Диагностический инструментарий для психолого-педагогического обследования детей с дизонтогениями
Примерный перечень материалов для психолого-педагогического обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста:
Для исследования внимания:
· Бланки корректурных проб
· Таблицы для подсчета разноцветных кружков в секторах круга
· Таблицы для одновременного подсчета фигур двух видов (00+0++0…)
· Таблицы Шульте
· Таблицы, на которых изображены предметы с недостающими деталями (субтест из методики Векслера)
Для исследования восприятия:
· Таблицы с изображением контура, силуэта, частей знакомых предметов. «Зашумленные» изображения.
· Набор карточек с изображением геометрических фигур двух размеров (большие и маленькие), четырех видов, четырех цветов (красные, зеленые, синие, желтые). Необходимо провести группировку с учетом указанного признака.
· «Почтовый ящик» (коробка форм).
· Доски Сегена разных вариантов сложности.
· Кубики Кооса.
· Таблицы с изображением предметов, которые следует дорисовать (методика Т.Н.Головиной).
· Набор предметных картинок, разрезанных на 2 – 3 – 4 части.
· Картинки для определения правой, левой стороны, понятий «низ», «верх», «посередине».
Для исследования мышления:
· Таблица с изображением 4-х предметов. Необходимо исключить один из них, не подходящий к остальным по тем или иным признакам (по величине, форме, цвету, родовой категории)
· Таблицы с логическими задачами на поиск недостающих фигур (прогрессивные матрицы Равена)
· Таблицы с заданием на исключение понятий, не подходящих к остальным.
· Бланки с заданием на выделение существенных признаков.
· Бланки методик «Простые аналогии», «Сложные аналогии»
· Таблицы с пословицами и поговорками.
· Сюжетные картинки для сравнения; таблицы с заданием на сравнение пар слов-понятий.
· Набор сюжетных картинок разной степени трудности (простые, со скрытым смыслом, нелепым содержанием, серия с изображением последовательности событий).
· Набор карточек с изображением предметов разных родовых категорий для исследования операции классификации.
· Таблицы с текстами разной сложности (простые описательные, сложные, с конфликтным содержанием).
· Таблицы с загадками.
· Бланки со словами для исследования ассоциаций (один из вариантов – подбор слов, противоположных по смыслу).
· Таблицы и карточки для проведения «обучающего эксперимента» (методика А.Я.Ивановой)
Для исследования памяти:
· Таблицы с изображением знакомых предметов для запоминания (возможны разные варианты: запоминание цифр, слов, геометрических фигур и т.д.).
· Бланки для запоминания десяти слов.
· Картинки для опосредованного запоминания слов с изображением предметов (методика А.Н.Леонтьева).
· Пиктограмма (методика А.Р.Лурия).
· Бланки с текстами для воспроизведения.
Для исследования эмоционально-волевой сферы, качеств личности:
· Таблицы с набором задач разной трудности и соответствующие им карточки с номерами задач для проведения методики исследования уровня притязаний личности.
· Серия картин (один из вариантов детского ТАТ) для исследования личности, интересов, внутренних переживаний и т.д.
· Стимульный материал к тесту Роршаха.
· Наборы сюжетных картин с изображением различных ситуаций, подлежащих оценке (нравственной, эстетической и т.д.).
· Бланки с методикой незаконченных предложений.
· Бланки с вариантами заданий для исследования волевых усилий (корректурные пробы, лабиринты и т.д.).
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Какие материалы используются в психолого-педагогическом обследовании детей дошкольного и младшего школьного возраста?
2. Назовите методики, используемые при диагностике детей с дизонтогениями.
3. Составьте предполагаемую характеристику и заключение о характере дефекта (для слепого ребенка 7 лет, глухого ребенка 6 лет, умственно отсталого ребенка 4 лет)
4. Обоснуйте необходимость знаний об аномалиях развития для психолога.