Организация лечебно-профилактической помощи городскому населению.

Задание 1. Анализ показателей деятельности городской поликлиники.

Вычислите и оцените всевозможные показатели деятельности поликлиники. Сделайте обоснованный вывод.

В городской поликлинике со среднегодовой численностью прикрепленного населения 36 500 человек работают 19 участковых врачей-терапевтов (в штатном расписании предусмотрено 20 должностей участковых врачей-терапевтов).

За год получены следующие данные:

Ø число посещений к участковым врачам-терапевтам составило 155 000, в том числе

· 52 000 активные посещения,

· 140 200 посещений сделано жителями своего участка.

Число первичных обращений по поводу всех заболеваний составило 60 200 случаев. Посещения к участковым терапевтам включали в себя посещения в связи:

Ø с заболеванием – 110 000 случаев

Ø с профилактическими осмотрами – 40 000 случаев

Ø с прочими причинами – 5 000 случаев.

Общее число пациентов, госпитализированных по направлению поликлиники, составило 7 500 человек, при этом число расхождений диагнозов поликлиники и стационара отмечено у 400 госпитализированных больных.

Общее число больных впервые признанных инвалидами в текущем году составило 90 человек, пособия по инвалидности получает 300 человек.

В целом зарегистрировано 35 240 прикрепленных к данной поликлинике жителей, подлежащих профилактическим осмотрам. Осмотрено 34 505 человек, среди которых выявлено 425 ранее не зарегистрированных заболеваний.

Среди зарегистрированных 1720 больных гипертонией, подлежащих диспансерному наблюдению, 1200 состояло на диспансерном учете, из которых 60 человек ни разу не являлись на прием к врачу в течение года. В текущем календарном году выявлено 283 больных гипертонией, из них 280 взято под диспансерное наблюдение.

При этом из общего числа пациентов с гипертонией, состоящих на диспансерном учете, в течение года зарегистрировано

Ø 2150 случаев обострений,

Ø 480 случаев госпитализации,

Ø 23 больным установлена группа инвалидности.

Рассчитываем и оцениваем показатели деятельности поликлиники.

1. Показатель обеспеченности населения врачебными кадрами.

Число штатных должностей ÷ численность населения, обслуживаемого данным ЛПУ ∙ 10000

20÷36500∙10000=5,5

2. Показатель укомплектованности медицинскими штатами.

Число занятых должностей участковыми терапевтами ÷ число штатных должностей участкового терапевта ∙ 100

19÷20∙100=95%

3. Показатель общей заболеваемости населения.

Общее число заболеваний у прикрепленного населения ÷ среднегодовая численность прикрепленного населения ∙ 1000

60200÷36500∙1000=1649,3‰

4. Показатель полноты охвата населения профилактическими медицинскими осмотрами.

Всего осмотрено проф. осмотрами ÷ число населения, подлежащее осмотрам ∙ 100

34505÷34240∙100=99,9%

5. Показатели эффективности профилактических осмотров.

Частота вновь выявленных новых заболеваний = число выявленных заболеваний ÷ общее число осмотренных профилактически ∙ 1000

425÷34505∙1000=12,3 случаев на 1000

6. Показатели диспансеризации.

- Охват диспансеризацией больных с ГБ = число больных с ГБ, состоящих под диспансерным наблюдением ÷ всего зарегистрированных больных с ГБ ∙ 100

1200÷1720∙100=69,8%

- уровень распространенности ГБ среди больных, взятых под диспансерное наблюдение = число состоящих под диспансерным наблюдением больных с ГБ ÷ среднегодовая численность населения, прикрепленного к поликлинике ∙ 100

1200÷36500∙100=3,3%

- частота обострений при ГБ = число обострений у больных с ГБ ÷ число больных с ГБ, состоящих под диспансерным наблюдением

- 2150÷1200=1,8 случаев

- удельный вес пациентов, госпитализированных с ГБ из поликлиники = число пациентов с ГБ, госпитализированных из поликлиники ÷ число больных с ГБ, состоящих на диспансерном учете ∙ 100:

480÷1200 100= 40,0%

- удельный вес лиц, признанных инвалидами при заболевании ГБ = число признанных инвалидами вследствие ГБ ÷ число больных с ГБ, состоящих на диспансерном учете ∙100:

23÷1200 ∙100=2,0 %

- удельный вес инвалидов вследствие ГБ среди всех инвалидов = число инвалидов, вследствие ГБ ÷ число признанных инвалидами ∙100:

23÷90 ∙100=25,5%

7. Нагрузка на врачебную должность.

Число посещений врачей поликлиники ÷ число занятых врачебных должностей

155000÷19=8.158 человек

- показатель участковости = число посещений к участковым врачам поликлиники жителями района ÷ число посещений врачей поликлиники 100

140200÷155000∙100=90,4%

8. Распределение посещений по поводу проф. осмотров или по поводу заболеваний.

Число посещений по поводу заболеваний (или проф. осмотров, другие причины) ÷ общее число посещений поликлиники∙100

110000÷155000∙100=71%

- по поводу проф. осмотров = 40000÷155000∙100=26%

- прочие причины = 5000÷155000∙100=3%

9.Частота госпитализации из поликлиники= число больных, госпитализированных из поликлиники ÷ общее число заболеваний у прикрепленного населения 100

7500÷60200∙100=12,4%

- удельный вес расхождения диагнозов в стационаре = число расхождений диагнозов при госпитализации больных из поликлиники ÷ общее число госпитализированных больных из поликлиники 100

400÷7500∙100=0,7%

10. Показатели инвалидности:

- Уровень общей инвалидности = число инвалидов, получающих пособия ÷ численность населения, обслуживаемого ЛПУ 10000

300÷36500 10000=82,2 случая на 10000 населения.

- Уровень первичной инвалидности = Число впервые признанных инвалидами ÷ среднегодовая численность населения, прикрепленного к поликлинике ∙ 10000

90÷36500∙10000=25 случаев

- обеспеченность пособиями по инвалидности = 90÷300∙100=30%

Вывод: При анализе деятельности данной поликлинике установлено достаточное обеспечение кадрами, в частности участковыми терапевтами (90,4%). Тем не менее, настораживающим моментом является достаточно высокий уровень общей инвалидности *82,2 случая на 10000 населения) и особенно удельный вес лиц, признанных инвалидами вследствие ГБ (25,5%), что должно отразиться на более внимательном лечении, профилактики болезней системы кровообращения среди прикрепленного населения. В целом выявлен средний уровень заболеваемости населения (1.649,3‰), небольшая выявляемость новых случаев заболеваний (12,3‰) и очень хороший показатель профилактических осмотров (100%). Однако, само население, прикрепленное к поликлинике, приходило на проф. осмотры лишь в 26% случаев, что говорит об их низкой медицинской грамотности и активности. Низким является показатель расхождения диагнозов в поликлинике и в стационаре (0,7%), что позволяет судить о достаточно хорошей компетентности мед. персонала данной поликлиники. В целом работу поликлиники можно признать удовлетворительной.

return false">ссылка скрыта

Задание 2. Анализ показателей деятельности стационара.

Вычислите и оцените все возможные показатели деятельности стационара.

Какими должны быть мероприятия по улучшению работы больницы.

В центральной районной больнице среднегодовое число развернутых коек составляет 480, число госпитализированных больных 12 500, число выписанных -12 380, число умерших 120, проведено всеми больными в стационаре 172 800 койко-дней.

В стационаре прооперировано 800 человек, после операционного вмешательства было зарегистрировано 25 осложнений и 15 летальных исходов, в том числе 4 летальных исхода в первые сутки после операции.

1. Вычисляем среднегодовую занятость койки.

Число койко-дней фактически проведенных больным ÷ число среднегодовых коек

172800÷480 = 360 дней

2. Оборот койки.

Число прошедших больных ÷ среднегодовое число коек

(12500+(12380+120)÷2) ÷ 480 = 26

3. Средняя длительность пребывания больного в стационаре.

Число проведенных больным койко-дней ÷ число выбывших больных

172800÷12500 = 13,8 дня

4. Летальность по стационару.

Число умерших больных ÷ число выбывших больных ∙ 100

120÷12500∙100=0,96

5. Послеоперационная летальность.

Число умерших больных после операции ÷ число прооперированных ∙ 100

15÷800∙100 = 1,9%

Послеоперационная летальность в первые сутки.

4÷800∙100 = 0,5%

Послеоперационные осложнения.

25÷800∙100 = 3,1%

Вывод: При оценке деятельности данной районной больницы были установлены несколько повышенные показатели среднегодовой занятости койки (360 дней при норме 330-340 дней в году) и оборота койки (26 дней при норме 20). Это может быть связано с типом больницы, ее мощности, а также частотой использования так называемых приставных коек, которые могут увеличить показатель койко-дней. В то же время средняя длительность пребывания больного в стационаре несколько ниже (13,8 дней при норме 17-19). В связи с этим следует улучшить организацию госпитализации больных, качество лечебного процесса и исключить варианты с краткосрочной госпитализацией. Оценку качества медицинской помощи в данной больнице можно оценивать как хорошую, так как послеоперационная летальность по стационару не превышает 3,0% и составляет для данного ЛПУ – 1,9%. Однако, необходимо снизить послеоперационные осложнения (3,1%) путем более качественного наблюдения за послеоперационными больными со стороны врачей и среднего медицинского персонала.

Тема 3. Организация врачебно-трудовой экспертизы

Задание 1. Правила выдачи и оформления документов временной нетрудоспособности

Служащая С., постоянно проживающая в г. Москве, проходя курс лечения в санатории г. Геленджик во время очередного отпуска (с 22.09 по 15.10), обратилась за медицинской помощью к врачу санатория. С диагнозом «Острый аппендицит» была госпитализирована в хирургическое отделение местной городской больницы, где находилась с 29.09 по 10.10. Время проезда к постоянному месту жительства – 2 дня. Во время отпуска матери дома с отцом оставалась 8-летняя дочь-школьница, которая с 25.09 по 15.10. наблюдалась участковым педиатром с диагнозом «Астматический бронхит».

На основании анализа представленной ситуации требуется определить:

· Имеет ли место факт нетрудоспособности?

· Вид нетрудоспособности;

· Причину временной нетрудоспособности;

· Какой документ, удостоверяющий нетрудоспособность, следует выдать?

· Каким лечебно-профилактическим учреждением, каким специалистом и на какой срок, данный документ будет выдан?

· Кто и на какой срок данный документ может продлить?

· Какие отличительные особенности будет иметь документ, удостоверяющий нетрудоспособность, в данной ситуации?

· Каков порядок выплаты пособий по листкам нетрудоспособности ?

В данной ситуации имела место временная нетрудоспособность при заболевании. При временной нетрудоспособности в связи с заболеванием, возникшей во время ежегодного очередного отпуска при санаторно-курортном лечении, листок нетрудоспособности выдается в соответствующем порядке. Служащей С. в день выписки из стационара, 10.10., лечащим врачом по предъявлении паспорта будет выдан листок нетрудоспособности. На бланке листка нетрудоспособности записывается:

· Название лечебно-профилактического учреждения, его адрес;

· Фамилия, имя, отчество, пол, возраст пациента;

· Полное наименование места работы пациента;

· Графы «диагноз» и «заключительный диагноз» не заполняются;

· В графе «причина нетрудоспособности» подчеркивается и ниже записывается соответствующий вид нетрудоспособности – заболевание;

· В графе «режим» отмечается вид предписанного лечебно-охранительного режима – стационарный;

· В графе «находился в стационаре» записывается общая длительность стационарного лечения - с 29.09 по 10.10.;

· В разделе «освобождение от работы» записывается арабскими цифрами с какого числа, месяца, года (29/IX) и прописью по какое число, месяц, год (двенадцатое октября) включительно и с учетом дней необходимых для проезда к месту жительства, освобождается от работы пациент. Разборчиво указывается должность врача, его фамилия и ставится подпись. Листок нетрудоспособности, выданный в стационаре, подписывается лечащим врачом и заведующим отделением, в котором лечился больной. Листок нетрудоспособности, выданный иногородним гражданам, должен быть подписан главным врачом лечебно-профилактического учреждения, в котором лечился больной.

· Печать лечебно-профилактического учреждения, для иногородних – круглая гербовая, ставится в правых верхнем и нижнем углах бланка при выписке.

Ежегодный очередной отпуск при предъявлении листка нетрудоспособности по месту работы должен быть продлен на все дни освобождения от работы, удостоверенные больничным листком.

При наступлении временной нетрудоспособности вследствие заболевания во время пребывания в ежегодном отпуске пособие выдается за все дни освобождения от работы, удостоверенные больничным листком.

Участковым педиатром отцу будет выдан листок нетрудоспособности по уходу за больным ребенком с подчеркиванием в графе «причина нетрудоспособности» - «уход за больным» и указанием ниже дополнительных сведений: 8 лет, астматический бронхит.

Листок нетрудоспособности по уходу за ребенком старше 7 лет при амбулаторном лечении выдается на срок до 15 дней и продлевается по медицинскому заключению, если требуется больший срок. В данной ситуации листок нетрудоспособности будет выдан со дня обращения за медицинской помощью и установления факта временной нетрудоспособности – 25.09, на срок до 10 дней, затем продлен до 15 дней (по 8.10.). По медицинскому заключению о необходимости ухода по медицинским показаниям, определенным в этом случае клинико-экспертной комиссией (КЭК) лечебного учреждения, о чем делается соответствующая запись в медицинских документах и подписи членов КЭК в листке нетрудоспособности, листок нетрудоспособности продлевается еще на 7 дней, до 16.10.

Пособие по уходу за больным ребенком, не достигшим 14 лет, при амбулаторном лечении выдается за период, в течение которого ребенок нуждается в уходе, но не более чем за 14 календарных дней. За первые 7 дней – в зависимости от непрерывного трудового стажа, за последующие дни – в размере 50% от заработка независимо от непрерывного трудового стажа. Основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности.

 

 

Вариант 1

Служащий В., 52 лет, 12.02 в 19.20., отработав рабочий день, обратился к врачу по поводу острого респираторного заболевания, был признан нетрудоспособным. 15.02. врач поставил диагноз: астматический бронхит. Мужчина был нетрудоспособен до 11.03. Как оформить нетрудоспособность больного?

С 13.02-15.02 3 дня

С 16.02 – 25.02 10 дней

С 26.02 – 07.03 10 дней

С 08.03 – 11.03 4 дня

Вариант 2

Больной И., 45 лет, находился в очередном отпуске с 01.09 по 24.09. 11.09 заболел крупозной пневмонией и проболел до 20.10. Как оформить его нетрудоспособность?

БЛ: 11.09 – 20.09, 21.09 – 30.10, 31.10 – 09.10, через ВК: 10.10 – 20.10,

 

Вариант 3

Работающий пенсионер попал в ДТП по дороге на работу. Находился в травматологическом отделении НИИ скорой помощи им. Склифосовского в течение 8 месяцев, после выписки из стационара был нетрудоспособен еще 3 месяца. Первые две недели пребывания в стационаре за ним ухаживала работающая жена. Как оформить нетрудоспособность пенсионера? 8 мес => через стационар с ВК. 3 мес=> через поликлинику (10+10+10=30) =>ВК=>1 раз на 30 дней. Т.к. превышает 10 месяцев – направить на БМЭС: пересмотреть трудовые рекомендации и продлить еще на 30 дней.

Вариант 4

Служащий К. был нетрудоспособен по поводу обострения хронического гастрита с 28.06. 3.07 явился на прием в связи с ухудшением состояния. Установлено, что 2.07 больной употребил алкоголь. Нетрудоспособность продолжалась до 10.07. Как оформить нетрудоспособность больного? 28.06-03.07, 04.07-10.07. выдает врач поликлиники.

Вариант 5

Рабочий Н., страдающий язвенной болезнью желудка, получил путевку в санаторий на 24 дня. Продолжительность очередного отпуска рабочего 24 календарных дня, кроме того, он имеет право на 3 дня дополнительного отпуска. Время проезда в санаторий и обратно 4 дня. Как оформить нетрудоспособность рабочего в связи с санаторно-курортным лечением? Больничный лист не выдается, т.к. за свой счет.

Вариант 6

Тракторист В., находясь с 5.05 по 10.05 в отпуске без сохранения содержания, 6.05., находясь в состоянии алкогольного опьянения, получил травму – перелом левой локтевой кости. За медицинской помощью обратился 8.05. Был нетрудоспособен по 15.06. Как оформить нетрудоспособность? 11.05 – 20.05, 11.05 – 30.05, 31.05 – 09.06, ВК:10.06-15.06

Вариант 7

Частнопрактикующий врач, имеющий лицензию по экспертизе трудоспособности, при осмотре ребенка 4 лет поставил диагноз коклюш. Ребенок был болен с 9.09 по 14.10. Родители ребенка в момент его заболевания находились в отпуске в другом городе, ребенок оставался с работающей бабушкой. Как оформить нетрудоспособность по уходу за ребенком. БЛ на весь срок болезни: 09-18.09, 19-28.09, 29.09-08.10, через ВК: 09-14.10

Вариант 8

Ребенок 4 лет, посещающий детский сад, заболел 10.02 ветряной оспой и был болен до 03.03. За ребенком ухаживала работающая мать, воспитывающая ребенка одна. Как оформить нетрудоспособность? БЛ на весь срок болезни: 10-19.02, 20.02-01.03, 2.03-03.03.

Вариант 9

Служащей П. 30.06 в стационаре была произведена операция искусственного прерывания беременности по медицинским показаниям. В связи с осложнениями больная находилась в стационаре до 17.07. В это время дома оставался 2-х летний ребенок, за которым ухаживал отец. С 3.07. по 10.07 ребенок находился под наблюдением участкового педиатра с диагнозом ОРВИ. Маме больничный лист не нужен, т.к. она находится в отпуске по уходу за ребенком. Папе 30.06-02.07 – 3 дня (выд.лечащим врачом мамы), 03.07-10.07-8 дней (педиатром, т.к. ребенок болен), 11.07-15.07 – 5 дней, 16.07-17.07 – 2 дня (выд.лечащим врачом мамы, т.к. реб до 7 лет)

Вариант 10

Служащей Р. 10.08. в поликлинике была произведена операция миниаборта по желанию женщины. В связи с осложнениями больная поступила в стационар, где находилась до 15.08. Как оформить нетрудоспособность? 10.08-13.08 – 3 дня поликлиника, 10.01 – 15.01 – 3 дня стационар

Вариант 11

Служащая М. была госпитализирована в отделение ЦРБ Рязанской области в связи с осложнениями течения беременности в сроке 26 недель. На 40 неделе она родила двух близнецов. Роды осложнились кровотечением у женщины. Как оформить нетрудоспособность? С 26 недели: 194 дня + 14 дней на госпитализацию

Вариант 12

Женщина 25 лет была госпитализирована в стационар в связи с преждевременными родами на 32 недели беременности. Родила живого недоношенного мальчика. Как оформить нетрудоспособность? 140 дней (одноплодная беременность)+16 дней (тк осложнение). БЛ. Выдается в жен.конс.

Вариант 13

Гражданка Н., 42 лет, была госпитализирована в стационар для проведения операции ЭКО, где находилась в течение 10 дней. Факт беременности был установлен спустя 20 дней после выписки, однако через месяц женщина была вновь госпитализирована на 5 дней в связи с самопроизвольным выкидышем. Как оформить нетрудоспособность? 30 дней в стационаре, 5 дней в стационаре (3 дня не добавлять, т.к. малый срок)

Вариант 14

У работницы столовой был установлен контакт с больным дизентерией. Будет ли выдан листок нетрудоспособности в этом случае? Как оформить нетрудоспособность женщины? Направить телефон. извещение в сан.пин. БЛ выдает врач инфекционист с заключением эпидемиолога, продолжительность опред сроком изоляции лиц, перенесших заболевание.

Вариант 15

В старшей группе детского сада, которую посещал ребенок Ж., 5 лет, был объявлен карантин по кори. Будет ли выдан листок нетрудоспособности матери ребенка, если в период наложения карантина ребенок детский сад не посещал, а находился в гостях у бабушки в другом городе? Кто оформляет нетрудоспособность в этом случае? БЛ не оформляется, перевести ребенка в другую группу.

 

Тема 4. Организация медицинской помощи женщинам и детям.

Задание 1. Анализ показателей деятельности объединенного родильного дома.

Рассчитайте и оцените показатели, характеризующие деятельность объединенного родильного дома.

Объединенный родильный дом обслуживает территорию со среднегодовой численностью женского населения старше 15 лет 55 000 человек, в том числе 38 000 женщин фертильного возраста.

За год под наблюдение женской консультации поступило 1100 беременных женщин, в том числе 954 - при сроке беременности до 12 недель и 75 при сроке беременности 28 недель и более. Не наблюдались женской консультацией 15 беременных женщин.

Осмотрены терапевтом – 980 беременных женщин, а стоматологом - 995.

Обследованы на ВИЧ – 1005 беременных женщин, на RW - 999.

Прошли физиопсихопрофилактическую подготовку к родам – 800 беременных женщин.

Беременные женщины посетили женскую консультацию до родов 16 950 раз в течение года, в послеродовом периоде - 1909 раз.

Гестозы зарегистрированы в 302 случаях, самопроизвольные аборты - в 120 случаях.

Родили в срок – 880 женщин, преждевременно – 100.

В акушерских отделениях родильного дома принято 1250 родов, в том числе 90 преждевременных.

Родились живыми 1230 детей, мертвыми - 20. В первые 168 часов жизни (первую неделю) умерли 14 детей.

За год зарегистрировано 3 случая материнской смерти.

1. Показатели своевременности взятия беременных под наблюдение (в %).

1.1. Ранее поступление:

число беременных, поступивших под наблюдение до 12 нед. бер. ÷ число беременных, поступивших в консультацию под наблюдение в данном году х 100

954÷1100∙100 = 86,7%

1.2. Позднее поступление:

число беременных, поступивших под наблюдение после 28 нед. бер. ÷ число беременных, состоявших под наблюдением в консультации в данном году∙х 100

75÷1100 ∙ 100 = 6,8%

2. Показатели, характеризующие наблюдение за беременной.

2.1. Доля женщин, не разу не посещавших женскую консультацию.

Число беременных, не посетивших консультацию ни разу ÷ число беременных, состоявших под наблюдением в данном году х∙ 100

15÷ 1100∙100 = 1,4%

2.2. Среднее число посещений женской консультации беременной.

Общее число посещений до родов ÷ число беременных, состоящих под наблюдением и родивших в данном году

16950÷(1100+1250) = 7,2

3. Полнота обследования беременных в женской консультации.

3.1. Частота проведения лабораторных исследований.

Число беременных, обследованных на RW, ВИЧ и др. ÷ число беременных, состоявших под наблюдением в данном году ∙ 100

RW = 999÷1100 ∙ 100 = 90,8%

ВИЧ = 1005÷1100 ∙ 100 = 91,4%

3.2. Частота обследования беременной специалистами.

Число беременных, осмотренных специалистами (или прошедших психологическую подготовку к родам) ÷ число беременных, состоявших под наблюдением в данном году в консультации ∙100

Осмотрено терапевтом - 980÷1100∙100 = 89%

Осмотрено стоматологом - 995÷1100∙100 = 90,4%

Прошли психологическую подготовку - 800÷1100∙100 = 72,7%

4. Исходы беременностей.

4.1. Частота беременностей, закончившихся родами.

Число женщин, беременность которых закончилась родами ÷ общее число беременных, состоявших под наблюдением в женской консультации ∙ 100

880÷1100∙100 = 80%

4.2. Частота беременностей, закончившихся абортами.

Число женщин, беременность которых закончилась абортами ÷ общее число беременных, состоявших под наблюдением в женской консультации ∙ 100

120÷1100∙100 = 11%.

Оцениваем показатели деятельности стационара роддома.

1. Исходы родов.

Частота своевременных родов.

Число женщин, беременность которых закончилась своевременными родами ÷ общее число родов, проведенных в стационаре ∙ 100

880÷1250∙100 = 70,4%

Частота преждевременных родов.

100÷1250∙100 = 8%

2. Материнская смертность.

Число умерших беременных, рожениц и родильниц ÷ число родов в роддоме и вне его ∙ 100

3÷1250∙100 = 0,2%

3. Состояние здоровья новорожденных.

Ранняя неонатальная смертность

Число детей, умерших на первой неделе жизни ÷ общее число детей родившихся живыми ∙ 100

14÷1230 ∙ 1000=11,4%о

Перинатальная смертность.

Число родившихся мертвыми + число умерших на первой неделе жизни ÷ общее число родившихся живыми и мертвыми ∙ 1000

20+14÷(1230+20) ∙ 100 =0,27%о

Вывод: Оценивая показатель деятельности женской консультации, можно сказать, что уровень санитарно-гигиенической культуры женщин, проживающих на территории района женской консультации, не достаточно высок, о чем свидетельствует наличие 6,8% беременных, взятых под наблюдение в поздние сроки, и 1,4% не проходивших наблюдение в женской консультации в течение беременности. С целью улучшения состояния здоровья как самих женщин, так и будущего ребенка, необходимо увеличить число беременных женщин с ранним взятием под наблюдение в женскую консультацию с 86,7% до 100%. Полнота обследования беременных женщин в женской консультации находится на достаточно высоком уровне, так как почти каждая женщина была обследована на RW, ВИЧ и прошли консультацию специалистов. Однако, охват беременных психологической подготовкой к родам следует увеличить с 72,7% до 100%, так как правильное поведение женщины во время родов способствует сохранению здоровья матери и новорожденного. Частота беременностей, закончившихся абортами, составляет 11%, что не является хорошим показателем и требует дальнейшего анализа.

Анализ деятельности стационара роддома показал его недостаточно хорошую работу, так как при большинстве родов, принятых своевременно (70,4%), выявлено наличие 8,0% преждевременных родов и 2,7% перинатальной смертности. Все это говорит о необходимости более внимательного отношения к женщине как во время беременности, так и в период родов, а также об улучшении преемственности между женской консультацией и роддомом.

Задание 2. Анализ показателей деятельности детской поликлиники.

Вычислите показатели деятельности детской поликлиники и оцените их в сравнении со средними показателями детских поликлиник в регионе. Сделайте выводы.

1.Какие еще критерии и методы необходимо использовать для уточнения оценки показателей и выводов.

Детская поликлиника обслуживает 30 000 детей (среднегодовая численность).

В штатном расписании поликлиники 35 должностей участковых врачей- педиатров, занято 30 должностей, фактически работает 25 педиатров (физических лиц), из них 12 имеют первую и 5 высшую квалификационную категорию.

За год к участковым педиатрам было сделано 144 000 посещений в поликлинике, в том числе 135 000 посещений сделано жителями своих участков; 102 420 посещений к участковым врачам в поликлинике были сделаны с профилактический целью. Участковые педиатры сделали 32 000 посещений на дому, в том числе 31250 к детям своего участка. 24500 посещений были сделаны по инициативе врачей (активно). Расчетный рекомендуемый норматив нагрузки в этот период составлял 4741посещений на 1000 детей в поликлинике и 1043 на 1000 детей на дому. За предыдущий год к участковым педиатрам было сделано 143 400 посещений в поликлинике и 33500 посещений на дому.

Профилактическим осмотрам на 6-ом году жизни (за год до поступления в школу) подлежали 1300 детей, были осмотрены 1220 детей, у 94 из них был выявлен сколиоз.

В связи с всеобщей диспансеризацией были обследованы 29 588 детей.

В поликлинике было зарегистрировано 55 детей, больных сахарным диабетом, 15 случаев диабета были выявлены в истекшем году. Под диспансерным наблюдением состояло в течение года 54 ребенка с сахарным диабетом, в том числе 15 детей с заболеванием, выявленным в истекшем году.

Число детей родившихся за год живыми, проживающих в районе обслуживания - 2220, том числе детей, матери которых были на дородовом патронаже - 1780, были посещены врачом и мед.сестрой в первые 3 дня после выписки из роддома - 1870.

Число детей, достигших: 1-го года жизни - 2400; 2 лет - 3100.

Число детей, наблюдавшихся без длительных перерывов:

1-го года жизни - 2200, 2-го года жизни - 2900,

Число посещений сделанных к врачу детьми 1-го года жизни в поликлинике – 36500, в том числе с профилактической целью- 29500; число посещений врачами на дому – 10200.

Число детей, находившихся на грудном вскармливании: до 4-х месяцев - 1425

Число детей не имевших зарегистрированных заболеваний на 1-ом году жизни - 925.

Число детей с расстройством питания ( гипотрофия)на 1-ом году - 19.

Число детей с явлениями рахита на 1-ом году жизни - 12.

Число детей полностью иммунизированных(в соответствии с календарем прививок): на 1-ом году 2231, на втором году - 2840.

Среднегодовая численность детей первого года жизни составила – 2 200, у них за год было зарегистрировано – 7230 заболеваний, в том числе 5420 случаев заболеваний органов дыхания.

Число детей, умерших на первом году жизни - 29.

ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ.

Вычисление показателей.

1.Штаты и кадры детской поликлиники.

1.1. Укомплектованность штатных должностей участковых педиатров:

Число занятых должностей 30

------------------------------------ Х 100% = ---- Х 100% = 85.7%

Число штатных должностей 35

1.2. Коэффициент совместительства:

 

Число занятых должностей участковых педиатров 30

----------------------------------------------------------------- = ------- = 1.2

Число физических лиц педиатров 25

1.3. Показатели квалификации (удельный вес врачей, имеющих квалификационную категорию):

Число педиатров, имеющих квалификационную категорию

---------------------------------------------------------------------------- Х 100%

Число физических лиц педиатров

12+5

= ------- Х 100 = 68%

2. Деятельность детской поликлиники

 

2.1. Работа участковых педиатров

2.1.1.Число посещений педиатров на 1 000 детей в поликлинике ( на

дому) :

 

Число посещений педиатров в поликлинике (на дому)

----------------------------------------------------------------------- Х 1000

Среднегодовая численность детей

144 000

В поликлинике: ---------- Х 1000 = 4 800

30 000

На дому : 32 000

--------- Х 1000 = 1066.6

30 000

2.1.2. Выполнение рекомендованного норматива посещений :

Фактическое число посещений в поликлинике (на дому) на 1000

--------------------------------------------------------------------------------------- Х 100%

Нормативное число посещений в поликлинике (на дому) на 1000

В поликлинике: 4800

------- Х 100% = 101.2%

На дому: 1066.6

-------- Х 100% = 102.3%

2.1.3. Динамика посещений:

Число посещений врачей в поликлинике (на дому)

--------------------------------------------------------------------------------- Х 100%

Число посещений в поликлинике (на дому) в предыдущем году

 

В поликлинике: 144 000

----------- Х 100% = 100.4%

143 400

На дому: 32 000

---------- Х 100% = 95.5 %

33 500

2.1.4. Удельный вес профилактических посещений :

Число посещений с профилактической целью 102 420

---------------------------------------------------------- Х 100% = --------- Х 100% = 70.8%

 

Общее число посещений 144 000

2.1.5. Активность посещений на дому:

Число активных посещений 24 500

------------------------------------ Х 100% = ---------- Х 100% = 76.6%

Общее число посещений 32 000

2.1.6. Показатели участковости:

Число посещений жителями своего участка в поликлинике (на дому)

---------------------------------------------------------------------------------------- Х 100%

Общее число посещений в поликлинике (на дому)

В поликлинике: 135 000

---------- Х 100% = 93.74%

144 000

На дому: 31 250

--------- Х 100% = 97.7%

32 000

2.1.7. Нагрузка на 1 врача педиатра:

Число посещений в поликлинике + число посещений на дому

---------------------------------------------------------------------------------- =

Число занятых врачебных должностей

144 000 + 32 000

= ------------------------ = 5866.7

3. Профилактические осмотры:

3.1. Охват профилактическими осмотрами :

Число осмотренных детей ( на 6 году жизни)

------------------------------------------------------------- Х 100%

Число подлежащих осмотрам

------ Х 100% = 93.8%

3.2. Заболеваемость по данным профилактических осмотров (на примере выявления сколиоза):

Число выявленных случаев заболевания (сколиоза)

------------------------------------------------------------------- Х 1000

Число осмотренных

= ----------- Х 1000 = 77 случаев на 1000 осмотренных детей

4. Показатели диспансеризации:

4.1. Охват всеобщей диспансеризацией детского населения:

Число обследованных (охваченных диспансеризацией)

---------------------------------------------------------------------- Х 100%

Численность детского населения

-------- Х 100% = 98.6%

30 000

4.2. Диспансерное наблюдение за больными (сахарным диабетом):

4.2.1. Охват диспансерным наблюдением:

Число состоящих под диспансерным наблюдением

-------------------------------------------------------------------- Х 100%

Число зарегистрированных больных

 

 

--- Х 100% = 98.2%

 

4.2.2. Своевременность взятия под диспансерное наблюдение:

 

Число взятых под наблюдение с впервые установленным диагнозом

--------------------------------------------------------------------------------------- Х 100%

Число больных (сахарным диабетом), выявленных в истекшем году

= -------- Х 100% = 100%

5. Работа детской поликлиники с детьми раннего возраста :

5.1. Охват дородовым патронажем:

Число детей, матери которых были на дородовом патронаже

------------------------------------------------------------------------------ Х 100%

Число новорожденных, проживающих в районе обслуживания

------ Х 100% = 80.8%

2 220

5.2. Своевременность охвата первым патронажем новорожденных:

Число новорожденных, посещенных врачом и медсестрой в первые 3 дня

----------------------------------------------------------------------------------------------Х100%

Число новорожденных, родившихся в районе обслуживания

------ Х 100% = 84.2%

5.3. Систематичность наблюдения детей на первом и втором году жизни:

Число детей, наблюдавшихся без длительных перерывов

------------------------------------------------------------------------- Х 100%

Число детей достигших года (двух лет)

Дети первого года жизни: 2200

------ Х 100% = 91.7%

2 400

Дети второго года жизни: 2900

------- Х 100% = 93.5%

3 100

5.4. Среднее число посещений с на 1 ребенка, достигшего 1 года:

Число посещений сделанных детьми первого года жизни

-------------------------------------------------------------------------

Число детей достигших 1 года

В поликлинике: 36 500

-------- = 15.2 посещений

На дому: 10 200

--------- = 4.25 посещений

5.5. Удельный вес профилактических посещений на первом году жизни:

Число профилактических посещений детьми, достигшими года

---------------------------------------------------------------------------------- Х 100%

Общее число посещений поликлиники детьми, достигшими года

 

--------- Х 100% = 80.8%

5.6. Частота грудного вскармливания:

Число детей, находившихся на грудном вскармливании до 4-х месяцев

------------------------------------------------------------------------------------------ Х 100%

Число детей достигших года

------ Х 100% = 59.4%

5.7. Охват профилактическими прививками детей первого (второго) года:

Число иммунизированных детей первого (второго) года жизни

--------------------------------------------------------------------------------- Х 100%

Число достигших 1 года (2-х лет)

Первый год: 2231

------ Х 100% = 92.9%

Второй год: 2840

------- Х 100% = 91.6%

5.8. Заболеваемость детей первого года жизни:

 

5.8.1. Уровень заболеваемости детей первого года жизни:

Число зарегистрированных заболеваний

---------------------------------------------------------------------- Х 1000

Среднегодовая численность детей первого года жизни

------- Х 1000 = 3281.8 на 1000 детей

5.8.2. Структура заболеваемости детей первого года жизни

(удельный вес заболеваний органов дыхания):

Число заболеваний органов дыхания у детей первого года жизни

----------------------------------------------------------------------------------- Х 100%

Общее число заболеваний у детей первого года жизни

------ Х 100% = 75.1%

7 220

5.9. Частота гипотрофии у детей достигших 1 года:

Число случаев гипотрофии 19

----------------------------------- Х 100% = ---------- Х 100% = 0.8%

Число детей достигших года 2400

5.10. Частота рахита у детей достигших 1 года:

Число случаев рахита 12

---------------------------------------- Х 100% = ----------- Х 100% = 0.5%

Число детей достигших 1 года 2 400

5.11. Индекс здоровья (процент не имевших зарегистрированных заболеваний) на первом году жизни:

Число детей, не имевших зарегистрированных заболеваний

---------------------------------------------------------------------------- Х 100%

Число детей достигших 1 года.

---- Х 100% = 38.5%

5.12. Смертность детей первого года жизни:

5.12.1. Повозрастной показатель смертности детей первого года жизни:

Число умерших на первом году жизни

--------------------------------------------------------------------- Х 1000

Среднегодовая численность детей первого года жизни

------- Х 1000 = 13.2 на 1000 детей

5.12.2. Показатель младенческой смертности:

Число умерших на первом году жизни 29

-------------------------------------------------- Х 1000 = ------ Х 1000 = 13.1 на 1000

Число родившихся за год живыми 2220

 

ВЫВОДЫ

Большинство показателей детской поликлиники лучше, чем средние показатели детских поликлиник региона: выше укомплектованность штатов , ниже коэффициент совместительства, выше квалификация педиатров, больше посещений педиатров в поликлинике и на дому, высокие показатели выполнения норматива посещений, растет число посещений в поликлинике, при снижении числа посещений на дому, при этом показатели динамики посещений выше средних по региону. Активность посещений на дому, показатели участковости в поликлинике и на дому. Активная работа педиатров проводит к более высокой их нагрузке в сравнении средней по региону. Более активно ведется профилактическая работа: выше удельный вес профилактических посещений, охват профилактическими осмотрами детей перед поступлением в школу, выше показатель охвата детского населения, охват диспансерным наблюдением больных сахарным диабетом и своевременность взятия больных сахарным диабетом на диспансерный учет, ниже заболеваемость детей :-го года жизни сколиозом по данным медицинских осмотров.Мене благоприятны некоторые показатели работы детской поликлиники с детьми раннего возраста: ниже средних показателей по региону охват дородовым патронажем, своевременность охвата первым патронажем новорожденных, частота грудного вскармливания, частота посещений детей первого года жизни на дому. Лучше, чем с среднем по региону систематичность наблюдения детей первого и второго года жизни, выше число посещений педиатра на первом году жизни , выше удельный вес профилактических посещений на первом году жизни, охват профилактическими прививками на первом и втором голу жизни. Более благоприятны в сравнении с средними по региону показатели, отражающие результаты работы с детьми раннего возраста: ниже уровень заболеваемости детей первого года жизни и удельный вес у них болезней органов дыхания, ниже частота гипотрофии и рахита, выше индекс здоровья и ниже показатели смертности детей на первом году жизни. Следует обратить внимание на необходимость: улучшения антенатальной профилактики, охвата дородовым патронажем и профилактической работы с период новорожденности, повышение своевременного охвата первым патронажем новорожденных, активизацию профилактической работы с семьей на дому и борьбы за грудное вскармливание. Для уточнения оценки показателей и выводов необходимо сравнить показатели детской поликлиники с ее показателями в предыдущие годы и с показателями других детских поликлиник.

Задание 3. Анализ показателей деятельности стационара детской больницы.

В детской больнице в истекшем году было 300 среднегодовых развернутых коек. За год было госпитализировано 6200 детей, в том числе 530 больных без диагноза. В 73 случаях отмечено расхождение диагнозов поликлиники и стационара. Выписано и переведено в другие учреждения – 6100 больных, в том числе: выписано всего 5900 ( с выздоровлением 3800, с улучшением 1220, без динамики - 869, с ухудшением - 11 ). Умерло в стационаре за год - 39 детей, в том числе 5 в первые сутки после госпитализации; в 3 случаях отмечалось расхождение клинического и патологоанатомического диагноза. Число проведенных больными койко-дней составило за год - 98 880., плановое число койко-дней - 99 000. В истекшем году было зарегистрировано 8 случаев внутрибольничных инфекций и 24 случая незапланированных регоспитализаций. В хирургическом отделении было пролечено 2200 больных, из них 1820 были прооперированны. Было зарегистрировано 43 случая послеоперационных осложнений и 19 случаев летальных исходов после оперативных вмешательств.

ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

 

1. Показатели использования коечного фонда:

 

1.1. Среднее число дней работы койки в году:

 

Число койко-дней, фактически проведенных больными в стационаре

Число среднегодовых коек

 

98 8800

--------------- = 329,6 дней

 

1.2. Процент выполнения плана койко-дней:

 

Число фактически проведенных больными койко-дней

Плановое количество койко-дней

 

------------- = 99,9%

99 000

 

 

1.3. Оборот койки (функция койки):

 

Число прошедших через стационар больных

(1/2 суммы поступивших, выбывших и умерших)

Среднегодовое число коек

 

½ ( 6200 + 6100 + 39) 61695

------------------------------- = ---------- = 20,6 больных

300 300

 

1.4. Среднее время простоя койки (средне время не занятости койки от момента предыдущей выписки больного до поступления следующего):

 

365 – среднее число дней занятости койки в году

Оборот койки ( функция койки)

 

365 – 329,6

---------------- = 1,7 дня

20,6

 

1.5. Среднее пребывание больного в стационаре:

 

Число проведенных больными койко-дней

--------------------------------------------------------------------------------------- =

Число выбывших больных (выписанные + переведенные + умершие)

 

98 880 98 880

------------ = --------------- = 16,1 дня

6100 + 39 6139

 

2. Показатели качества стационарной помощи:

 

2.1. Летальность:

 

Число умерших больных Х 100 39 Х 100

---------------------------------------- = -------------- = 0,63%

Число выбывших больных 6139

 

2.1.1. Процент умерших в первые сутки (досуточная летальность):

 

Число умерших в первые сутки Х 100 5 Х 100

------------------------------------------------ = ----------- = 12,8%

Общее число умерших 39

 

2.2. Процент госпитализированных без диагноза:

 

Число госпитализированных без диагноза Х 100 530 Х100

---------------------------------------------------------------- = ------------ = 8,5%

Общее число госпитализированных 6 200

 

 

2.3. Процент расхождения диагнозов поликлиники и стационара:

 

Число случаев расхождения диагнозов поликлиники и стационара Х 100

----------------------------------------------------------------------------------------------- =

Общее число госпитализированных

 

73 Х 100

-------------- = 1,18%

6 200

 

2.4. Частота внутрибольничных инфекций :

 

Число случаев внутрибольничного инфицирования Х 1000 8 Х 1000

----------------------------------------------------------------------------- = -------------

Число выбывших из стационара больных 6 139

 

= 1,3 на 1000

 

2.5. Частота незапланированных регоспитализаций:

 

Число незапланированных регоспитализаций Х 1000 24 Х 1000

------------------------------------------------------------------ = -------------------

число выбывших больных 6 139

 

= 3,.9 на 1000

 

2.6. Процент расхождения клинических и патологоанатомических

диагнозов:

 

Число случаев расхождения диагнозов Х 100 3 Х 100

----------------------------------------------------------- = ------------ = 7.7%

Число умерших 39

 

2.7. Распределение выписанных больных по результатам лечения:

 

Число больных, выписанных с выздоровлением

(улучшением, без перемен в состоянии, с ухудшением) Х 100

---------------------------------------------------------------------------------- =

Общее число выписанных больных

 

 

2.7.1. Процент выписанных с выздоровлением

 

3800 Х 100

--------------- = 64,4%

 

 

2.7.2. Процент выписанных с улучшением

 

1200 Х100

------------- = 20,3%

5 900

 

2.7.3. Процент выписанных без динамики

 

869 Х 100

------------- = 14.7%

5 900

 

2.7.4. Процент выписанных с ухудшением

 

11 Х 100

----------- = 0,2%

5 900

 

3. Показатели, характеризующие работу хирургического стационара:

 

3.1. Хирургическая активность:

 

Число прооперированных Х 100

--------------------------------------------------------------- =

Число пролеченных в хирургических отделениях

 

1820 Х 100

--------------- = 82,7%

2 200

 

3.2. Послеоперационная летальность:

 

Число умерших после оперативного вмешательства Х 100

--------------------------------------------------------------------------- =

Число прооперированных больных

 

19 Х 100

----------- = 1,04%

 

3.3. Частота послеоперационных осложнений:

 

Число случаев послеоперационных осложнений Х 100

----------------------------------------------------------------------- =

Число прооперированных больных

 

43 Х 100

------------- = 2,4%

 

 

В детском стационаре не выполняются расчетные показатели использования коечного фонда. В сравнении со средними показателями по региону выше среднее число дней работы койки в году и процент выполнения плана койко-дней, ниже оборот койки и среднее время простоя койки, выше среднее пребывание больного в стационаре; ниже летальность, несколько выше досуточная летальность (процент умерших в первые сутки), выше процент госпитализированных без диагноза, ниже расхождение диагнозов поликлиники и стационара, выше частота внутрибольничных инфекций и незапланированных регоспитализаций, выше процент расхождения клинических и патологоанатомических диагнозов, выше удельный вес выписанных с выздоровлением, ниже процент выписанных с улучшением, в целом ниже процент благоприятных исходов, больше выписанных без динамики и меньше выписанных с ухудшением; в хирургических отделениях выше оперативная активность, но также выше частота послеоперационных осложнений и послеоперационная летальность. Для улучшения работы стационара детской больницы необходимо повысить интенсивность использования коечного фонда, в первую очередь, обратив внимание на снижение длительности пребывания в стационаре и повышение оборота койки; необходимо также улучшить качество стационарной помощи: повысить качество диагностики, улучшить результатов лечения, снизить частоту внутрибольничного инфицирования и незапланированных регоспитализаций, а также частоту послеоперационных осложнений и послеоперационную летальность.

Кроме сравнения со средними показателями детских больниц по региону (стране, федеральному округу, субъекту РФ, городу, району) и оптимальными расчетными показателями, для уточнения оценки показателей деятельности детского стационара и выводов необходимо использовать сравнение с показателями больницы в предыдущие годы, сравнение с показателями аналогичных учреждений.

Если состав больных в стационаре имеет выраженные отличия, необходимо использовать при сравнении метод стандартизации показателей.

Экономика, планирование и финансирование здравоохранения.

Задание 1

В районе отмечено повышение заболеваемости сердечно-сосудистыми заболеваниями, в связи, с чем была разработана комплексная программа профилактики и лечения сердечно-сосудистых заболеваний. Затраты на реализацию программы составляют 1 100 000 рублей в год.

Экономический ущерб в связи с сердечно-сосудистыми заболеваниями до реализации программы составлял 3 525 000 рублей в год. Экономический ущерб после реализации программы составил 1 245 000 рублей в год.

В программу были включены два метода лечения инфаркта миокарда . Применение первого метода стоило 5000 рублей на курс лечения, результат его применения составляет в среднем 16 лет качественной жизни (QALI). Применение второго метода стоило 5100 рублей, результат его применения составляет в среднем 18 сохраненных лет качественной жизни (QALI).

Какие из существующих методов клинико-экономического анализа могут быть использованы в данном случае?

Проведите клинико-экономический анализ комплексной программы и методов лечения инфаркта миокарда и сделайте выводы.

Чтобы оценить экономическую эффективность комплексной программы необходимо:

  1. Рассчитать экономический результат программы, который равен предотвращенному экономическому ущербу ( разности экономического ущерба до и после реализации программы)

3 525 000 – 1 245 000 = 2 280 000 рублей

  1. Определить соотношение результата и затрат

2 280 000 : 1 100 000 = 2.07 рубля на 1 рубль затрат.

Вывод: программа эффективна – экономический результат комплексной программы профилактики и лечения сердечно-сосудистых заболеваний состав лил в целом 2 280 000 рублей, а экономическая эффективность 2 рубля 7 копеек на 1 рубль затрат на реализацию программы.

Для сравнительного клинико-экономического анализа методов леченияинфаркта миокарда необходимо:

1. Определить расходы на лечение в расчете на 1 сохраненный год качественной жизни:

-для первого метода: 5 000 : 16 = 312,5 руб.

-для второго метода: 5 100 : 18 = 283,3 руб.

2. Определить число сохраненных лет качественной жизни на единицу затрат ( за единицу затрат принимает 1 тыс. руб):

-для первого метода:

16 х 1000

--------------------- = 3 года

-для второго метода:

18х1000

--------------------- = 3,53 года.

Вывод: Анализ “затраты-полезность” позволяет сделать заключение о преимуществах второго метода лечения, который требует меньших расходов на год сохраненной качественной жизни и дает более высокий результат на единицу затрат.

2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОТЕРИ ОТ ПРОСТОЯ КОЕК