Рынок: понятие, функции, структура и инфраструктура
Словарь основных понятий и терминов
Бартер(barter) - натуральный обмен одного товара или услуги на другой товар или услугу; главными причинами бартерных сделок являются: неустойчивость денежного обращения, высокие темпы инфляции, подрыв доверия к денежной единице, нехватка валюты.
Валютный рынок(currency market) - особая сфера экономических отношений, где осуществляются операции по покупке продаже, обмену иностранной валюты и платежных документов выраженных в иностранных валютах (чеки, векселя, телеграфные и почтовые переводы, аккредитивы); по своему режиму валютные рынки подразделяются на свободные (в тех странах, нет валютных ограничений по текущим операциям) и несвободные (в тех странах, где такие ограничения существуют).
Инфраструктура рынка(infrastructure of market) - совокупность связанных между собой институтов (организаций, учреждений), действующих в пределах особых рынков и выполняющих определенные функции.
Кредитный рынок(credit market) - сфера формирования спроса и предложения на ссудный капитал; здесь происходит] аккумуляция временно свободных денежных капиталов и части личных сбережений населения и превращение их в ссудный) капитал, приносящий собственнику доход в виде процента.
«Невидимая рука»(invisible hand) - стихийное действие объективных экономических законов, которые, согласно А. Смиту, направляют стремление фирм и поставщиков ресурсов получить наибольшую личную выгоду на конкурентных рынках в русло обеспечения интересов общества в целом.
Объекты рынка(objects of market) - все то, по поводу чего возникают рыночные отношения между продавцами и покупателями (товары, материальные блага и услуги, факторы производства и т.д.).
Разделение труда(division of labor) - обособление различных видов трудовой деятельности; разделение трудового процесса на отдельные операции, которые выполняются разными работниками; один из важнейших факторов повышения производительности труда.
Рынок(market) - совокупность экономических отношений, которые складываются в сфере обмена по поводу реализации произведенных товаров и окончательного признания общественного характера заключенного в них труда; механизм, который соединяет покупателя и продавца.
Рынок продуктов иуслуг (market of goods and favors) - рынок, на котором предприниматели продают, а домохозяйства покупают продукты и услуги.
Рынок рабочей силы(market of work power) - рынок, на котором предприниматели покупают, а семейные хозяйства продают по равновесной цене специфический товар - рабочую силу; продажа рабочей силы превратилась в единственный способ добывания жизненных средств для основной массы населения в условиях рыночной экономики.
Рынок средств производства(market of means of production) - рынок, на котором предприниматели покупают друг у друга средства производства (производственные здания и сооружения, орудия труда, сырье, материалы, полезные ископаемые и т.д.).
Рынок ценных бумаг(securities market) - рынок, где осуществляется эмиссия, купля-продажа ценных бумаг (акций, облигаций и т.д.).
Рыночная экономика(market economy) - такой тип экономической системы, где обеспечение взаимосвязи производства и потребления предопределено состоянием платежеспособного спроса и где деньги являются связующим средством экономических субъектов хозяйствования; экономика, в которой только решения самих потребителей, поставщиков ресурсов и частных фирм определяют структуру распределения ресурсов.
Свобода предпринимательства(freedom of enterprise) - свободное право частных фирм использовать экономические ресурсы по своему выбору, открывать и закрывать производство по собственному желанию, самостоятельно выбирать сферу деятельности и определять ее масштабы, продавать произведенные товары на рынках, которые они сами выбрали.
Субъекты рынка(subjects of market) - физические и юридические лица (покупатели, продавцы, предприятия, акционерные общества, банки и т.д.), осуществляющие в общественном производстве обмен деятельностью посредством купли-продажи продуктов и услуг, а также факторов производства.
Ценовой механизм(price mechanism) - использование и распределение ресурсов на основе ценовых сигналов; цены на производственные ресурсы определяют способ производства товаров.
Экономическая обособленность производителей(economic isolation of producers) - полная самостоятельность производителей в принятии хозяйственных решений; предполагает возмездный и эквивалентный характер обмена результатами деятельности, а также индивидуальное присвоение; впервые возникло на базе частной собственности на средства производства.
Тесты
1. А. Смит показал, что основным стимулом экономической активности человека является:
A) Общественный интерес.
Б) Частный интерес.
B) Забота о ближнем.
Г) Стремление удовлетворить потребность других.
2. Отметьте пункт, не характеризующий функции рынка:
A) Информационная.
Б) Ценообразующая.
B) Налоговая.
Г) Посредническая.
3. Экономический интерес- это:
A) Стремление людей к удовлетворению своих потребностей.
Б) Стремление работать на благо общества.
B) Стремление произвести продукт для других.
Г) Все ответы верны.
4. Отметьте пункт, не характеризующий элемент структуры рынка:
A) Рынок рабочей силы.
Б) Финансовый рынок.
B) Рынок товаров и услуг.
Г) Рынок автомобилей.
5. Под «невидимой рукой» А. Смит понимал:
A) Скрытое достижение частного интереса.
Б) Стихийное действие объективных экономических законов.
B) Влияние групповых интересов на экономическое развитие.
Г) Руководство экономикой со стороны государства.
6. Что из нижеперечисленного не относится к рыночной экономике?
A) Директивное планирование.
Б) Частная собственность.
B) Свобода предпринимательства.
Г) Конкуренция.
7. Рынок- это:
A) Механизм, сводящий покупателей и продавцов товаров
и услуг.
Б) Механизм реализации желаний покупателей приобрести товары и услуги.
B) Механизм реализации продавцами своих продуктов.
Г) Все ответы неверны.
8. Отметьте пункт, не характеризующий условия возникновения рынка:
A) Свобода предпринимательства.
Б) Общественное разделение труда.
B) Денежный обмен.
Г) Экономическая обособленность производителей.
9. При наличии множества недостаткову ценового механизма есть одно неоспоримое преимущество, которое выражается в:
A) Предоставлении личной свободы всем агентам рынка.
Б) Эффективном распределении ресурсов.
B) Уравнительном распределении дохода.
Г) Стабильном развитии экономики.