IV. Рекомендуемые источники
Нормативно-правовые документы
1. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147 «О естественных монополиях» (с послед. изм. и доп.).
2. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. №135 «О защите конкуренции» (с послед. изм. и доп).
Основная литература
1. Киселева Е.А., Чепурин М.Н. Курс экономической теории: учебник / Под ред. М.Н. Чепурина – Киров: АСА, 2011. Глава 16
Дополнительная литература
1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: учебник - М: ДиС, 2009.
2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник – М.: Проспект, 2009.
3. Данилина Л.С. Макроэкономическая нестабильность. Конспект лекций.- М.: изд-во Российской таможенной академии, 2009.
4. Янова В.В. Экономическая теория: учеб. Пособие – М.: НОРМА, 2009.
5. Янбарисов Р.Г. Экономическая теория: учеб. Пособие / Р.Г. Янбарисов. – М.: Форум: – М.Инфра – М.,2009
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Чем характеризуется макроэкономическая нестабильность?
2. Каковы причины и последствия современной безработицы в
3. России?
4. Чем обусловлена диспропорциональность и цикличность развития экономики?
5. В чем особенность инфляционных процессов, протекающих в
6. России?
7. Что такое «импортируемая инфляция»?
8. Чем обусловлена специфика современных мировых экономических кризисов?
Тема 4.5.Деньги и кредитно-денежная система
I. Задания для самостоятельной работы
1. Охарактеризовать эволюцию и функции денег.
2. Рассмотреть денежный рынок.
3. Охарактеризовать структуру кредитно-денежной системы.
4. Выяснить механизм создания кредитных денег банковской системой.
5. *Рассмотреть основные положения теории рациональных ожиданий.
6. *Охарактеризовать рынок ценных бумаг как один из сегментов финансового рынка.
II. План семинарского занятия
1. Сущность и функции денег.
2. Денежная масса и ее структура.
3. Денежный рынок. Равновесие на денежном рынке.
4. Кредит: сущность, принципы, функции, формы.
5. Структура кредитно-денежной системы.
6. Структура, организация и функции рынка ценных бумаг.
План практического занятия
1. Цели и инструменты кредитно-денежной политики.
2. Создание кредитных денег банковской системой.
3. Макроэкономическое равновесие в модели IS - LM
III. Рекомендации по выполнению заданий и
подготовке к семинарскому занятию
Изучение темы начните с уяснения сущности денег, рассмотрите эволюцию денежных форм, обратите внимание на то, что одно из назначений денег – экономия трансакционных издержек. Проанализируйте различные определения денег. Покажите, что самое распространенное определение денег связано с выполняемыми ими функциями. Определите такую категорию как ликвидность, обратите внимание, что деньги являются ликвидным средством обмена. Рассмотрите теории денег, в том числе количественную теорию денег, классическую дихотомию. Охарактеризовав сущность и функции денег, рассмотрите денежную массу и ее структуру. Изучите особенности бумажных и кредитных денег. Расположив компоненты денежной массы по степени убывания ликвидности, выделите денежные агрегаты – показатели денежной массы. Уясните норму монетизации.
Анализ денежного рынка включает вопросы не только связанные с денежным предложением, но и со спросом на деньги. Определите мотивы спроса на деньги, виды спроса. Дайте графический анализ предложения денег и спроса на деньги. Охарактеризуйте деньги как запас и как поток. Рассмотрите уравнение количественной теории денег. Выясните установление равновесия на рынке денег, роль ставки процента. Обратите внимание, что при изменении ставки процента экономические субъекты меняют структуру своего портфеля финансовых активов. Рассмотрите портфельные теории денег.
В ходе подготовки ко второму семинарскому занятию необходимо рассмотреть сущность кредита, обратив внимание на его связь с ссудным капиталом. Изучите принципы кредита, проанализируйте его функции в рыночной экономике, охарактеризуйте формы кредита. Рассмотрение третьего вопроса следует начать с изучения структуры кредитно-денежной системы. Необходимо иметь в виду, что в подавляющем большинстве стран она состоит из трех звеньев. Далее целесообразно остановиться на характеристике главного звена – Центрального банка, рассмотреть его функции, баланс. Далее следует рассмотреть второй уровень кредитно-денежной системы – коммерческие банки, уяснить их основные функции, операции, виды. Завершить изучение структуры кредитно-денежной системы необходимо исследованием небанковских кредитно-финансовых институтов (страховых компаний, пенсионных фондов и т.п.).
Рассмотрение третьего вопроса следует начать с уяснения сущности финансового рынка, который опосредует распределение денежных средств, как правило, именно на финансовом рынке изыскиваются средства для развития реального сектора экономики. Одним из сегментов финансового рынка выступает рынок ценных бумаг (РЦБ), или фондовый рынок. Необходимо рассмотреть сущность, основные признаки, виды ценных бумаг. Обратите внимание на соотношение денежного рынка и РЦБ. Далее целесообразно остановиться на характеристикность, основные признаки, виды ценных бумаг. Обратите внимание на соотношение денежного рынка и РЦБ. Далее целесообразно остановиться на характеристике первичного и вторичного рынка ценных бумаг. Охарактеризуйте производные финансовые инструменты; спекулятивные и страховые сделки на РЦБ. Уясните сущность технического и фундаментального анализа. Следует обратить внимание на многообразие теорий, характеризующих функционирование РЦБ, теория рефлексивности Дж. Сороса, гипотеза эффективного рынка и т.п.
В заключение необходимо рассмотреть основные направления государственного регулирования ЦБР.
В ходе подготовки к практическому занятию необходимо рассмотреть сущность кредитно-денежной (монетарной) политики. Необходимо уяснить конечные и промежуточные цели монетарной политики. В данном вопросе основное внимание необходимо уделить таким промежуточным ориентирам как денежное предложение и ставка процента. Рассмотрите основные инструменты монетарной политики, проанализируйте специфику их использования в российской экономике. Далее следует изучить виды дискреционной кредитно–денежной политики, обращая внимание на специфику трансмиссионного механизма. Уясните дилемму целей, с которой сталкивается Центральный банк при стабилизации экономики. Рассмотрите сущность кредитно-денежной «политики по правилам», монетарное правило и идею денежной Конституции М. Фридмена.
Подготовку второго вопроса практического занятия целесообразно начать с изучения роли коммерческих банков в изменении предложения денег. Уясните сущность системы частичного банковского финансирования, понятие депозитного мультипликатора. Далее следует рассмотреть модель предложения денег с учетом «утечек» в систему текущего обращения. Уясните сущность денежного мультипликатора. В заключение обратите внимание на важный вывод, вытекающий из анализа модели предложения денег: Центральный банк не в состоянии полностью контролировать предложение денег в стране.
При изучении третьего вопроса практического занятия следует исходить из того, что модель IS и LM, оценивать возможность попадания экономики в «ликвидную» или «инвестиционную ловушку».