Камеральные налоговые проверки
Под камеральной проверкой понимается проверка представленных налогоплательщиком в налоговый орган налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, проводимая по местонахождению налогового органа (ст. 88 НК РФ).
Камеральная проверка имеет двойное назначение: как средств контроля за правильностью и достоверностью составления налоговых деклараций и как основное средство отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок.
Выездная проверка является наиболее трудоемкой формой налогового контроля и назначается только в тех случаях, когда возможности камеральных проверок исчерпаны, а в отношении налогоплательщика должны быть проведены контрольные мероприятия, требующие присутствия налогового инспектора непосредственно на проверяемом объекте.
Периодичность проведения камеральных проверок определяется исходя из установленной законодательством периодичности представления налоговой отчетности.
Проверка проводится уполномоченными должностными лицами отделов камеральных проверок. Специального решения руководителя налогового органа для ее проведения не требуется. О начале проверки налогоплательщик не информируется.
Проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой отчетности, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки. Так, например, налоговая декларация, сданная 20 марта, должна быть проверена до 20 июня.
При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.
Первое, что проверяется в ходе камеральной проверки, это факт представления налоговой отчетности. Налоговые декларации и бухгалтерская отчетность могут быть представлены налогоплательщиком в налоговый орган по месту его учета лично или через его представителя, направлены в виде почтового отправления или переданы по телекоммуникационным каналам связи, о чем уже говорилось в предыдущей главе. При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки заказного письма с описью вложения.
При передаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи. Налоговый орган подтверждает факт представления налогоплательщиком налоговых деклараций в электронном виде, посылая по телекоммуникационным каналам связи квитанцию об их приеме.
Если налоговая декларация представлена после истечения установленного законодательством срока, налогоплательщик несет ответственность в соответствии со ст. 119 НК РФ. Эта статья применяется даже в случае, если налог к доплате по декларации, представленной позже установленного срока, равен нулю.
За просрочку представления декларации должностные лица организации несут ответственность: ст. 15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) предусматривает штраф в размере от трех до пяти МРОТ.
Руководитель налогового органа или его заместитель вправе принять решение о приостановлении операций по счетам в банке налогоплательщика, не представившего декларации. Эта мера воздействия используется в том случае, если налогоплательщик не представил декларации в течение двух недель по истечении установленного законодательством о налогах и сборах срока или отказался от ее представления вовсе. Если такое решение принято, налоговый орган направляет его в банк и одновременно уведомляет об этом налогоплательщика, вручив ему уведомление под расписку или направив заказным письмом по почте.
После представления налогоплательщиком декларации приостановление операций по счетам отменяется. Это делается не позднее одного операционного дня, следующего за днем сдачи декларации.
На начальном этапе камеральной проверки в обязательном порядке проводится визуальная проверка правильности оформления налоговой декларации в соответствии с требованиями к порядку ее заполнения.
На практике случается, что в представленной налоговой отчетности отсутствует какой-либо из обязательных реквизитов (например, ИНН или период, за который представлена декларация), нечетко заполнены отдельные реквизиты, что делает невозможным их однозначное прочтение, или они заполнены карандашом. Могут встречаться исправления, не подтвержденные подписью налогоплательщика или его представителя.
В этих случаях налоговый орган должен уведомить налогоплательщика о необходимости представить документ, входящий в налоговую отчетность, по денной форме в установленный налоговым органом срок, не превышающий пяти рабочих дней.
Указанное требование не распространяется на следующие случаи:
— выявлены обстоятельства, свидетельствующие о налоговых правонарушениях;
— установлены факты, что сумма налога к возмещению (уменьшению) или доплате (уплате) исчислена налогоплательщиком в завышенном размере.
Основными этапами камеральной проверки являются:
1) проверка правильности исчисления налоговой базы и суммы налогов, исчисленных и уплаченных в бюджет;
2) проверка правильности арифметического подсчета данных, отраженных в налоговой декларации, путем сопоставления показателей строк и граф, предусмотренных ее формой;
3) проверка обоснованности заявленных налоговых вычетов;
4) проверка правильности примененных налогоплательщиком ставок налога и льгот, их соответствие действующему законодательству.
На этапе проверки правильности исчисления налоговой базы проводится камеральный анализ, включающий:
— проверку логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями, необходимыми для исчисления налоговой базы;
— проверку сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показателями налоговой отчетности предыдущего отчетного (налогового) периода;
— взаимоувязку показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, а также отдельных показателей деклараций по различным видам налогов;
— оценку данных бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций с точки зрения их соответствия имеющимся в налоговом органе данным о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, полученным из других источников;
— анализ соответствия уровня и динамики показателей налоговой отчетности, отражающих объемы производства и реализации товаров (продукции, работ, услуг), с уровнем и динамикой показателей объемов потребления налогоплательщиком энергетических (электро- и теплоэнергии), водных, сырьевых и иных материальных ресурсов.
При проведении камеральной проверки налоговый орган может также истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Затребованы могут быть: хозяйственные договоры, первичные бухгалтерские документы, бухгалтерские регистры (журналы-ордера, ведомости, главная книга и др.), счета-фактуры и т. д., в том числе и за прошлые годы.
Налогоплательщик, которому адресовано требование о представлении необходимых для проверки документов, обязан представить их в пятидневный срок в виде заверенных должным образом копий (ксерокопий документов, скрепленных «живой» печатью и подписанных руководителем).
Отказ налогоплательщика от представления запрашиваемых при проведении проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ. Непредставление в установленный срок налогоплательщиком налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, влечет взыскание штрафа, а также может повлечь за собой назначение в отношении данного лица выездной налоговой проверки.
В ходе проверки налоговые органы имеют право вызывать налогоплательщиков для дачи пояснений. Если при проведении камеральных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получить информацию о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, например с его контрагентами, налоговые органы имеют право истребовать у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика.
Истребование указанных документов, их проверка и анализ - это действия, которые в ст. 87 НК РФ называются встречной налоговой проверкой (в новой редакции НК РФ такого понятия нет, но по сути само мероприятие сохранено).
Отказ организации представить имеющиеся у нее документы со сведениями о проверяемом налогоплательщике и иное уклонение от представления таких документов признается налоговым правонарушением. Оно влечет за собой ответственность, как и представление документов с заведомо недостоверными сведениями (п. 2. ст.126 НК РФ).
При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган при необходимости может отправить в банк мотивированный запрос о представлении справки по операциям и счетам проверяемого налогоплательщика. Банк обязан выдать такую справку в течение пяти дней после получения запроса.
В отличие от выездной проверки составление акта по результатам камеральной проверки НК РФ не предусмотрено (В новой редакции НК РФ 0 предусмотрено, процедура одинакова с выездными проверками).
Порядок оформления результатов проверки зависит от того, выявлены ли ошибки в заполнении документов или противоречия между содержащимися в них сведениями. Если ошибок или противоречий нет, налоговый инспектор подписывает декларацию и указывает дату проверки на ее титульном листе. На этом проверка завершается.
Если же в ходе проверки обнаружились ошибки или противоречия, инспектор обязан зафиксировать их. Для этого необходимо заполнить те графы или строки декларации, которые предназначены для отражения показателей, исчисленных поданным налогового органа, либо предусмотрены в декларации для отметок и замечаний инспектора по результатам проведенной им проверки.
Для эффективной организации камеральных проверок приказом МНС России от 21 августа 2003 г. утвержден Регламент проведения камеральных налоговых проверок, оформления и реализации их результатов, состоящий из трех разделов:
1. Общие положения.
2. Порядок проведения камеральных налоговых проверок налоговой отчетности.
3. Оформление и реализация материалов камеральной налоговой проверки.
Материалы проверки, в ходе которой установлено налоговое правонарушение, рассматривает руководитель налогового органа или его заместитель. Он выносит одно из следующих решений:
— о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;
- об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности;
- о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
решение по результатам камеральной проверки принимается в течение трех месяцев после сдачи декларации. Вынесение решения за пределами этого срока незаконно.
В решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения:
— излагаются обстоятельства совершенного правонарушения;
— приводятся документы и иные сведения, подтверждающие данные обстоятельства, а также обстоятельства, отягчающие ответственность;
— указываются статьи НК РФ, предусматривающие меры ответственности за конкретные правонарушения, и применяемые к налогоплательщику меры ответственности.
— приводятся предложения об уплате неуплаченного или не полностью уплаченного налога, уплате пени за несвоевременное перечисление налога, начисленных на дату вынесения решения, и соответствующих налоговых санкциях.
В решении об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения:
— указываются обстоятельства совершенного правонарушения, как они установлены проведенной проверкой;
— приводятся документы и иные сведения, подтверждающие эти обстоятельства, а также обстоятельства, которые исключают привлечение налогоплательщика к ответственности;
— указывается пункт ст. 109 НК РФ, исключающий привлечение налогоплательщика к ответственности;
— приводятся предложения об уплате налога, а также уплате пени за несвоевременное перечисление налога, начисленных на дату вынесения решения.
В решении о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля указываются обстоятельства, вызывающие необходимость проведения этих мероприятий, а также назначенные конкретные мероприятия налогового контроля.
Копия решения налогового органа вручается налогоплательщику или его представителю под расписку либо иным способом. Решение можно отправить по почте заказным письмом. Письмо считается полученным по истечении шести дней после его отправки. В дальнейшем налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате недоимки по налогам и пени с указанием срока, в течение которого требование должно быть выполнено. Срок направления требования — десять дней со дня вынесения решения.
При неисполнении такого требования в установленный срок в отношении налогоплательщика может быть принято решение о принудительном взыскании сумм налога и пени. Указанное решение налоговый орган обязан довести до сведения налогоплательщика в срок не позднее пяти дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.
В отличие от недоимок и пеней налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщика только в судебном порядке. До обращения в суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить штрафные санкции. Для этого налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате налоговых санкций.
Следует выделить ряд существенных моментов, касающихся организации и проведения камеральных налоговых поверок, которые налоговый орган не имеет права нарушать:
— проверкой может быть охвачено не более чем три календарных года деятельности налогоплательщика, предшествовавших году проведения проверки, включая охват проверкой периодов текущего календарного года;
— на проведение камеральной проверки отводится три месяца, по истечении данного срока налоговый орган не вправе требовать от налогоплательщика представления каких-либо документов;
— специального решения руководителя налогового органа на проведение камеральной проверки не требуется;
— в ходе проверки налоговый орган может затребовать дополнительные документы и сведения от налогоплательщика, а также вызывать последнего для получения объяснений по возникающим вопросам;
— результатом камеральной проверки может быть: внесение налогоплательщиком изменений в представленные налоговому органу документы; вынесение налоговым органом решения о взыскании недоимки по налогам, пени и наложении штрафных санкций.
В целях устранения возникших между налоговыми органами и налогоплательщиками неразрешимых разногласий и получения более подробной, объективной информации о деятельности налогоплательщика налоговый орган вправе принять решение о проведении выездной налоговой проверки. По результатам проверки принимаются окончательные решения в отношении такого налогоплательщика.