Методические указания по подготовке семинарских занятий
Семинарские занятия.Целью семинарских занятий является закрепление полученных в ходе лекций, а также в ходе самостоятельной работы над учебной и специальной литературой, знаний и умений. На семинарских занятиях особо обращается внимание на умение студентов проявлять элементы творчества в процессе самостоятельной работы, применять полученные знания при решении ситуативных задач.
Семинарские занятия занимают центральное место в учебном процессе, так как позволяют на завершающем этапе усвоения материала, после прослушанной лекции и самостоятельного поиска дополнительных сведений по рассматриваемой проблематике, окончательно уточнить, сформировать свои позиции в ходе общей дискуссии в составе учебной группы.
Не менее важно и приобретение навыков публичных выступлений, правильного подбора и обработки материал, логичного, аргументированного и грамотного его изложения.
Подготовка к семинарам ведется по планам занятий, включающим выносимые на обсуждение вопросы, задания, рефераты, а также список рекомендованной литературы.
Целесообразно начинать готовиться к теме с просмотра конспекта лекции, выделяя то новое и принципиально важное, на что обращал внимание лектор. В дальнейшем - изучить соответствующий раздел учебника, и лишь после этого приступать к чтению научной литературы.
Всю накопленную по теме информацию желательно систематизировать, составив устно или письменно план-конспект ответа по каждому из вопросов.
Выступление на семинарском занятии должно быть четким, аргументированным, не выходить за рамки проблемы и побуждать аудиторию к рассмотрению дискуссионных вопросов, указывая на собственную позицию оратора. К подготовленному заранее тексту желательно обращаться лишь в случае цитирования.
После основного выступления по вопросу возможны дополнения, поправки, творческая дискуссия. Критические выступления должны быть корректны, доброжелательны.
В конце семинарского занятия преподаватель подводит итоги выступлений и дискуссии, анализирует допущенные ошибки и неточности, оценивает подготовку группы в целом и отдельных выступающих, дает задания на следующий семинар.
Полученные в ходе занятия «неудовлетворительные» оценки, а также пропуски подлежат обязательной отработке на консультациях.
Контрольно-измерительные материалы