Функции философии
Введение
Ответ на вопрос «Зачем нужна философия?» заключен в содержании тех функций, которые способна выполнять философия по отношению к человеку, социальной группе, к науке, искусству, другим явлениям социальной действительности. Под «функцией» при этом понимается способ действия, способ проявления активности системы (т.е.системы философского знания), общий тип решаемых этой системой задач.
Сама философия есть мировоззрение, т.е. совокупность взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. В одном ряду с философией находятся другие формы мировоззрения: мифологическое, религиозное, художественное, натуралистское, обыденное. Философия отличается от иных форм мировоззрения тем, что относится, прежде всего, к научной сфере общественного сознания (хотя, надо сразу отметить, не только к этой сфере), а внутри нее, в отличие от натуралистской формы, - имеет специфический категориальный аппарат, опирающийся в своем развитии не на одну какую-либо научную дисциплину, а на все науки, на весь единый совокупный опыт развития человечества.
Сущность философии - в размышлениях над всеобщими проблемами в системе «мир – человек».
Философия выступает в двух ипостасях: 1) как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру и 2) как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности. На этом основано разделение большого числа функций философии на две группы: мировоззренческие и методологические.
Функции философии
Рассмотрим следующие основные функции философии: мировоззренческую, социальную и методологическую.
Мировоззренческая функция
Понятие мировоззрения не поддается достаточно четкому определению. В обыденной речи и в философской литературе его смысл толкуется по-разному. Однако отсутствие общепринятого определения этого понятия не означает, что при употреблении его неизвестно, что имеется в виду.
Можно выделить такие основные характеристики мировоззрения:
- оно включает в себя некоторую совокупность общих взглядов человека на мир и свое место в мире;
- эти взгляды представляют собой не просто знания о действительности, а такие знания, которые стали убеждениями;
- мировоззрение определяет направленность личности, ее жизненные позиции, цель и смысл ее жизни; оно проявляется в поведении личности.
Существуют разнообразные виды и варианты мировоззрений, в которых указанные характеристики выступают по-разному. Людям первобытного общества было свойственно мифологическое мировоззрение. Одним из наиболее широко распространенных в обществе с древности и до наших дней является религиозное мировоззрение. В борьбе с ним развивается атеистическое мировоззрение. Стремление решать мировоззренческие вопросы на основе науки приводит к формированию научного мировоззрения. Говорят также и о более частных формах последнего - естественно-научном, гео- и гелиоцентрическом, механистическом и других вариантах научного мировоззрения.
Мировоззрение людей образуется под влиянием самых различных обстоятельств: воспитания, образования, жизненного опыта, отдельных жизненных впечатлений. На нем сказываются условия жизни, общие черты эпохи, национальные особенности культуры.
Какое же отношение имеет к мировоззрению философия? Учитывая то, что сказано о сущности философии в 1.2, можно сделать вывод, что между ними существует самая тесная и непосредственная связь. Философские размышления - это средство разработки мировоззрения. В создаваемых философами системах, учениях, концепциях в конечном счете выражаются, обобщаются, систематизируются, аргументируются разнообразные варианты имеющихся у людей мировоззренческих взглядов и убеждений. Это и позволяет идеям, рожденным в головах философов, получить признание и распространение в обществе.
Таким образом, мировоззренческая функция философии состоит в том, что философия выступает как средство выражения, систематизации и обоснования мировоззрения, как теория решения мировоззренческих вопросов.
Мировоззрение человека, не знающего философии и не способного к самостоятельному философскому мышлению, носит неглубокий и несистематизированный характер. Оно, как правило, страдает отсутствием основательности и широты, неустойчивостью или, наоборот, догматичностью. Ему часто свойственны несогласованность между содержащимися в нем взглядами и внутренняя противоречивость.
Можно, конечно, прожить всю жизнь со стихийно сложившимся мировоззрением, без философских раздумий над его содержанием. Но очень часто узость, поверхностность, противоречивость мировоззрения, обусловленные его философской непроработанностью, ведут к неумению ориентироваться в сложностях современной общественной жизни и культуры, к потере жизненных ориентиров и, как следствие, к жизненным неудачам и неудовлетворенности своей судьбой. Можно пытаться собственными силами преодолевать все мировоззренческие трудности и наводить порядок в своих мировоззренческих представлениях. Однако вряд ли разумно заново «изобретать велосипед», пренебрегая многовековой мудростью и опытом решения мировоззренческих вопросов, накопленными в философии.
Поэтому следует прислушаться к совету древнего мудреца, греческого философа Эпикура (341-270 гг. до н.э.): «Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией, а в старости не устает заниматься философией; ведь никто не бывает ни недозрелым, ни перезрелым для здоровья души»[1].
Социальная функция
Многие философы питают надежду, что в конце концов когда-нибудь удастся установить некие абсолютные, незыблемые и вечные исходные принципы философии и построить на них всю систему человеческих знаний. Считалось, что для поиска таких принципов необходимо отвлечься от преходящих событий быстротекущей жизни, ибо вечное и незыблемое лежит где-то вне их. Существовала традиция видеть в философии занятие, требующее отрешенности от суеты мирской и погружения в царство «чистой мысли».
Однако представление о том, что философия может развиваться в отрыве от жизни, от практики есть не более чем иллюзия. Философские проблемы - не досужие выдумки кабинетных умов, и споры о них не просто личное дело каких-то сварливых философов, не желающих договориться между собою. В философии формулируются проблемы, поставленные в конечном счете жизнью, а в философских дискуссиях идет поиск таких их решений, которые соответствуют потребностям различных социальных групп, народов, общества в целом или личности на том или ином этапе истории.
Социальная функция философии состоит в том, что с ее помощью в каждую историческую эпоху осмысливаются главные проблемы общественной жизни и перспективы дальнейшего развития общества. В сфере философии общество как бы осознает само себя, свое прошлое, настоящее и будущее, свои достоинства и недостатки, достижения и потери.
Социальная функция философии многообразна по своему содержанию и складывается из ряда взаимосвязанных между собой функций (или «подфункций»). К важнейшим из них относится ее культурная функция. В философии обобщаются характерные черты культуры народа и эпохи. Она выступает как своего рода «ядро» культуры, как ее «живая душа», «мозговой центр», оказывающий существенное, хотя и не всегда заметное без специального анализа, влияние на ее развитие.
Известный мыслитель, много занимавшийся изучением культуры, А. Швейцер (1875-1965), вероятно, не слишком преувеличивал, утверждая: «Кант и Гегель властвовали над умами миллионов людей, которые за всю свою жизнь не прочли ни одной строки из их сочинений и даже не подозревали, что повинуются им»[2].
И по-видимому, следует согласиться с другим крупным философом XX в. Б. Расселом (1872-1970): «Чтобы понять эпоху пли нацию, мы должны понять ее философию, а чтобы понять ее философию, мы должны сами в некоторой степени быть философами»[3]..
Важной задачей философской мысли в каждом обществе является анализ и критика существующей социальной действительности. Особенностью философской критики выступает то, что она не просто вскрывает имеющиеся в действительности недостатки, а направляет главный удар против укоренившихся догм, стандартов мышления, «привычек сознания», которые незаметно для людей властвуют над их умами, подобно шорам мешают им увидеть действительность в истинном свете и понять, что нужно делать для ее улучшения.
В нашей стране после Октябрьской революции марксистская философия была возведена в ранг официальной философии государства и скована требованием пропагандировать «преимущества социализма», создаваемого под руководством партии и правительства. Всякое философское инакомыслие пресекалось. Философия, по существу, была лишена возможности выполнять критическую функцию. Это явилось одной из причин догматизации общественного сознания. Многие замечали «отдельные недостатки», но вопреки всякой очевидности считали их лишь «пережитками капитализма», которые в результате «великих завоеваний социализма» постепенно устраняются из нашей жизни. Преобразование нашего общества неотделимо от философской критики «привычек сознания» и требует восстановления и усиления критической функции философии.
Философское мышление необходимо для прогнозирования изменений социальной действительности. В философии рассматриваются и обсуждаются логически возможные варианты развития общества, вырабатываются и обосновываются идеалы, стремление к которым должно определять общественный прогресс. Намечаемые сначала в сфере философии пути и принципы совершенствования общества затем кладутся в основу конкретных социально-экономических и политических программ его развития.
В социально неоднородном обществе интересы и стремления различных классов и социальных групп сталкиваются, вступают в противоречие друг с другом. Философия, отражая общественную жизнь эпохи, не может уйти от этого факта. В философских учениях находят выражение интересы, стремления, идеалы, надежды разных социальных слоев общества. Это делает ее ареной борьбы различных идеологий.
В философских учениях развивается и обосновывается идеология определенных классов и социальных групп. В этом заключается идеологическая функция философии.
Идеологическую функцию философии нельзя понимать упрощенно - как унижающее «приспособленчество», как «обслуживание» интересов той или иной социальной группы, при котором философы, желая во что бы то ни стало защитить ее интересы, утрачивают объективность, жертвуют истиной и начинают проповедовать даже заведомую ложь, лишь бы она была на пользу этой группе. Конечно, есть философы и такого сорта. Но философия, не стремящаяся к истине, перестает быть философией. Философ, предающий истину, предает и философию.
Идеологическая функция философии состоит не в том, чтобы всеми правдами и неправдами «защищать» интересы какого-то класса, а в том, чтобы отразить имеющееся в обществе разнообразие социальных позиций, идеалов и жизненных ценностей. Это чрезвычайно важное дело, поскольку только в столкновении разных идеологий могут совершенствоваться представления о средствах решения социальных проблем и путях общественного прогресса.
Было бы неверно думать, что каждое философское учение четко и однозначно «привязано» к интересам одного определенного класса и защищает только их. Нередко в одном и том же философском учении содержатся идеи, выражающие интересы разных классов и слоев общества. Кроме того, философы обсуждают и такие проблемы, которые не затрагивают ничьи классовые интересы. Создаваемые выдающимися мыслителями философские учения, каково бы ни было их идеологическое значение, заключают в себе общечеловеческое содержание, защиту и развитие общечеловеческих ценностей и идеалов.
Методологическая функция
Метод - это способ действий. Совокупность методов проведения какой-либо работы называют методикой, а знания о методах и методиках - методологическими знаниями.
В каждой сфере человеческой деятельности имеются свои специфические методы. Соответственно в каждой из них формируется и специфическая система методологических знаний - методология этой деятельности.
В политике есть методы компромисса и методы обострения политической ситуации; в управлении хозяйственной деятельностью - административно-командные и экономические методы; в педагогике - различные методы воспитания, преподавания, контроля знаний учащихся, организации учебного коллектива; в науке - разнообразные методы исследования: общенаучные (наблюдение, эксперимент, моделирование и др.) и специальные, используемые в каких-то отдельных науках (метод рентгеноструктурного анализа, метод «меченых атомов», методы решения дифференциальных уравнений, методы медицинской диагностики и т. п.).
Задачей методологии является исследование и совершенствование методов, используемых в данной сфере деятельности, оценка их общности и эффективности, условий и границ их применения. Но методологические знания в любой сфере деятельности не могут ограничиваться рассмотрением только ее методов. Дело в том, что оценка методов самым существенным образом зависит от того, какого рода результаты дает тот или иной метод, и каково отношение этих результатов к конечным целям деятельности. Следовательно, методология обязательно должна включать в себя знание не только о методах, но и о характере достигаемых с их помощью результатов, о целях деятельности, о ее общей структуре и основных этапах, о принципах и формах ее организации.
Методология - это знание о том, как действовать для достижения данной цели и чем руководствоваться в своих действиях.
В каждой сфере деятельности наряду со специфическими методами используются также и методы, которые имеют более или менее общий характер и применяются не только в ней, но и в других сферах. Например, методы логического мышления - анализ, абстрагирование, обобщение, дедукция и др. - используются повсюду; математические методы применяются и в науке, и в технике, и в экономике, и во многих других областях; все более широкое применение получают в настоящее время игровые методы (деловые, учебные, исследовательские и иные игры). Это ведет к тому, что в каждой сфере деятельности методология включает в себя знания разных уровней - от конкретных описаний узкоспециальных методов и методик до общих представлений о фундаментальных принципах построения всякой человеческой деятельности вообще. Но на своих «верхних» уровнях, касающихся самых общих методов, принципов, форм человеческой деятельности, методология всякого вида деятельности втягивается в область философской проблематики.
Действительно, дать знание о том, чем должны руководствоваться люди в своей жизни и деятельности - центральная задача философии. Философия - это своего рода «наука о должном», о нормативах (принципах, идеалах, ценностях), определяющих цели и характер человеческой деятельности. Из философских представлений о мире и человеке вытекают методологические рекомендации, которые помогают ориентироваться в окружающей человека действительности и позволяют во всех сферах деятельности определить — пусть хотя бы в самой общей и предварительной форме — какие-то исходные позиции для поиска путей, ведущих к цели. Это особенно важно в тех случаях, когда приходится сталкиваться с принципиально новыми задачами, методы решения которых неизвестны и их еще предстоит найти.
Методологическая функция философии обусловлена тем, что в ней вырабатывается самый общий тип методологического знания, которым можно руководствоваться во всех сферах человеческой деятельности, философия выступает как общая методология деятельности, на которую опираются частные методологии отдельных ее видов. Формулируемые в философии общеметодологические идеи и принципы конкретизируются применительно к особенностям той или иной деятельности и используются для развития и обоснования ее специфических методов.
В различных сферах человеческой деятельности методологическая функция философии реализуется по-разному. В жизни отдельной личности она проявляется через влияние мировоззренческих убеждений на выбор целей 11 способов поведения. В социально-политической практике механизм ее действия связан с социальной функцией философии. В искусстве методологическая функция философии выражается в ее воздействии на развитие художественного стиля, на общую ориентацию художника в жизни, на понимание им смысла своего творчества.
Очень важна методологическая функция философии в научном познании. Она проявляется через многообразные механизмы влияния философии на развитие науки. К философии приходится обращаться при решении вопросов о том, что такое истина и по каким признакам ее можно отличить от заблуждения, что такое научный факт и научный закон, каким критериям должны соответствовать научные гипотезы, при каких условиях можно считать теорию подтвержденной, а при каких - опровергнутой, и т. д. Все это — общеметодологические вопросы научного познания. А кроме того, в каждой специальной науке имеются и свои философско-методологические проблемы, связанные с истолкованием ее отдельных результатов, с оценкой степени их достоверности и обоснованности и пр.
Особенно велика роль философских идей в революционные периоды развития науки, когда она стоит на пороге возникновения принципиально новых теорий. Философские идеи при этом выполняют эвристическую функцию, выступая в качестве методологических средств для определения и оценки путей и перспектив дальнейшего развития научного знания. Они выполняют селективную функцию при выборе (селекции) исходных принципов теории, на основе которых формулируются другие ее законы. Им свойственна также конструктивная функция: с их помощью строится истолкование (интерпретация) «физического смысла» новых теорий и объяснение их места и роли во всей системе научных знаний.
Таким образом, союз науки с философией является необходимым условием прогресса научного познания.