Конструкции барометрических высотомеров и датчиков
Приемник статического давления для дозвуковых скоростей полета имеет форму цилиндра с полусферической головкой (см. рис. 11.10);на поверхности цилиндра, на расстоянии l от его переднего края, расположены отверстия, сообщающие внутреннюю полость цилиндра с атмосферой. Внутренняя полость цилиндра соединяется трубопроводом с высотомером.
Расстояние l выбирается таким образом, чтобы давление в тех точках поверхности цилиндра, где расположены приемные отверстия, возможно точнее приближалось к статическому давлению невозмущенной атмосферы (рис 11.11). Расстояние l можно рассчитать теоретически, но чаще его выбирают по данным испытаний приемника в аэродинамической трубе.
На основании графика распределения избыточного давления q (рис. 11.11) расстояние l для дозвуковых приемников берут равным (3-^-4)d; для сверхзвуковых скоростей применяют приемники с конической головкой и берут l =(8-10)d.
Для предотвращения обледенения приемника статического давления он обогревается; обогрев включается летчиком при неблагоприятных атмосферных" условиях или же может быть включен постоянно.
При размещении приемника на выносной штанге необходимо, чтобыштанга имела достаточную длину для исключения погрешностей, связанных с возмущениями потока воздуха вблизи фюзеляжа и крыльев. Кроме того, поверхность штанги в месте крепления приемника должна быть выполнена заподлицо с поверхностью приемника во избежание подпора воздуха выступающим бортиком штанги.
На некоторых самолетах приемник статического давления отсутствует, аего роль выполняет фюзеляж самолета, на поверхности которого имеется приемное отверстие, сообщающееся с трубопроводом, ведущим к высотомеру (датчику высоты). Местоположение этого отверстия выбирают по результатам испытаний модели самолета в аэродинамической трубе.
Кинематическая схема двухстрелочного высотомера показана на рис. 11.12.
Для повышения точности отсчета барометрические высотомеры обычно снабжаются двухстрелочным отсчетным устройством. Длинная стрелка совершает один оборот на каждые 1000 м высоты, короткая стрелка делает один оборот на весь диапазон измеряемых высот.
Прибор состоит из упругого чувствительного элемента ипередаточно-множительного механизма, содержащего кривошипно-шатунную изубчатую передачи.
Чувствительный элемент для увеличения хода выполнен в виде блока 6, состоящего из двух анероидных коробок; уравновешивание массы подвижных частей блока достигается с помощью противовеса (балансира) 5, шарнирно соединенного с валиком 15 кривошипа посредством отдельной тяги.
Для компенсации инструментальных температурных погрешностей прибора в кривошипно-шатунной передаче имеются биметаллические компенсаторы 1 и 2-го рода 12 и 3.
Передача вращения от оси кривошипа к многооборотной выходной оси осуществляется с помощью двух ступеней зубчатой передачи. Далее, от многооборотной оси вращение передается с помощью замедляющей двухступенчатой зубчатой передачи малооборотной оси, которая является полой (сквозь нее проходит многооборотная ось).
Особенность двухстрелочного высотомера — наличие в нем дополнительного механизма, позволяющего переводить стрелки,
подобно тому как это делается в часах. Перевод стрелок осуществляется вручную с помощью кремальеры 9, поворачивающей основание 16 вместе с чувствительным элементом, кривошипно-шатунной передачей и первыми двумя ступенями зубчатой передачи. Последние две ступени зубчатой передачи остаются неподвижными. При переводе стрелок вместе с основанием 16 поворачивается укрепленная на нем барометрическая шкала, отградуированная в единицах давления (в мм. рт. ст.). С помощью барометрической шкалы, наблюдаемой через специальное окошко, фиксируется начальное давление в месте взлета или посадки самолета.
Конструкция двухстрелочного высотомера представлена на рис. 11.13.
Существуют барометрические высотомеры, которые в сочетании с задающим устройством могут быть использованы в качестве директорного прибора, показывающего разность между фактической высотой Н и заданной высотой НзаД.
Стрелка прибора связана с механизмом барометрического высотомера и показывает величину Н. Дополнительный индекс связан с электромеханической следящей системой, встроенной в тот же корпус, и поворачивается на величину Нзад. Следящая система может быть включена на выходе некоторого вычислителя, определяющего текущие параметры оптимальной траектории летательного аппарата, например от вычислителя, входящего в состав радиолокационной системы наведения.
Летчик должен так управлять высотой полета, чтобы стрелка высотомера была постоянно совмещена с задающим индексом, т. е. чтобы разность непрерывно сводилась к нулю. Этим будет обеспечен полет самолета по оптимальной траектории. Принципиальная схема высотомера с дополнительным индексом команд приведена на рис. 11.14.