Когда и где появилась индустрия сетевого маркетинга
Об истории возникновения и развития сетевого бизнеса можно прочитать у многих авторов. Подробно освещать этот вопрос, скорее всего, нецелесообразно, лучше рекомендовать учащимся прочитать о нем самостоятельно.
Возможен следующий варианткраткого изложения историиMLM.
Как и многие великие идеи, идея MLM возникла совершенно случайно и имеет интересную предысторию. В 20-е годы в китайской тюрьме отбывал срок заключения американец Карл Ренборг. В тюрьме каждый проводит время по-своему, в зависимости от характера и наклонностей. Карл Ренборг экспериментировал в области оздоровления питания. Он убедил китайских охранников регулярно приносить ему разные растения: побеги бамбука, листья папоротника, корешки женьшеня. Все это он добавлял в свой скудный рацион. Кроме того, он добавлял себе в еду опилки гвоздя, утверждая при этом, что организму необходимо железо. Ренборг предлагал такое блюдо соседям по камере - некоторые соглашались, многие отказывались. Спустя некоторое время оказалось, что те, кто следовал советам Ренборга и питался по его «рецептам», чувствовал себя и выглядел гораздо лучше, чем те, кто отка-
__________________________________Что такое сетевой маркетинг
зывается от его рекомендаций. Болеетого, многие из отказавшихся просто не дожили до освобождения.
После выхода из тюрьмы в 1927 году Ренборг вернулся в США и продолжил разрабатывать методы концентрации питательных веществ из растений. В результате поисков он обнаружил растение, которое содержит почти все минералы и витамины, большое количество белка и другие полезные компоненты. Это была люцерна, которую в Китае называют «основой всех благ». Ренборг создал добавку к пище на основе люцерны, петрушки и водяного кресса. Для проверки эффективности добавки он предложил своим друзьям и знакомым попробовать принимать ее, однако, успеха это не принесло, так как люди отказывались от приема неизвестного препарата.
Тогда Ренборг подумал, что будет лучше назначить за добавки какую-либо цену, тогда люди будут их употреблять хотя бы потому, что заплатили за них деньги. Так он и сделал, и его препараты начали давать первые обнадеживающие результаты. Люди, принимавшие добавки Ренборга, лучше себя чувствовали, дамы замечали, что у них появился естественный румянец, мужчины ощущали прилив бодрости. О таинственных продуктах Ренборга пошли слухи, многие хотели их попробовать. И тогда Ренборгу пришла идея создать принципиально новую стратегию бизнеса.
В то время в экономике США был период Великой депрессии -кризис, разорились тысячи предприятий, банков, была колоссальная безработица. Многие искали возможности для самореализации в малом бизнесе. Ренборг предложил друзьям и знакомым стать своими первыми дистрибьюторами. Он объяснил им: «Предложите мои добавки своим друзьям, а после того, как они их купят, я заплачу вам комиссионные». Эту схему продаж он назвал «маркетингом по рекомендациям».
Кроме того, Ренборг впервые предложил чрезвычайно важный в сетевом маркетинге принцип спонсирования. Слово «спонсор» в переводе означает «поручитель». В сетевом маркетинге под «спонсированием» подразумевается то, что торговый представитель компании, пригласивший в этот бизнес новичка, не только во всем ему помогает, не только обучает его, но и несет ответственность за его дальнейшую работу.
Схема заработала, и в 1934 году Ренборг создает компанию «California Vitamins Inc», которую затем переименовывает
Александр Синамаги________________________________________
Таким образом, вы подводите слушателей к тому, что практически любая организация, будь то государство или компания, имеет форму пирамиды со многими уровнями. Поэтому, как пишет Д.Кардава [9], «когда услышите слово «пирамида», не шарахайтесь. Пирамида - это нормально. Пирамидами, большими и маленькими, очень большими и очень маленькими, заполнено все вокруг». Следовательно, дело не в слове «пирамида», а в том оттенке, который приобрело это слово в новых общественно-экономических условиях.
Объяснить, чем сетевой маркетинг отличается от финансовой пирамиды, помогут приведенные ниже цитаты.
С. Всехсвятский [13]: «Финансовая пирамида - это структура, в которой вознаграждение ранее вступившим выплачивается полностью или частично из взносов вступивших позднее.
В сетевом маркетинге дистрибьюторы получают деньги ТОЛЬКО от реализации товаров. Деньги для выплаты комиссионных у компании появляются только тогда, когда она осуществляет реальное продвижение своего товара к клиентам. Когда конкретный человек, не являющийся дистрибьютором, достанет из кармана конкретные деньги и купит у дистрибьютора то, что ему реально нужно по жизни. Все остальное - пирамида».
А. Синамати [20]: «Что такое финансовая пирамида? Фирма привлекает денежные средства населения, обещая потрясающе высокие проценты. В первый день на фирму приходят 10 человек и приносят свои деньги. На следующий день приходят еще двадцать человек и тоже приносят деньги. Из денег, принесенных людьми сегодня, выплачиваются проценты людям, приходившим вчера, ит.д.То есть каждый предыдущий получает свою прибыль за счет последующего. Нетрудно сообразить: такая пирамида рухнет в тот самый день, когда никто в эту фирму больше не придет, -допустим, там перебывала уже вся страна, или все вдруг разом, наконец, поумнели. А в многоуровневом маркетинге дистрибьюторы получают деньги только в том случае, если они продвигают конкретный товар, и если те люди, которых они привлекли в свой бизнес, делают то же самое».
Подведем итог: в самой идее пирамидального построения ничего предосудительного нет. А если организация производит лишь мыльные пузыри, то будь она построена по пирамидально-
______________________________Что таков сетевой маркетинг
му признаку или по квадратно-гнездовому, она занимается надувательством.
Правда ли, что возможность разбогатеть есть только у основателей сети________________________________________
Ответ на этот вопрос можно начать со слов Д.Барбера [1]:
«Это утверждение является абсолютно справедливым, но только в отношении неконкурентоспособной продукции. И это утверждение является абсолютно ошибочным, когда речь идет о «нормальной компании» и о «нормальных товарах».
То есть если начинающая сетевая компания распространяет некачественный продукт или продукт, который не пользуется спросом у потребителей, то «сливки» снимут те дистрибьюторы, которые успели «подписаться» в компанию первыми. Дистрибьюторы, пришедшие в компанию впоследствии, приобретут этот товар, так как еще не знают, что он не пользуется спросом. «Первопроходцы» получат с закупок этих дистрибьюторов свое комиссионное вознаграждение, и на этом весь бизнес закончится. Если же речь идет о «нормальной», то есть качественной продукции, которая пользуется спросом, то таких проблем не возникает. Пришедшие позже смогут также активно распространять товар и строить свою дистрибьюторскую сеть, а следовательно, и получать вознаграждение.
return false">ссылка скрытаЭтот вопрос надо обязательно обсудить со своими слушателями, потому что неправильное его понимание таит в себе возможность возникновения вертикальных конфликтов в дистрибьюторской сети. Во время обострения взаимоотношений между дистрибьюторами и их спонсором последний рискует услышать упреки в том, что «они все работают на вышестоящего «дядю», что верхние уровни «наживаются» на нижних, в общем, сплошная несправедливость».
Необходимо объяснить своим слушателям два момента:
1. «... далеко не факт, что тот, кто вступил в этот бизнес раньше тебя, зарабатывает больше. Если ты, подписав контракт, ничего не будешь делать, то те люди, которые пришли позже тебя, очень быстро тебя обгонят и по рангу, и по заработкам. А во-вторых, если человек, стоящий выше тебя по рангу, больше зарабатывает, это так же естественно, как и то, что у директора института зарплата больше,чем у младшего лаборанта. Потому
Александр Синамэти________________________________________
что у него больше знаний, умений и опыта. Но! Если у младшего лаборанта шансы стать когда-нибудь директором и получать соответствующую зарплату очень невелики, то у начинающего дистрибьютора есть все возможности догнать и даже перегнать по заработкам людей, которые раньше него начали заниматься этим бизнесом. Ведь он строитсвою организацию, и только от него зависит, сколько он будет зарабатывать» (А.Синамати [20]).
«В многоуровневом маркетинге каждый начинает снизу, каждый может создать свою сеть, работа которой может оказаться даже во много раз успешнее бизнеса его спонсора»(Дон Фейлла [25]).
2. Несправедливость на самом деле происходит тогда, когда всем «отрезают по одинаковому куску», независимо от личного вклада в бизнес и затрат времени, энергии и сил. Да, действительно, люди, которые пришли в сетевую компанию в первых рядах, имеют определенные преимущества. Но ведь они и рискнули первыми, они ведь быстрее сообразили, что этот бизнес для них очень привлекателен. Так что все справедливо.
Выводы, которые преподаватель должен донести досвоих слушателей, следующие:
• В любой давно и успешно действующей компании есть дистрибьюторы, которые пришли в нее относительно недавно, но уже добились высоких результатов в карьере и заработках.
• В любой давно и успешно действующей компании есть дистрибьюторы, которые работают в ней очень давно, но добились лишь незначительных результатов.
• В сетевом маркетинге каждый человек получает ту сумму комиссионного вознаграждения, которая ему полагается по маркетинг-плану, и платят ему не нижестоящие дистрибьюторы, а компания.
Правда ли, что в сетевом маркетинге рано или поздно наступает пресыщение___________________________________
Ответить на этот вопрос поможет отрывок из книгиД. Барбера [1]:
«Сам принцип геометрической прогрессии свидетельствует о том,что любая схема, применяемая в сетевом маркетинге, очень
___________________________Что такое сетевой маркетинг
быстро достигает уровня насыщения. Складывается впечатление, что через некоторое время в вашей дистрибьюторской группе окажется все население страны. И действительно, так произошло бы, если бы весь процесс был реализован в полной мере чисто математически. Однако на практике все обстоит иначе.
Насыщение бывает двух видов: насыщение дистрибьюторами и насыщение товаром.
Если мы задумаемся, а возможно ли насыщение дистрибьюторами, то убедимся, что оно практически недостижимо. Так, компания «Amway», основанная в 1959 году, в настоящее время является крупнейшей организацией во всем мире. Основанная в 1923 году, компания «Kleeneze» является самой успешной организацией из всех занимающихся сетевым маркетингом в Великобритании и стала признанной торговой маркой практически в каждом британском доме. Однако вам лично известен хотя бы один из дистрибьюторов хотя бы одной из этих двух самых известных компаний? Если да, то позвольте вас уверить, что вы в меньшинстве. Чтобы доказать, что насыщения дистрибьюторами не происходит, я всегда на своих занятиях задаю вопрос: кто из присутствующих лично знает хотя бы одного из дистрибьюторов хотя бы одной из этих двух самых известных компаний? И очень редко в группе из десяти человек поднимается одна рука, и еще реже - две. Другими словами, на практике ни одна из компаний, занимающихся сетевым маркетингом, и близко не подошла к уровню такого насыщения.
Никогда этогоне наблюдалось и в отношении товарного насыщения. Хотя в Великобритании уже давно в каждом доме имеется телевизор, практически на любой улице города вы можете отыскать магазин, в котором очень бойко торгуют телевизорами. У большинства британских семей имеется автомобиль, но в каждом более-менее крупном городе ежегодно открывается несколько новых автосалонов. Конечно, некоторые товары перестают покупаться, но это происходит не из-за того, что произошло насыщение рынка ими, а из-за того, что люди не хотят их больше покупать по тем или иным причинам. Более того, если у товара есть рынок, то такой товар продается все время в большем объеме, так как его рынок все время расширяется. Это может кому-то показаться нелогичным,но в жизнивсе так и происходит».
Александр Синамати_______________________________________
Таким образом, как показывает практика, насыщения в сетевом бизнесе не происходит.
Осветив вопросы, связанные с индустрией сетевого маркетинга в целом, можно переходить к следующему блоку вопросов: