налоговая нагрузка (доля налоговых платежей) рассчитывается как суммарная доля налоговых платежей, причитающихся организации, за рассматриваемый период в добавленной стоимости продукции, произведенной организацией за тот же период.

На наш взгляд, не совсем корректно определять необходимость налогового планирования на предприятии только с точки зрения налоговой нагрузки.

Во-первых, налоговое планирование, если под ним понимать планирование с целью оптимизации налоговых платежей, не может зависеть только от уровня налоговой нагрузки на предприятие. Если предприятие воспринимает концепцию налогового планирования, то его реализация может проводиться при любом, даже наименьшем уровне налоговой нагрузки. При этом должны использоваться все возможные инструменты, формы и методы налогового планирования; конечно, подчеркнем, лишь те инструменты, формы и методы, которые не нарушают действующее законодательство.

Во-вторых, наличие на предприятии специального структурного подразделения, которое занимается налоговым планированием, его штат, возможность обслуживания в аудиторских и консалтинговых фирмах не столько будут зависеть от уровня налоговой нагрузки на предприятие, сколько от ее финансовых возможностей.

Если у предприятия нет средств на организацию службы налогового планирования, то даже при высокой налоговой нагрузке оно не сможет ее организовать. Поэтому каждое предприятие, формируя службу налогового планирования, должно исходить, во-первых, из того, какие средства оно может выделить на организацию такой деятельности, и, во-вторых, смогут ли эти затраты окупиться, а если окупятся, то за какое время.

В состав этих подразделений целесообразно вводить:

- финансистов, которые разрабатывают схемы налогового планирования и оценивают их возможную эффективность;

- бухгалтеров - анализируют возможность отображения таких схем в бухгалтерском учете в соответствии с нормами действующего налогового законодательства и положений бухгалтерского учета;

- юристов - готовят необходимые документы для оформления и выполнения соглашений, а также анализируют схемы налогового планирования с точки зрения их правовой защищенности с учетом норм налогов, финансового, хозяйственного, гражданского и международного права.

В организации служба налогового планирования осуществляет следующие функции:

- готовит среднесрочные и долгосрочные комплексные налоговые планы, согласовывает и взаимно увязывает все их разделы, организует контроль за выполнение подразделениями плановых налоговых заданий, а также статистический учет по показателям налогового планирования, периодической отчетности в установленные сроки, систематизацию статистических материалов;

- дает необходимые рекомендации по вопросам налогообложения с целью предупреждения просчетов и ошибок, которые могут повлечь штрафные и другие санкции, снизить прибыль и отрицательно повлиять на репутацию организации;

- участвует в рассмотрении исков к налоговым, таможенным органам в арбитражных судах;

- следит за изменениями и дополнениями, вносимыми в нормативные правовые документы;

- осуществляет методическое руководство и организует работу по налоговому учету и анализу результатов производственно-хозяйственной деятельности в целях налогообложения, разработку рациональной с точки зрения налоговых последствий учетной политики;

- осуществляет контроль за соблюдением порядка оформления первичных документов, составление экономически обоснованных отчетных калькуляций себестоимости продукции;

- организует разработку унифицированной плановой документации, экономических стандартов, внедрение средств механизированной и автоматизированной обработки плановой и учетной информации.

В случае если отдел налогового планирования на предприятии не создается, к реализации отдельных схем по минимизации налоговых платежей целесообразно привлекать, кроме руководителя предприятия, юриста, бухгалтера и специалиста по налоговому планированию. Данный подход можно применить к СПК «Ленинский». Каждый из участников оптимизации налоговых платежей выполняет четко определенные функции.

Таким образом, эффективность налогового планирования значительно повышается при условии правильной и целенаправленной организации, которая предусматривает формирование коллектива людей, которые будут заниматься этой работой, разработкой плана, целей и задач налогового планирования, а также разработкой и реализацией схем оптимизации налоговых платежей.

 

2.2 Анализ и оценка налогового планирования в СПК «Ленинский»

 

Учетная политика — один из главных инструментов налогового планирования. Законодательство дает налогоплательщику возможность самостоятельно выбрать способ учета той или иной операции. На правильности оценки и применения альтернативных элементов учета и налогообложения и основана разработка схем минимизации налогов.

Основными разделами документа «Учетная политика» являются:

- порядок организации бухгалтерского учета;

- методы оценки активов и обязательств;

- порядок контроля за хозяйственными операциями;

- порядок документооборота и технология обработки учетной информации;

- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации:

- рабочий план счетов бухгалтерского учета;

- порядок формирования налоговой базы и налогового учета для целей налогообложения.

Эффективность разработки схем минимизации налогов непосредственно зависит от применения тех или иных элементов учетной политики, базирующейся на ряде законодательных актов. В свою очередь, понятие «учетная политика» установлено как законодательством о бухгалтерском учете, так и в области налогообложения. Поэтому разработка учетной политики предусматривает тщательное изучение нормативных документов, которыми для бухгалтерского учета являются Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), а для целей налогообложения главный ориентир — Налоговый кодекс РФ.

С точки зрения налогового менеджмента наибольший интерес представляют следующие элементы учетной политики в целях налогообложения:

- оценка запасов и расчет фактической себестоимости материальных ресурсов в производстве;

- начисление амортизации по основным средствам;

- определение выручки от реализации продукции (метод начисления или кассовый) и др.

Выбирая позицию, предприятие должно обосновать сделанный выбор расчетами налогов, величина которых зависит от выбора альтернативного способа учета. Возможности получения налоговых экономий достигаются, в частности, за счет: применения ускоренной амортизации; сокращения срока полезного использования нематериальных активов; определения выручки по мере оплаты расчетных документов, что приводит к отсрочке уплаты налога на прибыль по остатку дебиторской задолженности за отгруженные товары.

Следует отметить преимущества в части уменьшения налогообложения при создании резервов. В случае образовании резерва организация имеет двоякую возможность:

- уменьшать налоговую базу с начала налогового периода. Тем самым не возникает излишней переплаты в бюджет сумм налога на прибыль.

- снизить нагрузку в части налога на прибыль в течение всего налогового периода. Для этого возможно создание резерва под предстоящий ремонт особо сложных и дорогостоящих видов основных средств, а также резерва по сомнительным долгам. Создание последнего резерва приводит и к отсрочке уплаты налога на прибыль.

Наша организация СПК «Ленинский» занимается сельским хозяйством. В связи с тем, что СПК «Ленинский» по сути, коммерческая организация, то основной целью ее деятельности является извлечение прибыли. А эффективность производства во многом зависит от правильности определения налоговой нагрузки предприятия и уменьшения величины налогового бремени. В связи с многообразием деятельности и большого количества хозяйственных операций возникает необходимость учета всех доходов, расходов, имущества и обязательств не только в целях бухгалтерского, но и налогового учета.

Проведем расчет налоговых обязательств за 2007 - 2009 гг. используя показатели годовой отчетности при общем режиме налогообложения и при применении ЕСХН.

 

 

Таблица 2.1 Структура налоговых платежей в СПК «Ленинский» при общем режиме налогообложения

Показатели 2007 г. 2008 г. 2008г. к 2007г. %
Сумма, тыс. руб. Удельный вес, % Сумма, тыс. руб. Удельный вес, %
НДФЛ 82,8 62,5 91,9
ВБФ, в т.ч. 17,2 37,5 268,2
ФСС 17,2 - - -
ПФ - - 37,5 -
ФОМС - - - - -
Налог на прибыль - - - - -
Всего налогов и сборов 100,0 100,0 122,8

 

По данным таблицы 2.1 рассчитаем налоговую нагрузку СПК «Ленинский» по формуле:

НН = НП/Д*100% , (2.2)

где: НН – налоговая нагрузка предприятия, %;

НП – сумма всех налоговых платежей, тыс. руб.;

Д – сумма доходов организации, тыс. руб.

Тогда налоговая нагрузка СПК «Ленинский» в 2008 г. составит:

НН = 1708 / 66662 * 100% = 2,56 %

Анализ таблицы 2.1 показывает, что основную долю в общей сумме налоговых платежей составляет НДФЛ (62,5%).

Кроме того, отсутствие в общей налоговой нагрузке косвенного налога (НДС) свидетельствует, что налоговая политика предприятия совершенна. Хотя общая налоговая нагрузка предприятия составляет 2,56%, что является более приемлемым. Рассчитаем налоговую нагрузку при ЕСХН.

Налоговой базой по ЕСХН является денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. Необходимо отметить, что доходы по ЕСХН, также как и по налогу на прибыль, включают в доходы от реализации, определенные в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые ст.250 НК РФ. В части расходов в НК РФ предусмотрен ограниченный список расходов. При определении налоговой базы доходы и расходы учитываются нарастающим итогом с начала года.

На основе данных бухгалтерской отчетности проведем расчет и анализ ЕСХН.

Таблица 2.2 Расчет ЕСХН в СПК «Ленинский»

Показатели 2007 г. 2008 г. Темп роста 2008г. к 2007г., %
Доходы от реализации, тыс. руб. 121,2
Внереализационные доходы, тыс. руб. 368,6
Расходы от реализации, тыс. руб. 116,5
Внереализационные расходы, тыс. руб. 128,9
Налоговая база, тыс. руб. 261,5
Ставка налогообложения, % -
Сумма ЕСХН, тыс. руб. 261,2

 

Показатели таблицы 2.2 показывают, что за анализируемый период произошло увеличение по всем показателям, в том числе доходы от реализации увеличились на 21,2%. А сам ЕСХН составляет всего 351 тыс. руб. и 917 тыс. руб. соответственно в 2007г. и 2008 г.

Рассчитаем налоговую нагрузку при системе ЕСХН в СПК «Ленинский» в 2008 г. составит:

НН = НП/Д = 917 / 66662 = 1,38%.

Таким образом, мы на примере данных СПК «Ленинский» мы провели анализ и сравнение общей системы налогообложения и системы в виде ЕСХН. Получилось, что при ЕСХН налоговая нагрузка меньше, т.к.:

во – первых, снизилась общая сумма налоговых обязательств организации;

во – вторых, снизилась налоговая нагрузка.

Поэтому я считаю, что сельхозпредприятиям необходимо переходить на ЕСХН, в целях уменьшения налогового бремени, т.к. многие предприятия становятся банкротами только из – за большого размера налоговых обязательств.

Кроме того, в состав расходов в настоящее время включены многие расходы, которые уменьшают налоговую базу по ЕСХН (расходы на приобретение земельных участков, расходы на подготовку кадров в образовательных учреждениях и т. д.).

 

 

2.3 Организация процесса разработки, утверждения, исполнения и оценка планов налогового планирования

 

 

Организация налогового планирования должна строится исходя из методических рекомендаций, разработанных для организации системы экономического планирования на предприятии, учитывая налоговые платежей, их значимость в жизни социума.

Постановка системы налогового планирования, как правило, начинается с определения стратегических целей и задач предприятия на современном этапе развития экономики. А уже затем, исходя из идеологии развития, формируется организационная структура налогового менеджмента, подбираются необходимые кадры, разрабатывается аппарат исследования, выделяются финансовые и материально-технические ресурсы, необходимые для достижения стратегических целей налогового планирования.

Начальной, основополагающей целью налоговой ветви дерева стратегических целей организации должна стать идея, конкретизирующая миссию предприятия, о неотвратимости, а главное, о целесообразности для данного хозяйствующего субъекта уплаты налоговых платежей.

Конечной, завершающей целью системы стратегических установок налогового планирования должно стать своевременное, полное, оптимизированное с учетом положений действующего налогового законодательства и заданных стратегических параметров формирование сетевого графика денежных потоков налоговых отчислений, являющихся, в свою очередь, статьями расходной части бюджета предприятия, разрабатываемого в процессе бюджетирования.

Проектная структура организации налогового планирования позволяет в наиболее полной мере использовать потенциал самых квалифицированных специалистов в своей области деятельности при планировании, реализации и контроле мероприятий по налоговой оптимизации, не выходя вместе с тем за рамки процесса бюджетирования, функционирующего на основе линейно-функционального принципа организации управленческих взаимосвязей. Формирование команды, призванной осуществлять оптимизацию налоговых потоков предприятия, из сотрудников различных служб предприятия, которые одновременно с участием в проекте выполняют свои основные обязанности, помимо всего прочего позволяет устранить негативные моменты, связанные с отсутствием базы информационного обеспечения принимаемых в области налогового планирования управленческих решений, ликвидировать разрывы информационного поля, прослеживающиеся в практической деятельности, установить обратную связь между структурными подразделениями предприятия. Кроме того, проектная структура разрешает безболезненно для симметрии управленческих отношений вводить в состав группы по оптимизации налогового портфеля сторонних консультантов и ревизионную службу предприятия.

В процессе налогового планирования предлагается создание трех независимых налоговых групп, призванных выполнять три основных функции планирования: составление плана, реализация плана и контроль за реализацией плана.

Первая налоговая группа создается по поводу составления плана оптимизационных мероприятий. Группа состоит, во-первых, из специалистов, занятых формированием финансовой части производственной программы, — экономистов, бухгалтеров, финансистов, сотрудников налогового отдела, если такая служба существует, и, во-вторых, из юристов и сторонних консультантов. Привлечение сотрудников финансового блока способствует принятию такого плана мероприятий, оптимизирующих налоговые выплаты, который бы в полной мере соотносился с интересами бюджетного процесса, строился на одних принципиальных положениях с последним; использование навыков юристов и мнения высококвалифицированных сторонних консультантов позволит построить систему мероприятий по оптимизации налогообложения с учетом требований действующего законодательства и имеющейся практики применения методов минимизации налогообложения. Результирующие данные выработанного плана мероприятий по оптимизации налогового портфеля накладываются на график налоговых выплат, разрабатываемый план совместно с бухгалтерией или отделом налогов при его существовании, который, в свою очередь, заносится в бюджет предприятия.

Налоговый план предприятия должен иметь следующие разделы:

- календарь налогоплательщика по каждому налогу;

- перечень мероприятий по оптимизации налоговых потоков, временные параметры реализации оптимизационных мероприятий, ответственные исполнители, ресурсы и инструментарий, необходимые для реализации указанных мероприятий;

- график налоговых выплат с учетом применения мероприятий по оптимизации налогового портфеля и налоговых льгот по конкретным налогам;

- график повышения квалификации специалистов налоговой сферы;

- иные вопросы.

 

Заключительным этапом постановки налогового планирования на предприятии является организация работы по формированию, ведению и хранению базы данных планово-экономической информации, внесению изменений в справочную и нормативную информацию, используемую при обработке налоговых данных.

В целях реализации плана мероприятий по оптимизации налогового портфеля собирается вторая группа специалистов, состоящая из сотрудников юридического отдела, бухгалтерской службы, коммерческого блока и отдела налогов. Привлечение сотрудников коммерческого блока вызвано, прежде всего, тем, что данные специалисты непосредственно участвуют в хозяйственно-договорных отношениях, и, следовательно, должны учитывать налоговую специфику в контактах с контрагентами предприятия. Кроме того, здесь необходимо отметить, нежелательность участия в реализации оптимизационных мероприятий третьих лиц, в том числе и тех, которые составляли план этих мероприятий, ибо практическое применение способов оптимизации налогового портфеля подчас, вольно, или невольно, выходит за рамки дозволенности действующим законодательством, и значит, требует соблюдения определенного уровня конфиденциальности.

Координационное руководство группой реализации мероприятий по оптимизации налогового поанирования осуществляет начальник отдела налогов, либо, при отсутствии в структуре предприятия такой организационной единицы, заместитель главного бухгалтера по налогам. Принимаются решения о практической реализации запланированных оптимизационных мероприятий в связи с наличием вероятности наложения ответственности на руководство предприятия директором по экономике и финансам.

Контроль и оценка эффективности мероприятий по оптимизации налогового бремени осуществляется службой внутреннего аудита и планово-экономическим отделом совместно с ревизором Общества и сторонним консультантом. Цель группы: обнаружить и обосновать причины расхождений в запланированных и фактических данных, основания невыполнения запланированных оптимизационных мероприятий. Планово-экономическая служба предоставляет данные о фактическом исполнении бюджета, внутренние аудиторы и ревизор оценивают адекватность действующему законодательству и соответствие плановым параметрам мероприятий по оптимизации налогового портфеля. Имеющиеся расхождения докладываются руководству. Консультанты анализируют результаты применения оптимизационных мероприятий и дают заключения об исправлении допущенных просчетов. Руководит группой старший аудитор отдела внутреннего аудита. Выработанные группой рекомендации применяются при дальнейшем планировании мероприятий по оптимизации налогового планирования.

Эффективность контроля и оценки мероприятий по оптимизации налогового портфеля, равно как и результатов реализации запланированных действий, зависит от наличия на предприятии рационально организованного документооборота налогового планирования.

Все действия, предпринимаемые в процессе налогового планирования, требуют документального закрепления, ибо, во-первых, четко оформленный документооборот налогового планирования позволяет осуществлять объективный контроль со стороны руководства предприятия за действиями групп налогового планирования; во-вторых, учитывая весьма большую вероятность судебных разбирательств по результатам применения оптимизационных мероприятий, наличие литерально оформленных отношений по поводу оптимизации налогового бремени позволяет аргументированно отстаивать свою точку зрения в арбитражных судах; и, в-третьих, документооборот — важная составляющая управления, обеспечивающая стабильность хозяйственно-производственных связей.

Документооборот налогового планирования является неотъемлемой частью централизованного документооборота предприятия. Вся документация налогового планирования должна регистрироваться ответственным секретарем групп налогового планирования либо в секретариате, либо в канцелярии предприятия; а также визироваться сотрудником, осуществляющим руководство налоговой группой (иными работниками руководящего звена). Основные документальные источники, использованные в процессе налогового планирования, сдаются в архив предприятия, где хранятся по функциональным группам налогового планирования согласно действующему налоговому законодательству (от 3-х до 5-ти лет).

Осуществляет руководство работой по налоговому планированию на предприятии, направленное на организацию рациональной хозяйственной деятельности в соответствии с требованиями налогового законодательства и возможностями получения необходимых ресурсов, выявление и использование резервов оптимизации налоговых платежей с целью достижения наибольшей эффективности работы предприятия.

Таким образом, налоговое планирование на предприятии представляет собой комплексный, интеграционный процесс, организация которого должна базироваться на системном подходе, с использованием достижений различных экономических, финансовых и юридических дисциплин.

 

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В СПК «ЛЕНИНСКИЙ»

 

Налоговое планирование, как одно из важных направлений налогового менеджмента, получает в Российской Федерации все большее распространение. Эффективность применения широкого спектра методов налогового планирования в рамках конкретной организации в условиях экономики России ограничивается в достаточно сильной мере несколькими факторами.

Во-первых, налоговые последствия в виде сумм уплачиваемых налогов в большинстве случаев оцениваются после совершения хозяйственных операций, а не на стадии планирования, что существенно сокращает возможности применения тех или иных методов.

Во-вторых, процесс управления налоговой нагрузкой в отечественной практике сводится в основном к снижению только одного налога или осуществлению нескольких оптимальных сделок. Преодоление сложившейся ситуации возможно только с помощью четкой формулировки задач налогового планирования при их обоснованности на теоретическом уровне. Данный подход пока не получил в современной российской экономической мысли должного междисциплинарного развития, включающего в себя финансовый, правовой, экономический и бухгалтерский аспекты.

В-третьих, процесс налогового планирования независимо от его сроков, возможен только в условиях неизменной и стабильной макроэкономической ситуации, что в условиях реалий России представляется пока трудновыполнимым.

В то же время, несмотря на вышеуказанные ограничения, в настоящее время создаются условия существования и функционирования организаций, формируются предпосылки для перехода к цивилизованным формам и способам налогового планирования, основанным на нормах закона. Существенно укрепляется законодательная база; усиливается контроль со стороны государства за уплатой налогов и ужесточение мер, применяемых к организациям-неплательщикам. Процесс укрупнения организаций путем реорганизаций, слияния, поглощения мелких фирм более крупными, создание многопрофильных объединений также является одной из причин создания и внедрения методов налогового планирования.

По результатам анализа налогового планирования на основе материалов периодической печати и информационных источников из Интернета можно сделать вывод о том, что далеко не все элементы и методы, описанные исследователями налогового планирования, используются хозяйствующими субъектами. Хотя, чтобы налоговое планирование приняло системный характер, необходимо рассматривать всю совокупность имеющихся элементов и методов и проводить анализ на предмет возможности применения их в практической деятельности, так как возможно, это приведет к большей эффективности проектов по налоговому планированию, чем использование только лишь ситуационного подхода и построения схем.

Современная организация налогового планирования на российских предприятиях, помимо своей узкопрактической направленности на снижение налоговых поступлений, отличается от принятых за рубежом стандартов чрезмерно высокой ролью бухгалтерии предприятия в данной области планирования и некоторой толерантностью и индифферентностью экономических и финансовых служб. Последние либо вовсе не принимают участия в планировании налогов, либо занимаются сбором статистической информации, причем постфактум.

Организационная структура налогового планирования должна строиться, базируясь на двух принципах: быть неотъемлемой составляющей организационной структуры бюджетного процесса в рамках финансового планирования и использовать навыки, потенциал иных служб предприятия при планировании мероприятий по оптимизации совокупности налогооблагаемых баз.

Организация налоговой деятельности и выполнение работ по налоговому планированию невозможны без организации соответствующей службы или подразделения. Отдел организации налоговой деятельности фактически должен выполнять функции подразделения налоговой службы, на которое возложено планирование налоговой деятельности организации в целом и самой налоговой службы в частности.

Служба налогового планирования, то есть ее специалисты осуществляют работу по налоговому планированию в организации. Реализация процесса налогового планирования должна быть направлена на организацию безболезненной с точки зрения налогового законодательства деятельности организации в соответствии с требованиями налогового законодательства и возможностями получения необходимых ресурсов.

При организации налогового планирования необходимо учитывать опыт сторонних консультантов, что поможет избежать ошибок в налоговой оптимизации, так как внешнее налоговое консультирование предполагает перенос рисков, связанных с консультацией внешнего консультанта по проблемным вопросам налогового планирования, на консультанта. Опыт консультанта, полученный при проведении налогового планирования в десятках организаций, поможет выработать правильные и взвешенные решения.

Складывающаяся экономическая и политическая ситуация формирует перечень услуг, предоставляемых ведущими аудиторскими фирмами мира в области налогового консультирования и налогового планирования. Достаточно долгое время существуют за рубежом и начинают появляться в России фирмы, которые постоянно занимаются разработкой сложных схем по снижению налогообложения компаний и предлагают их как корпоративным, так и индивидуальным клиентам. Это свидетельствуют о том, что, несмотря на усиливающийся контроль со стороны налоговых органов, организации приспосабливаются к таким условиям, меняя стратегию и тактику исходя из положений меняющегося законодательства.

Следует отметить, что разработка и применение сложных налоговых схем при достаточной доле злого умысла или юридической неграмотности могут нанести значительный ущерб государству. Одной из главных проблем, c которыми сталкивается государство и налогоплательщики, является установление грани между собственно налоговым планированием и уклонением от уплаты налогов.

Государство способно существенно влиять на организацию налогового планирования путем совершенствования налогового законодательства.

В странах с развитой рыночной экономикой государство активно и целенаправленно осуществляет такую деятельность. Например, налоговое управление в США в 2003 году обязало аудиторские компании и консультантов раскрывать все схемы налоговой оптимизации, которые они продают клиентам. A Великобритания в 2006 году обратилась к Европейской комиссии с просьбой разрешить ей ввести новый порядок уплаты НДС, который позволил бы сократить масштабы налогового мошенничества.

В Российской Федерации масштабы потерь бюджета в результате уклонения от уплаты налога с применением различного рода схем значительны. Анализируя практику налогового планирования в России, можно констатировать, что стремление уклониться от уплаты налогов носит достаточно массовый характер.

Одной из главных причин возникновения конфликтов между государством и налогоплательщиками является недостаточная проработанность налогового законодательства, наличие большого числа пробелов, которые не позволяют с достаточной точностью определить законность или незаконность того или иного способа минимизации налогов. Это в свою очередь создает возможность для разработки и применения схем уклонения от уплаты налогов.

Другой причиной создавшегося положения является отсутствие в российском законодательстве четких критериев оценки действий налогоплательщика по налоговому планированию. Для решения этой проблемы будет полезен опыт развитых стран, имеющих обширную деятельность и практику налогового планирования.

Например, во Франции, для оценки добросовестности действий налогоплательщика используется понятие «злоупотребление правом». В законодательстве Франции определено, что злоупотребление правом – результат юридических построений, производимых с целью полного или частичного освобождения от налога. Налоговые органы имеют возможность доказывать злоупотребление либо самостоятельно, либо с привлечением консультативного органа. Налоговым органам также предоставляется право устанавливать истинный характер гражданско-правовых договоров для выявления скрытой передачи или выявления прибыли. У налогоплательщиков имеется процедура, позволяющая исключить в дальнейшем квалификацию его действий в качестве злоупотребления правом. Данная процедура предоставляет налогоплательщику возможность направить в консультативный или налоговый орган запрос о правомерности характера и наличии признаков злоупотребления правом в операции, которую он намерен осуществить в будущем. При отсутствии в установленный срок ответа или отсутствие в ответе возражений ответ считается положительным, что лишает налоговый орган возможности впоследствии квалифицировать соответствующие операции в качестве действий, направленных на злоупотребление правом.

Наличие подобного порядка позволяет налоговым органам на предварительной стадии убедиться в наличии или отсутствии злоупотребления правом, тем самым, повышая эффективность дальнейших мероприятий по переквалификации и доказывая недобросовестность налогоплательщика.

В Швеции действует аналогичный порядок, при котором Комиссией по налоговому праву выдается предварительное заключение o налоговых последствиях сделки или совокупности сделок. Такое заключение может быть запрошено как налогоплательщиком, так и налоговой администрацией, a применение подобного заключения является обязательным для налоговых органов при условии согласия налогоплательщика.

В российском законодательстве такие положения недостаточно широко применяются. В связи с этим судебная практика пошла по пути введения понятий добросовестного и недобросовестного налогоплательщика. По мнению ряда специалистов, нормативное закрепление на законодательном уровне критериев недобросовестности позволило бы решить ряд комплексных проблем, имеющих место в работе налоговых органов при выявлении нарушений налогового законодательства, среди которых основной является проблема классификации действий налогоплательщиков при формальном соответствии последних нормам налогового и гражданского законодательства.

Вместе с тем, законодательство не предусматривает возможности давать правовую оценку поведению лица (например, признавать добросовестным налогоплательщика) безотносительно обстоятельств конкретного дела: правовая оценка действий (или бездействия) лица может быть дана Арбитражным судом только при рассмотрении дела по конкретному спору.

По мнению некоторых специалистов, в настоящее время введение понятий добросовестный и недобросовестный налогоплательщик является недостаточно обоснованным. При этом сам термин «добросовестность» должен применяться не в отношении самого налогоплательщика, a в отношении его действий.

C учетом мирового опыта представляется целесообразным ведение в отечественное законодательство понятия «злоупотребления правом», a также введения «доктрины деловой цели». Сущность «доктрины деловой цели заключается в том, что сделка, создающая налоговые преимущества считается недействительной, если она не достигает этой цели. В совокупности это даст положительный эффект в борьбе с массовым уклонением от уплаты налогов. Налогоплательщикам это позволит более обосновано отстаивать свои права в области оптимизации налоговых платежей, а презумпция невиновности не будет раnter">| следующая ==> РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ


Дата добавления: 2015-07-21; просмотров: 219; Опубликованный материал нарушает авторские права?.