Исследование черепно-мозговых нервов.

Кафедра неврологии, общей и медицинской психологии

Оценочный лист.

Исследование черепно-мозговых нервов.

Шаги Баллы
  Помыть руки, высушить. В ходе знакомства с пациентом оценить правильность восприятия им инструкций 0,5
Исследовать глазодвигательную группу нервов (III, IV, VI пары) 1,5
Исследовать тройничный нерв (V пара)
Исследовать лицевой нерв ( VII пара)
Исследовать бульбарную группу нервов (IX, X, XII)
  Итого баллов      
             

Станция ОСКЭ №_____ Студент №____

Рейтинг станции

«Отлично» ______ ______ баллов

«Хорошо» ______ ______ баллов

«Удовлетворительно» ______ _______ баллов

«Неудовлетворительно» менее ______ баллов

 

Подпись экзаменатора _________________ Дата _______

АЛГОРИТМ ВЫПОЛ НЕНИЯ.

Исследование черепно-мозговых нервов.

Шаги Критерии выполнения
  Помыть руки. Оценить правильность восприятия инструкции пациентом Собрать паспортные данные пациента (Ф.И.О., возраст). Правильность восприятия пациентом инструкций студент оценивает в ходе обследования, поэтому он должен находится с ним в постоянном словесном контакте.
Провести исследование глазо-двигательной группы нервов: глазодвигательного,блоковидного, отводящего ( 3,4,6 пары) Осматривается лицо исследуемого в покое. Обращается внимание на ширину глазных щелей, положение глазных яблок и форму зрачков. Для исследования объема движений глазных яблок предлагается следить за движущимся молоточком, перемещая его вправо, влево, вверх , вниз . Затем исследуют реакцию зрачков на свет: прямую, содружественную, на аккомадацию и конвергенцию.
Провести исследование чувствительной порции тройничного нерва (5пара) Пропальпировав точки выхода на лицо ветвей тройничного нерва (глазничную, верхнечелюстную и нижнечелюстную), определить не являются ли эти точки курковыми. Затем нанося раздражения иголочкой в направлении от средины лицевого черепа в сторону, исследовать болевую чувствительность на лице в зонах Зельдера. Попросив пациента открыть-закрыть рот, затем поработать желваками, оценить силу жевательных мышц
Провести исследование лицевого нерва (7 пара) Осмотреть исследуемого в покое для выявления наличия асимметрии лица, сглаженности естественных складок лица (носогубных складок, равностороннность морщин), попросить оскалить зубы, улыбнуться. Затем исследуется объем активных движений мимических мышц в следующей последовательности: «поднимите брови» - лобные мышцы, «зажмурьте глаза» - круговые мышцы глаза, «надуйте щеки» - щечные мышцы, «вытяните губы вперед трубочкой» - круговая мышца рта. Дать интепретацию полученных симптомов ( Белла,, « паруса», «ракетки» ). Оценить субъективные вкусовые ощущения на передней трети языка.  
Исследование бульбарной группы нервов Исследователь просит исследуемого широко открыть рот, осматривает зев в покое (обращается внимание на положение язычка и дужек мягкого неба) затем просит произнести звук «А-А-А» (оценивается степень подвижности мягкого неба и язычка). Туго свернутой бумажной трубочкой коснуться задней стенки глотки (проверяется глоточный рефлекс). Наблюдается акт глотания. Попросить исследуемого показать язык и обратить внимание на положение языка (язык по средней линии или отклоняется в сторону). Узнать не поперхивается ли пациент, не изменился ли у него голос.