Организация и проведение выездной налоговой проверки

Выездная налоговая проверка проводится по местонахождению налогоплательщика, его филиала или представительства на осно­вании решения руководителя (его заместителя) налогового орга­на.

Выездной налоговой проверкой, как и камеральной, могут быть охвачены только 3 календарных года деятельности налогоплатель­щика, непосредственно предшествовавшие году проведения про­верки, включая охват проверкой периодов текущего календарного года.

Выездная налоговая проверка может проводиться как по одно­му, так и по нескольким видам налогов, уплачиваемых одним налогоплательщиком. В качестве объектов проверки могут фигури­ровать как отдельные действия (например, «проверка правильно­сти исчисления налога на добавленную стоимость» — в данном случае проверка будет тематической), так и соблюдение налогового законодательства в организации в целом - такая проверка будет комплексной.

При проведении тематической налоговой проверки налоговый орган имеет право, не дожидаясь истечения года со дня проведе­ния текущей налоговой проверки, назначить выездную налого­вую проверку по другим налогам. При проведении же комплекс­ной выездной налоговой проверки право на проведение очередной проверки у налогового органа возникает только по истечений одного года с момента проведения указанной проверки.

Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две и более выездные налоговые проверки по одним тем же налогам за один и тот же период. Исключением из этого правила являются случаи, когда такие проверки осуществляются в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, а также в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

Выездные налоговые проверки филиалов могут проводиться налоговым органом, как в рамкахпроверки самого налогоплательщика, так и независимо от него, т. е. самосто­ятельно.

Выездная налоговая проверка начинается с предъявления лицу слу­жебных удостоверений и решения о проведении выездной нало­говой проверки.

Налогоплательщик должен ознакомиться с решением о прове­дении выездной налоговой проверки и подписать его с указанием соответствующей даты. Это будет дата началапроведения выезд­ной налоговой проверки и в то же время дата начала отсчета двух­месячного (или трехмесячного) срока проведения проверки.

Длительность проведения выездной проверки включает время фактического нахождения проверяющих на территории проверя­емого налогоплательщика. Не засчитываются периоды между вру­чением налогоплательщику требования о представлении докумен­тов и представлением им запрашиваемых при проведении про­верки документов.

После окончания выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксиру­ются предмет проверки и сроки ее проведения. Справка свиде­тельствует об окончании выездной налоговой проверки.

По результатам выездной проверки не позднее двух месяцев (п. 1 ст. 100 Н К. РФ) после составления справки должен быть составлен акт проверки по форме, уста­новленной инструкцией МНС России от 10.04.2000 № 60 «О поряд­ке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах».

Акт подписывают должностные лица, проводившие проверку, а также руководитель проверенного предприятия либо его представитель. В акте указываются документально подтвержденные факты нарушения налогового законодатель, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушении и применению конкретных мер ответственности (п. 2 ст. 100 Н К РФ). Указанные в акте проверки вопросы, должны соответствовать вопросам проверки, отраженным в решении о проведении выездной налоговой проверки. При этом все доказательственная база по фактам нарушений законодательства о налогах и сборах должна быть собрана в ходе проведения проверки. После проведения проверки и составления справки о проведенной проверке должностные липа, проводившие проверку, не могут истребовать у налогоплательщика какие-либо документы, связанные с данными обстоятельствами, а также производить их выемку.

Акт проверки вручается руководителю (представителю) прове­ряемого предприятия под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате его получения, например заказным письмом с уведомлением. В новой редакции заказной почтой можно только в случае уклонения налогоплательщика от его получения.