Государственное управление в области внутренних дел

Президент РФ и Правительство РФ обладают в области управления внутренними делами полномочиями общего характера. Согласно ч. 1 ст. 114 Конституции РФ и ст. 19 ФКЗ «О Правительстве РФ» Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно-опасными явлениями, разрабатывает и реализует меры по укреплению материально-технической базы правоохранительных органов.

В систему МВД РФ входят: органы внутренних дел, в том числе полиция; внутренние войска; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД РФ (например, образовательные учреждения, научно-исследовательские и другие организации).

Центральное звено в системе органов управления внутренними делами – МВД РФ – действует на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248.

Начиная с 2000 г., осуществляется последовательное реформирование системы органов внутренних дел. Указом Президента РФ от 31 июля 2000 г. № 1415 «Вопросы МВД РФ» были образованы самостоятельные подразделения МВД РФ в федеральных округах. Их основными задачами являются: координация, контроль и анализ деятельности органов внутренних дел в соответствующих федеральных округах по борьбе с преступностью.

В систему МВД РФ входит полиция. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 4 «О полиции» она предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Основными направлениями деятельности полиции являются:

1. Защита личности, общества и государства от противоправных посягательств.

2. Предупреждение и пресечение уголовных и административных правонарушений.

3. Выявление и раскрытие преступлений и административных правонарушений.

4. Розыск лиц.

5. Производство по делам об административных правонарушениях.

6. Обеспечение правопорядка в общественных местах, безопасности дорожного движения.

7. Контроль за соблюдением законодательства РФ в области оборота оружия, частной детективной и охранной деятельности.

8. Охрана имущества и объектов, в т.ч. на договорной основе.

9. Государственная защита потерпевших, свидетелей, должностных и других защищаемых лиц.

10. Осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

Законом о полиции предусматривается независимость органов внутренних дел от бюджетов субъектов РФ. Также закреплено, что права и обязанности полиции могут устанавливаться только законом. Закон исключил такие функции полиции, как выдворение иностранных граждан за пределы Российской Федерации, технический осмотр транспортных средств, розыск должника и его имущества, ведение реестра дисквалифицированных лиц и другие.

30 ноября 2011 г. был принят Федеральный закон № 349 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты», который установил порядок поступления на службу в органы внутренних дел, порядок ее прохождения и прекращения, а также определил правовое положение (статус) сотрудника органов внутренних дел.

Долгое время в систему МВД РФ в качестве самостоятельного подразделения входила государственная противопожарная служба. Указом Президента РФ от 9 ноября 2001 г. № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» эта служба была преобразована в государственную противопожарную службу МЧС РФ.

В соответствии с Указом Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» из подведомственности МВД РФ выведена Федеральная миграционная служба РФ, деятельностью которой в настоящее время руководит Правительство РФ (Положение о ФМС РФ утверждено Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2012 г. № 711). ФМС РФ выполняет функции, касающиеся реализации миграционной политики. Важным направлением деятельности ФМС является обеспечение режима регистрации и паспортной системы. Паспортно-визовая служба выполняет функции по оформлению гражданства, реализации права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах России, выезда из страны и въезда на ее территорию, соблюдения правового положения иностранных гр-н.

В систему МВД РФ входят внутренние войска. Они действуют на основании Федерального закона от 6 февраля 1997 г. № 27 «О внутренних войсках МВД РФ». Внутренние войска совместно с органами внутренних дел участвуют в охране общественного порядка, а также реализуют другие задачи, возложенные на них законодательством. Общее руководство внутренними войсками МВД осуществляет Президент РФ (утверждает состав, численность и структуру внутренних войск), непосредственное – министр внутренних дел. Законом предусмотрена должность главнокомандующего внутренними войсками, который одновременно является Заместителем Министра внутренних дел. Военнослужащие внутренних войск при несении службы имеют право пресекать преступления и административные правонарушения; проверять у граждан документы, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения; составлять протоколы об административных правонарушениях; производить досмотр транспортных средств, нарушивших правила, установленные на объектах, охраняемых внутренними войсками.

Государственное управление в области иностранных дел. Управление иностранными делами всегда было прерогативой высшего политического руководства страны. Конституция РФ наделяет Президента РФ исключительными полномочиями в области проведения внешней политики, составной частью которой является управление иностранными делами. В соответствии со ст. 86 Конституции РФ глава государства осуществляет руководство внешней политикой, ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации, принимает ратификационные, верительные и отзывные грамоты аккредитуемых дипломатических представителей.

Полномочия Правительства РФ по управлению иностранными делами закреплены в ст. 21 ФКЗ «О Правительстве РФ». Правительство РФ осуществляет руководство в сфере обеспечения отношений с иностранными государствами и международными организациями.

Особое место среди органов, осуществляющих государственное управление в области иностранных дел занимает Министерство иностранных дел РФ. Это один из старейших органов управления. Первоначально коллегия иностранных (чужестранных) дел возникла в эпоху петровских преобразований и вошла в число известных 12 коллегий. Датой ее учреждения принято считать 1720 г. Устройство коллегии произошло на базе Посольского приказа и Посольской канцелярии. В 1802 г. учреждается МИД России. 10 февраля 2003 г. в России впервые отмечался профессиональный праздник – День дипломатического работника. Указ об учреждении праздника дипломатов подписал Президент РФ 31 октября 2002 г. Именно на этот день приходится наиболее раннее упоминание Посольского приказа – первого внешнеполитического ведомства России. Его руководителем был назначен И.М. Висковатый.

МИД России является головным органом в системе федеральных органов исполнительной власти в области отношений с иностранными государствами, международными организациями и осуществляет общий контроль за выполнением международных обязательств Российской Федерации. МИД координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти в этой области и международные связи субъектов РФ. Основными задачами Министерства являются: разработка общей стратегии внешней политики, реализация внешнеполитического курса России, обеспечение дипломатическими средствами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности, других интересов России на международной арене, защита прав и интересов граждан РФ и юридических лиц за рубежом, обеспечение дипломатических и консульских представительств РФ с иностранными государствами. Кроме того, согласно Федеральному закону от 15 июля 1995 г. № 101 «О международных договорах» МИД РФ предоставлены широкие полномочия по обеспечению заключения Российской Федерацией международных договоров. В частности, министерство ведет единую государственную регистрацию и учет международных договоров РФ, осуществляет функции депозитария международных договоров. МИД РФ имеет специализированное печатное издание – Дипломатический вестник.

В систему МИД РФ входят: дипломатические представительства и консульские учреждения; представительства Российской Федерации при международных организациях; представительства МИД РФ на территории РФ (территориальные органы); подведомственные министерству предприятия, учреждения, организации на территории России, созданные для обеспечения его деятельности.

Зарубежными органами внешних сношений являются дипломатические представительства (посольства и миссии) и консульские учреждения.

Посольства образуются в странах, с которыми у России установлены дипломатические отношения. Посольство обеспечивает проведение единой политической линии в отношениях с государством пребывания. Посольство возглавляет Чрезвычайный и Полномочный посол РФ, который непосредственно руководит его работой. Посол является высшим официальным представителем РФ, аккредитованным в государстве пребывания.

15 мая 1809 г. Александр I подписал указ о создании экспедиции консульских дел. Эта дата считается днем основания консульской службы России. Правовой статус консульских учреждений определяется Федеральным законом от 5 июля 2010 г. № 154 «Консульский Устав РФ». Консульское учреждение осуществляет в пределах консульского округа на территории государства пребывания функции от имени РФ. Консульское учреждение открывается по решению Правительства РФ на основании международного договора РФ с соответствующим иностранным государством. В зависимости от класса консульские учреждения подразделяются на Генеральное консульство, консульство, вице-консульство, консульское агентство. Основными функциями консульского учреждения являются: защита в государстве пребывания прав и интересов РФ, граждан РФ и юридических лиц; осуществление паспортно-визового обслуживания в соответствии с законодательством РФ; осуществление в пределах своих полномочий нотариальных действий и государственной регистрации актов гражданского состояния и другие.

Важное направление внешней политики России - сотрудничество с различными международными организациями. Россия является членом таких организаций как ООН, ЮНЕСКО, МАГАТЭ и ряда других. Предусмотрено создание постоянных представительств Российской Федерации при международных организациях. Среди их основных задач и функций можно выделить: защита национальных интересов в рамках международной организации; реализация внешнего курса Российской Федерации в международной организации; выяснение и анализ деятельности международной организации и другие.

Пунктом «о» ст. 72 Конституции РФ за субъектами РФ признается право развивать международные и внешнеэкономические связи. Общий порядок участия субъектов РФ в международных и внешнеэкономических связях определяется Федеральным законом от 4 января 1999 г. № 4 «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ».

Государственное управление в области юстиции. Система органов управления юстицией включает в себя Министерство юстиции РФ, Федеральную службу исполнения наказаний, Федеральную службу судебных приставов.

Министерство юстиции РФ имеет многовековую историю и является одним из старейших в стране. Оно было образовано в числе первых российских министерств в 1802 г. Первым министром юстиции в 1802-1803 гг. был выдающийся русский поэт и государственный деятель Г.Р. Державин. В настоящее время Министерство юстиции действует на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313. Министерство юстиции РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере исполнения уголовных наказаний, регистрации некоммерческих организаций, в сфере адвокатуры и нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов. Министерство имеет специализированное печатное издание – Бюллетень Министерства юстиции РФ.

На Министерство юстиции РФ возложена функция контроля за соответствием ведомственных правовых актов Конституции РФ и федеральным законам, актам Президента РФ и Правительства РФ. Государственной регистрации подлежат только те акты, которые затрагивают права и обязанности человека, устанавливают правовой статус организаций, имеют межведомственный характер. Государственная регистрации нормативных правовых актов – это совокупность неразрывно связанных между собой действий регистрирующего органа. Она включает в себя юридическую экспертизу соответствия правового акта законодательству РФ, присвоение регистрационного номера, занесение нормативного правового акта в Государственный Реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Важным направлением деятельности Министерства юстиции РФ является регистрация некоммерческих организаций. В целях повышения качества исполнения этой функции принято два административных регламента:

1) по принятию в порядке, установленном законодательством РФ решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в т.ч. отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий, торгово-промышленных палат, иных юридических лиц ( Приказ МЮ РФ от 19 декабря 2006 г. № 372);

2) по принятию в порядке, установленном законодательством РФ, решения о государственной регистрации религиозных организаций и регистрации представительств иностранных религиозных организаций (Приказ МЮ РФ от 14 декабря 2006 г. № 361).

Физическим и юридическим лицам предоставляется информация о зарегистрированных организациях в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом МЮ РФ от 14 декабря 2006 г. № 362.

Решение о регистрации общественного объединения принимается органом юстиции в течение 30 дней со дня получения необходимых документов. Орган юстиции обязан уведомить налоговый орган о зарегистрированном объединении. Налоговые органы в течение 5 рабочих дней со дня получения сведений от органа юстиции должны внести запись об общественном объединении в Государственный Реестр юридических лиц и уведомить Министерство юстиции РФ в течение рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи. Неисполнение информационных обязанностей влечет административную ответственность должностных лиц регистрационных органов, предусмотренную ст. 19.7 КоАП РФ (Непредставление сведений (информации).

В соответствии со ст. 38 ФЗ «Об общественных объединениях» Министерство юстиции РФ осуществляет контроль за деятельностью общественных объединений. В рамках проведения контроля министерство имеет право выносить общественным объединениям предупреждение в письменной форме. После двух предупреждений Министерство юстиции или его органы вправе подать в суд заявление о приостановлении деятельности общественного объединения или прекращении его деятельности.

Важным направлением деятельности Министерства юстиции РФ является управление уголовно-исполнительной системой. История отечественной уголовно-исполнительной системы ведет свой отсчет с 12 марта 1879 г., когда в аппарате МВД появилось Главное тюремное управление. До этого систему централизованного управления в сфере исполнения наказаний заменяли собой губернаторы. На протяжении более чем столетия Министерство юстиции делило данную функцию с МВД. Уголовно-исполнительная система периодически то передавалась в ведение Минюста то вновь возвращалась в МВД. Впервые такая передача состоялась в соответствии с Законом Российской Империи от 13 декабря 1895 г., когда Главное тюремное управление было выделено из состава МВД и присоединено к Минюсту с присвоением Министру юстиции звания президента попечительского совета о тюрьмах. В прошлом Министерство юстиции руководило уголовно-исполнительной системой трижды: в 1895-1922 гг., 1930-1934 гг., 1953-1954 гг. После вступления России в Совет Европы произошла окончательная передача уголовно-исполнительной системы из ведения МВД России в ведение Министерства юстиции РФ. Она проводилась в соответствии с рекомендациями Кабинета Министров Совета Европы о единых пенитенциарных правилах. В настоящее время в уголовно-исполнительную систему входят: Федеральная служба исполнения наказаний, территориальные органы уголовно-исполнительной системы, учреждения, исполняющие наказания.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118 «О судебных приставах» Министерство юстиции РФ образует службу судебных приставов. Возглавляет ее Федеральная служба судебных приставов (ФССП). Директор ФССП является главным судебным приставом Российской Федерации.

Административно-политическая сфера государственного управления имеет ряд отличительных признаков, которые выделил профессор А.А. Гришковец. Кратко представить их можно следующим образом:

1. в сфере расширенная по сравнению с другими сферами государственного управления федеральная компетенция (ст.ст. 71, 71 Конституции РФ);

2. высокая стабильность системы органов управления этой сферой;

3. президент РФ имеет исключительные управленческие полномочия в этой сфере. Согласно ст. 32 ФКЗ «О Правительстве РФ» глава государства руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних и иностранных дел;

4. в этой сфере наиболее ярко выражены императивные методы регулирования общественных отношений. В этой сфере расширенные возможности по применению мер административного принуждения;

5. при регулировании отношений в этой сфере абсолютно господствуют нормы публичного права;

6. специальные особенности государственной службы в органах государственного управления этой сферой обусловлены характером службы, которая нередко сопряжена с повышенными физическими нагрузками и риском для здоровья и жизни.