Выездные налоговые проверки

 

Планирование и подготовка выездных налоговых проверок

Планирование выездных налоговых проверок является начальным этапом проведения выездных налоговых проверок. В рамках планирования осуществляется комплекс работ, который включает:

— определение перечня налогоплательщиков, в отношении которых должны быть проведены выездные налоговые проверки в предстоящем квартале;

— определение сроков проведения проверок;

— уточнение видов налогов (сборов и других обязательных плате­жей) и периодов, которые должны быть охвачены проверкой;

— подбор кадров, необходимых для проведения проверки.

Все перечисленные процедуры проводятся с целью обеспече­ния оптимального выбора таких налогоплательщиков, проверка которых могла бы с наибольшей вероятностью выявить наруше­ния законодательства о налогах и сборах и обеспечить поступле­ние в бюджет сумм доначисленных налогов (сборов и других обя­зательных платежей), пени и налоговых санкций.

Подготовка выездных налоговых проверок представляет собой комплекс проводимых налоговым органом процедур, обеспечива­ющих углубленное изучение информации о налогоплательщиках, включенных в план проведения выездных налоговых проверок. а также других мероприятий, направленных на создание условий для наиболее эффективного проведения указанных проверок,

Процесс планирования и подготовки выездных налоговых про­верок состоит из восьми этапов. Рассмот­рим содержание каждого из этапов.

I этап.Формирование информационных ресурсов о налогоплатель­щиках. В целях целенаправленного отбора налогоплательщиков проведения выездных налоговых проверок налоговые органы исполь­зуют информационные ресурсы ФНС России (внутренние источники), а также информацию, получаемую из внешних источников.

Формирование информационных ресурсов о налогоплательщиках должно отвечать следующим критериям:

непрерывности ~ обеспечение постоянного сбора, фикса и обработки всей поступающей в налоговый орган информации о налогоплательщиках;

системности — создание информационных баз данных каждому налогоплательщику (досье налогоплательщика);

-актуальности — своевременное обеспечение обновления ин­формации о налогоплательщиках с учетом вновь поступаю­щих данных из внутренних и внешних источников;

- полноты — наличие объема информации о налогоплательщи­ках, достаточного для принятия правильного и обоснованного решения о целесообразности их отбора для проведения въездных налоговых проверок;

-достоверности — предварительный анализ поступающей налоговый орган информации на предмет ее соответствия Реальному положению дел.

В целях осуществления такого анализа производится сопоставление данной информации со сведениями, полученными из иных источников; направление запросов в контролирующие и правоохранительные органы; истребование в рамках проведения камеральной

налоговой про верки у налогоплательщика дополнительных сведений' получение объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов; организация рациональной системы обработки и хранения информации — включение имеющейся и поступающей информации о деятельности налогопла­тельщиков в единую автоматизированную информационную систе­му обработки данных налоговых органов (АИС «Налог»).

Конечным результатом работы по сбору и обработке информа­ции о налогоплательщиках является формирование информаци­онных ресурсов налоговых органов, содержащих информацию — досье налогоплательщика на каждого налогоплательщика, состо­ящего на учете в налоговом органе.

Досье налогоплательщика состоит из следующих разделов.

Раздел I. Идентификационная часть — данные, идентифициру­ющие налогоплательщика, сведения об учетной политике, о руко­водителях, уставном капитале, лицензиях и сертификатах и др.

Раздел II. Данные о совершенных налогоплательщиком хозяй­ственных операциях или иных сделках, которые могут оказать влияние на формирование налоговой базы — по возмещению из бюджета НДС, о крупных расходах на благотворительные цели, о крупных финансовых вложениях, о краткосрочных и долгосроч­ных кредитах и др.

Раздел III. Косвенные данные о хозяйственной деятельности — информация от организаций МПС России, Минтранса России, ГИБДД МВД России о перевозимых крупных партиях товаров и др.

Раздел IV. Сигнальная информация, полученная в результате проведения контрольной работы, о нарушении взаимозависимы­ми лицами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и др.

Раздел V. Другие сведения.

2 и 3 этапы. Использование результатов камеральной налоговой проверки налоговой отчетности, а также результатов анализа на­логовой и бухгалтерской отчетности при планировании выездных налоговых проверок.

Для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок налоговыми орга-

нами используется информация, полученная в рамках проведе, ния камеральной налоговой проверки, а также в результате ана­лиза бухгалтерской и налоговой отчетности на основе Системы контрольных соотношении (СКС).

Система контрольных соотношений включает в себя:

— внутридокументные контрольные соотношения (контрольные соотношения показателей деклараций (расчетов) по налогам и сборам или бухгалтерской отчетности);

— междокументные контрольные соотношения показателей дек­лараций (расчетов) по налогам и сборам, бухгалтерской от­четности и информации, полученной из внешних источни­ков.

На основании системы контрольных соотношений производится:

— проверка логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями бухгалтерской и налоговой отчет­ности, необходимыми для исчисления налоговой базы;

— проверка сопоставимости отчетных показателей с аналогич­ными показателями предыдущего налогового (отчетного) пе­риода;

— сопоставление отдельных показателей налоговой декларации между собой;

— соотнесение отдельных показателей бухгалтерской отчетно­сти и налоговых деклараций.

При применении системы контрольных соотношений следует иметь в виду, что по результатам проверки определяются только ориентировочные данные, которые служат основанием для отбо­ра налогоплательщиков для проведения выездной налоговой про­верки, но не для доначислений налогов и сборов и применения налоговых санкций.

При проведении финансово-экономического анализа бухгал­терской и налоговой отчетности налоговыми органами собирает­ся информация о физических объемах потребленных энергетичес­ких (электро- и теплоэнергии) и иных материальных ресурсов. Такую информацию анализируют на предмет соответствия уровня и динамики указанных объемов показателям бухгалтерской отчет­ности, в которой отражены объемы производства и реализации продукции (работ, услуг). Могут быть использованы: косвенные данные о хозяйственной деятельности налогоплательщика; дан­ные о совершенных налогоплательщиком хозяйственных опера­циях или иных сделках, оказывающих влияние на формирование налоговой базы, а также другая информация, содержащаяся в досье налогоплательщика.

Конкретные формы и методы анализа налоговой и бухгалтерс-0# отчетности, его объем определяются налоговыми органами исходя из информации, содержащейся в налоговой и бухгалтерс­кой отчетности. Анализ конкретных форм бухгалтерской и нало­говой отчетности налогоплательщиков регламентируется методи­ческими указаниями и рекомендациями ФНС России.

По результатам камеральной налоговой проверки и анализа налоговой и бухгалтерской отчетности отделом, в функциональ­ные обязанности которого входит проведение данного вида про­верок и анализа, составляется заключение по установленной фор­ме (Образец I), содержащее рекомендации об отборе соответству­ющих налогоплательщиков для выездных налоговых проверок с обоснованием причин, послуживших основанием для таких вы­водов.

4 этап.Анализ основных финансовых показателей деятельности налогоплательщиков по отраслевому принципу.

Для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков налоговым органом осуществляется периодическое проведение ана­лиза основных финансовых показателей деятельности налогоплательщиков по отраслевому принципу на основе использования ав­томатизированной системы обработки данных АИС «Налог».

В процессе планирования выездных налоговых проверок дол­жны обеспечиваться:

— анализ и оценка динамики изменений основных финансо­вых показателей деятельности налогоплательщиков;

— сравнительный анализ основных финансовых показателей деятельности налогоплательщиков одной отрасли;

— отбор налогоплательщиков, анализ показателей деятельнос­ти которых позволяет сделать вывод о возможности обнару­жения налоговых правонарушений.

По результатам анализа основных финансовых показателей дея­тельности налогоплательщиков готовится заключение с рекомен­дациями об отборе соответствующих организаций для проведения выездных налоговых проверок с указанием причин, послуживших основанием для такого вывода. Затем это заключение передается в отдел, ответственный за подготовку планов выездных налоговых проверок налогоплательщиков. Оно является одним из оснований для включения соответствующих организаций в план проведения выездных налоговых проверок на предстоящий квартал.

5 этап.Отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Приоритетными для включения в план проведения выездных налоговых проверок являются следующие категории налогоплательщиков:

1. Налогоплательщики, подлежащие обязательному включению в план проверки выездных налоговых проверок:

1) организации, являющиеся крупнейшими и основными на­логоплательщиками. Проверку таких налогоплательщиков проводят не реже одного раза в 2 года;

2) налогоплательщики, проведение выездных налоговых про­верок которых обусловлено поручениями правоохранительных органов в случаях, установленных законодательством Российской федерации, а также вышестоящих налоговых органов;

3) ликвидируемые организации;

4) организации, представляющие «нулевые балансы* или не представляющие налоговую отчетность в налоговый орган, в от­ношении которых у налогового органа имеется информация об осуществлении финансово-хозяйственной деятельности;

5) налогоплательщики, необходимость проверки которых вы­текает из мотивированных запросов других налоговых органов. В запросе указывается: полное наименование организации (фа­милия, имя, отчество индивидуального предпринимателя); адрес местонахождения организации (места жительства индивидуального предпринимателя); идентификационный номер налогоплательщи­ка; код причины постановки на учет; основание для проверки (чем вызвана необходимость проведения проверки); вопросы, подле­жащие проверке; период деятельности, за который должна прово­диться проверка.

2. Налогоплательщики, подлежащие первоочередному включению в план проведения выездных налоговых проверок при появлении соответствующих возможностей у инспекторского состава. Отбор указанных налогоплательщиков производится по результатам:

— камеральной налоговой проверки и анализа налоговой и бух­галтерской отчетности (контрольных соотнесений показателей форм налоговой и бухгалтерской отчетности декларации (рас­четов) по налогам и другим обязательным платежам в бюджет);

— анализа основных финансовых показателей деятельности налогоплательщиков по отраслевому принципу;

— анализа иной информации, результаты которого позволяют сделать вывод о возможности обнаружения налоговых пра­вонарушений.

6 и 7 этапы,как правило, реализуются при планировании выездных налоговых проверок параллельно с 5-м этапом (по отбору объектов проверки). Оба этапа предусматривают выполнение комплекса работ, связанных с:

— предварительной подготовкой предложений о предполагае­мых затратах времени на проведение выездной налоговой про­верки;

— определением количества специалистов, необходимых для проведения проверки;

— необходимостью привлечения к проверке правоохранитель­ных органов;

— подготовкой и составлением перечня вопросов по видам про­веряемых налогов и платежей;

— определением периодов деятельности налогоплательщика, по которым необходимо проведение проверки.

8 этап.Организация работы налогового органа по формированию планов проведения выездных налоговых проверок и по подготовке их проведения.

Работа налогового органа по проведению выездных налоговых проверок соблюдения законодательства о налогах и сборах орга­низуется на основе ежеквартально составляемых планов проведе­ния выездных налоговых проверок налогоплательщиков, утверж­даемых руководителем налогового органа.

План проведения выездных налоговых проверок является конфиденциальным документом. Содержащиеся в нем сведения не подлежат разглашению налоговыми органами и их сотрудниками.

Планы проведения выездных налоговых проверок утверждаются руководителем налогового органа не позднее чем за 15 дней до начала квартала, следующего за отчетным кварталом.

Корректировка плана проведения выездных налоговых прове­рок может проводиться на основании решения руководителя на­логового органа при наличии следующих оснований:

— срочных заданий от вышестоящих налоговых органов;

— поручений правоохранительных органов;

- мотивированных запросов других налоговых органов о про­ведении проверок;

- отсутствии возможности для проведения выездной налого­вой проверки в связи с временным отсутствием руководите­ля и(или) главного бухгалтера организации-налогоплатель­щика (индивидуального предпринимателя) и их представи­телей (отпуска, болезни и т. д.).

Контроль за выполнением плана проведения выездных налого­вых проверок осуществляется руководителем налогового органа.

В целях обеспечения максимальной эффективности и созда­ния благоприятных условий предстоящей выездной налоговой проверки на стадии ее подготовки должны быть решены необхо­димые организационные вопросы, связанные с ее проведением.