Выездные налоговые проверки
Планирование и подготовка выездных налоговых проверок
Планирование выездных налоговых проверок является начальным этапом проведения выездных налоговых проверок. В рамках планирования осуществляется комплекс работ, который включает:
— определение перечня налогоплательщиков, в отношении которых должны быть проведены выездные налоговые проверки в предстоящем квартале;
— определение сроков проведения проверок;
— уточнение видов налогов (сборов и других обязательных платежей) и периодов, которые должны быть охвачены проверкой;
— подбор кадров, необходимых для проведения проверки.
Все перечисленные процедуры проводятся с целью обеспечения оптимального выбора таких налогоплательщиков, проверка которых могла бы с наибольшей вероятностью выявить нарушения законодательства о налогах и сборах и обеспечить поступление в бюджет сумм доначисленных налогов (сборов и других обязательных платежей), пени и налоговых санкций.
Подготовка выездных налоговых проверок представляет собой комплекс проводимых налоговым органом процедур, обеспечивающих углубленное изучение информации о налогоплательщиках, включенных в план проведения выездных налоговых проверок. а также других мероприятий, направленных на создание условий для наиболее эффективного проведения указанных проверок,
Процесс планирования и подготовки выездных налоговых проверок состоит из восьми этапов. Рассмотрим содержание каждого из этапов.
I этап.Формирование информационных ресурсов о налогоплательщиках. В целях целенаправленного отбора налогоплательщиков проведения выездных налоговых проверок налоговые органы используют информационные ресурсы ФНС России (внутренние источники), а также информацию, получаемую из внешних источников.
Формирование информационных ресурсов о налогоплательщиках должно отвечать следующим критериям:
— непрерывности ~ обеспечение постоянного сбора, фикса и обработки всей поступающей в налоговый орган информации о налогоплательщиках;
— системности — создание информационных баз данных каждому налогоплательщику (досье налогоплательщика);
-актуальности — своевременное обеспечение обновления информации о налогоплательщиках с учетом вновь поступающих данных из внутренних и внешних источников;
- полноты — наличие объема информации о налогоплательщиках, достаточного для принятия правильного и обоснованного решения о целесообразности их отбора для проведения въездных налоговых проверок;
-достоверности — предварительный анализ поступающей налоговый орган информации на предмет ее соответствия Реальному положению дел.
В целях осуществления такого анализа производится сопоставление данной информации со сведениями, полученными из иных источников; направление запросов в контролирующие и правоохранительные органы; истребование в рамках проведения камеральной
налоговой про верки у налогоплательщика дополнительных сведений' получение объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов; организация рациональной системы обработки и хранения информации — включение имеющейся и поступающей информации о деятельности налогоплательщиков в единую автоматизированную информационную систему обработки данных налоговых органов (АИС «Налог»).
Конечным результатом работы по сбору и обработке информации о налогоплательщиках является формирование информационных ресурсов налоговых органов, содержащих информацию — досье налогоплательщика на каждого налогоплательщика, состоящего на учете в налоговом органе.
Досье налогоплательщика состоит из следующих разделов.
Раздел I. Идентификационная часть — данные, идентифицирующие налогоплательщика, сведения об учетной политике, о руководителях, уставном капитале, лицензиях и сертификатах и др.
Раздел II. Данные о совершенных налогоплательщиком хозяйственных операциях или иных сделках, которые могут оказать влияние на формирование налоговой базы — по возмещению из бюджета НДС, о крупных расходах на благотворительные цели, о крупных финансовых вложениях, о краткосрочных и долгосрочных кредитах и др.
Раздел III. Косвенные данные о хозяйственной деятельности — информация от организаций МПС России, Минтранса России, ГИБДД МВД России о перевозимых крупных партиях товаров и др.
Раздел IV. Сигнальная информация, полученная в результате проведения контрольной работы, о нарушении взаимозависимыми лицами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и др.
Раздел V. Другие сведения.
2 и 3 этапы. Использование результатов камеральной налоговой проверки налоговой отчетности, а также результатов анализа налоговой и бухгалтерской отчетности при планировании выездных налоговых проверок.
Для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок налоговыми орга-
нами используется информация, полученная в рамках проведе, ния камеральной налоговой проверки, а также в результате анализа бухгалтерской и налоговой отчетности на основе Системы контрольных соотношении (СКС).
Система контрольных соотношений включает в себя:
— внутридокументные контрольные соотношения (контрольные соотношения показателей деклараций (расчетов) по налогам и сборам или бухгалтерской отчетности);
— междокументные контрольные соотношения показателей деклараций (расчетов) по налогам и сборам, бухгалтерской отчетности и информации, полученной из внешних источников.
На основании системы контрольных соотношений производится:
— проверка логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями бухгалтерской и налоговой отчетности, необходимыми для исчисления налоговой базы;
— проверка сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего налогового (отчетного) периода;
— сопоставление отдельных показателей налоговой декларации между собой;
— соотнесение отдельных показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций.
При применении системы контрольных соотношений следует иметь в виду, что по результатам проверки определяются только ориентировочные данные, которые служат основанием для отбора налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки, но не для доначислений налогов и сборов и применения налоговых санкций.
При проведении финансово-экономического анализа бухгалтерской и налоговой отчетности налоговыми органами собирается информация о физических объемах потребленных энергетических (электро- и теплоэнергии) и иных материальных ресурсов. Такую информацию анализируют на предмет соответствия уровня и динамики указанных объемов показателям бухгалтерской отчетности, в которой отражены объемы производства и реализации продукции (работ, услуг). Могут быть использованы: косвенные данные о хозяйственной деятельности налогоплательщика; данные о совершенных налогоплательщиком хозяйственных операциях или иных сделках, оказывающих влияние на формирование налоговой базы, а также другая информация, содержащаяся в досье налогоплательщика.
Конкретные формы и методы анализа налоговой и бухгалтерс-0# отчетности, его объем определяются налоговыми органами исходя из информации, содержащейся в налоговой и бухгалтерской отчетности. Анализ конкретных форм бухгалтерской и налоговой отчетности налогоплательщиков регламентируется методическими указаниями и рекомендациями ФНС России.
По результатам камеральной налоговой проверки и анализа налоговой и бухгалтерской отчетности отделом, в функциональные обязанности которого входит проведение данного вида проверок и анализа, составляется заключение по установленной форме (Образец I), содержащее рекомендации об отборе соответствующих налогоплательщиков для выездных налоговых проверок с обоснованием причин, послуживших основанием для таких выводов.
4 этап.Анализ основных финансовых показателей деятельности налогоплательщиков по отраслевому принципу.
Для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков налоговым органом осуществляется периодическое проведение анализа основных финансовых показателей деятельности налогоплательщиков по отраслевому принципу на основе использования автоматизированной системы обработки данных АИС «Налог».
В процессе планирования выездных налоговых проверок должны обеспечиваться:
— анализ и оценка динамики изменений основных финансовых показателей деятельности налогоплательщиков;
— сравнительный анализ основных финансовых показателей деятельности налогоплательщиков одной отрасли;
— отбор налогоплательщиков, анализ показателей деятельности которых позволяет сделать вывод о возможности обнаружения налоговых правонарушений.
По результатам анализа основных финансовых показателей деятельности налогоплательщиков готовится заключение с рекомендациями об отборе соответствующих организаций для проведения выездных налоговых проверок с указанием причин, послуживших основанием для такого вывода. Затем это заключение передается в отдел, ответственный за подготовку планов выездных налоговых проверок налогоплательщиков. Оно является одним из оснований для включения соответствующих организаций в план проведения выездных налоговых проверок на предстоящий квартал.
5 этап.Отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.
Приоритетными для включения в план проведения выездных налоговых проверок являются следующие категории налогоплательщиков:
1. Налогоплательщики, подлежащие обязательному включению в план проверки выездных налоговых проверок:
1) организации, являющиеся крупнейшими и основными налогоплательщиками. Проверку таких налогоплательщиков проводят не реже одного раза в 2 года;
2) налогоплательщики, проведение выездных налоговых проверок которых обусловлено поручениями правоохранительных органов в случаях, установленных законодательством Российской федерации, а также вышестоящих налоговых органов;
3) ликвидируемые организации;
4) организации, представляющие «нулевые балансы* или не представляющие налоговую отчетность в налоговый орган, в отношении которых у налогового органа имеется информация об осуществлении финансово-хозяйственной деятельности;
5) налогоплательщики, необходимость проверки которых вытекает из мотивированных запросов других налоговых органов. В запросе указывается: полное наименование организации (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя); адрес местонахождения организации (места жительства индивидуального предпринимателя); идентификационный номер налогоплательщика; код причины постановки на учет; основание для проверки (чем вызвана необходимость проведения проверки); вопросы, подлежащие проверке; период деятельности, за который должна проводиться проверка.
2. Налогоплательщики, подлежащие первоочередному включению в план проведения выездных налоговых проверок при появлении соответствующих возможностей у инспекторского состава. Отбор указанных налогоплательщиков производится по результатам:
— камеральной налоговой проверки и анализа налоговой и бухгалтерской отчетности (контрольных соотнесений показателей форм налоговой и бухгалтерской отчетности декларации (расчетов) по налогам и другим обязательным платежам в бюджет);
— анализа основных финансовых показателей деятельности налогоплательщиков по отраслевому принципу;
— анализа иной информации, результаты которого позволяют сделать вывод о возможности обнаружения налоговых правонарушений.
6 и 7 этапы,как правило, реализуются при планировании выездных налоговых проверок параллельно с 5-м этапом (по отбору объектов проверки). Оба этапа предусматривают выполнение комплекса работ, связанных с:
— предварительной подготовкой предложений о предполагаемых затратах времени на проведение выездной налоговой проверки;
— определением количества специалистов, необходимых для проведения проверки;
— необходимостью привлечения к проверке правоохранительных органов;
— подготовкой и составлением перечня вопросов по видам проверяемых налогов и платежей;
— определением периодов деятельности налогоплательщика, по которым необходимо проведение проверки.
8 этап.Организация работы налогового органа по формированию планов проведения выездных налоговых проверок и по подготовке их проведения.
Работа налогового органа по проведению выездных налоговых проверок соблюдения законодательства о налогах и сборах организуется на основе ежеквартально составляемых планов проведения выездных налоговых проверок налогоплательщиков, утверждаемых руководителем налогового органа.
План проведения выездных налоговых проверок является конфиденциальным документом. Содержащиеся в нем сведения не подлежат разглашению налоговыми органами и их сотрудниками.
Планы проведения выездных налоговых проверок утверждаются руководителем налогового органа не позднее чем за 15 дней до начала квартала, следующего за отчетным кварталом.
Корректировка плана проведения выездных налоговых проверок может проводиться на основании решения руководителя налогового органа при наличии следующих оснований:
— срочных заданий от вышестоящих налоговых органов;
— поручений правоохранительных органов;
- мотивированных запросов других налоговых органов о проведении проверок;
- отсутствии возможности для проведения выездной налоговой проверки в связи с временным отсутствием руководителя и(или) главного бухгалтера организации-налогоплательщика (индивидуального предпринимателя) и их представителей (отпуска, болезни и т. д.).
Контроль за выполнением плана проведения выездных налоговых проверок осуществляется руководителем налогового органа.
В целях обеспечения максимальной эффективности и создания благоприятных условий предстоящей выездной налоговой проверки на стадии ее подготовки должны быть решены необходимые организационные вопросы, связанные с ее проведением.