Камеральные налоговые проверки

Под камеральной проверкой понимается проверка представленных налогоплательщиком в налоговый орган налоговых декла­раций, бухгалтерской отчетности и иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, проводимая по местонахождению налогового органа (ст. 88 НК РФ).

Камеральная проверка имеет двойное назначение: как средств контроля за правильностью и достоверностью составления налоговых деклараций и как основное средство отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок.

Выездная проверка является наиболее трудоемкой формой налогового контроля и назначается только в тех случаях, когда возможности камеральных проверок исчерпаны, а в отношении налогоплательщика должны быть проведены контрольные мероприятия, требующие при­сутствия налогового инспектора непосредственно на проверяемом объекте.

Периодичность проведения камеральных проверок определя­ется исходя из установленной законодательством периодичности представления налоговой отчетности.

Проверка проводится уполномоченными должностными лицами отделов камеральных проверок. Специального решения руково­дителя налогового органа для ее проведения не требуется. О нача­ле проверки налогоплательщик не информируется.

Проверка проводится в течение трех месяцев со дня представ­ления налогоплательщиком налоговой отчетности, если законо­дательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки. Так, например, налоговая декларация, сданная 20 марта, должна быть проверена до 20 июня.

При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, по­лучить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам ка­меральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.

Первое, что проверяется в ходе камеральной проверки, это факт представления налоговой отчетности. Налоговые деклара­ции и бухгалтерская отчетность могут быть представлены нало­гоплательщиком в налоговый орган по месту его учета лично или через его представителя, направлены в виде почтового отправле­ния или переданы по телекоммуникационным каналам связи, о чем уже говорилось в предыдущей главе. При отправ­ке налоговой декларации по почте днем ее представления счита­ется дата отправки заказного письма с описью вложения.

При передаче налоговой декларации по телекоммуникационным ка­налам связи днем ее представления считается дата ее отправки, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи. Налоговый орган подтверждает факт представления налогоплательщиком налоговых деклараций в электронном виде, посылая по телекоммуникационным каналам связи квитанцию об их приеме.

Если налоговая декларация представлена после истечения ус­тановленного законодательством срока, налогоплательщик несет ответственность в соответствии со ст. 119 НК РФ. Эта статья при­меняется даже в случае, если налог к доплате по декларации, пред­ставленной позже установленного срока, равен нулю.

За просрочку представления декларации должностные лица организации несут ответственность: ст. 15.5 Кодекса РФ об адми­нистративных правонарушениях (КоАП РФ) предусматривает штраф в размере от трех до пяти МРОТ.

Руководитель налогового органа или его заместитель вправе принять решение о приостановлении операций по счетам в банке налогоплательщика, не представившего декларации. Эта мера воз­действия используется в том случае, если налогоплательщик не представил декларации в течение двух недель по истечении уста­новленного законодательством о налогах и сборах срока или от­казался от ее представления вовсе. Если такое решение принято, налоговый орган направляет его в банк и одновременно уведом­ляет об этом налогоплательщика, вручив ему уведомление под расписку или направив заказным письмом по почте.

После представления налогоплательщиком декларации приоста­новление операций по счетам отменяется. Это делается не позднее одного операционного дня, следующего за днем сдачи деклара­ции.

На начальном этапе камеральной проверки в обязательном по­рядке проводится визуальная проверка правильности оформления налоговой декларации в соответствии с требованиями к порядку ее заполнения.

На практике случается, что в представленной налоговой отчет­ности отсутствует какой-либо из обязательных реквизитов (например, ИНН или период, за который представлена декларация), не­четко заполнены отдельные реквизиты, что делает невозможным их однозначное прочтение, или они заполнены карандашом. Могут встречаться исправления, не подтвержденные подписью нало­гоплательщика или его представителя.

В этих случаях налоговый орган должен уведомить налогоплательщика о необходимости представить документ, входящий в налоговую отчетность, по денной форме в установленный налоговым органом срок, не превышающий пяти рабочих дней.

Указанное требование не распространяется на следующие слу­чаи:

— выявлены обстоятельства, свидетельствующие о налоговых правонарушениях;

— установлены факты, что сумма налога к возмещению (умень­шению) или доплате (уплате) исчислена налогоплательщи­ком в завышенном размере.

Основными этапами камеральной проверки являются:

1) проверка правильности исчисления налоговой базы и сум­мы налогов, исчисленных и уплаченных в бюджет;

2) проверка правильности арифметического подсчета данных, отраженных в налоговой декларации, путем сопоставления пока­зателей строк и граф, предусмотренных ее формой;

3) проверка обоснованности заявленных налоговых вычетов;

4) проверка правильности примененных налогоплательщиком ставок налога и льгот, их соответствие действующему законода­тельству.

На этапе проверки правильности исчисления налоговой базы проводится камеральный анализ, включающий:

— проверку логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями, необходимыми для исчисления на­логовой базы;

— проверку сопоставимости отчетных показателей с аналогич­ными показателями налоговой отчетности предыдущего от­четного (налогового) периода;

— взаимоувязку показателей бухгалтерской отчетности и нало­говых деклараций, а также отдельных показателей деклара­ций по различным видам налогов;

— оценку данных бухгалтерской отчетности и налоговых декла­раций с точки зрения их соответствия имеющимся в налоговом органе данным о финансово-хозяйственной деятельнос­ти налогоплательщика, полученным из других источников;

— анализ соответствия уровня и динамики показателей налого­вой отчетности, отражающих объемы производства и реали­зации товаров (продукции, работ, услуг), с уровнем и дина­микой показателей объемов потребления налогоплательщи­ком энергетических (электро- и теплоэнергии), водных, сырьевых и иных материальных ресурсов.

При проведении камеральной проверки налоговый орган мо­жет также истребовать у налогоплательщика дополнительные све­дения, объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Затребованы могут быть: хозяйственные договоры, первичные бух­галтерские документы, бухгалтерские регистры (журналы-ордера, ведомости, главная книга и др.), счета-фактуры и т. д., в том числе и за прошлые годы.

Налогоплательщик, которому адресовано требование о пред­ставлении необходимых для проверки документов, обязан пред­ставить их в пятидневный срок в виде заверенных должным обра­зом копий (ксерокопий документов, скрепленных «живой» печа­тью и подписанных руководителем).

Отказ налогоплательщика от представления запрашиваемых при проведении проверки документов или непредставление их в уста­новленные сроки признается налоговым правонарушением и вле­чет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ. Непред­ставление в установленный срок налогоплательщиком налогово­му органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, влечет взыскание штрафа, а также может повлечь за собой назначение в отношении данного лица выездной налоговой про­верки.

В ходе проверки налоговые органы имеют право вызывать на­логоплательщиков для дачи пояснений. Если при проведении ка­меральных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получить информацию о деятельности налогопла­тельщика, связанной с иными лицами, например с его контрагентами, налоговые органы имеют право истребовать у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика.

Истребование указанных документов, их проверка и анализ - это действия, которые в ст. 87 НК РФ называются встречной налоговой проверкой (в новой редакции НК РФ такого понятия нет, но по сути само мероприятие сохранено).

Отказ организации представить имеющиеся у нее документы со сведениями о проверяемом налогоплательщике и иное уклонение от представления таких документов признается налоговым право­нарушением. Оно влечет за собой ответственность, как и представ­ление документов с заведомо недостоверными сведениями (п. 2. ст.126 НК РФ).

При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган при необходимости может отправить в банк мотивирован­ный запрос о представлении справки по операциям и счетам про­веряемого налогоплательщика. Банк обязан выдать такую справ­ку в течение пяти дней после получения запроса.

В отличие от выездной проверки составление акта по результа­там камеральной проверки НК РФ не предусмотрено (В новой редакции НК РФ 0 предусмотрено, процедура одинакова с выездными проверками).

Порядок оформления результатов проверки зависит от того, вы­явлены ли ошибки в заполнении документов или противоречия между содержащимися в них сведениями. Если ошибок или противоречий нет, налоговый инспектор подписывает декларацию и указывает дату проверки на ее титульном листе. На этом проверка завершается.

Если же в ходе проверки обнаружились ошибки или противо­речия, инспектор обязан зафиксировать их. Для этого необходи­мо заполнить те графы или строки декларации, которые предназ­начены для отражения показателей, исчисленных поданным на­логового органа, либо предусмотрены в декларации для отметок и замечаний инспектора по результатам проведенной им проверки.

Для эффективной организации камеральных проверок прика­зом МНС России от 21 августа 2003 г. утвержден Регламент прове­дения камеральных налоговых проверок, оформления и реализа­ции их результатов, состоящий из трех разделов:

1. Общие положения.

2. Порядок проведения камеральных налоговых проверок на­логовой отчетности.

3. Оформление и реализация материалов камеральной нало­говой проверки.

Материалы проверки, в ходе которой установлено налоговое правонарушение, рассматривает руководитель налогового органа или его заместитель. Он выносит одно из следующих решений:

— о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;

- об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственно­сти;

- о проведении дополнительных мероприятий налогового кон­троля.

решение по результатам камеральной проверки принимается в течение трех месяцев после сдачи декларации. Вынесение реше­ния за пределами этого срока незаконно.

В решении о привлечении налогоплательщика к ответственно­сти за совершение налогового правонарушения:

— излагаются обстоятельства совершенного правонарушения;

— приводятся документы и иные сведения, подтверждающие данные обстоятельства, а также обстоятельства, отягчающие ответственность;

— указываются статьи НК РФ, предусматривающие меры от­ветственности за конкретные правонарушения, и применяе­мые к налогоплательщику меры ответственности.

— приводятся предложения об уплате неуплаченного или не пол­ностью уплаченного налога, уплате пени за несвоевременное перечисление налога, начисленных на дату вынесения реше­ния, и соответствующих налоговых санкциях.

В решении об отказе в привлечении налогоплательщика к от­ветственности за совершение налогового правонарушения:

— указываются обстоятельства совершенного правонарушения, как они установлены проведенной проверкой;

— приводятся документы и иные сведения, подтверждающие эти обстоятельства, а также обстоятельства, которые исключают привлечение налогоплательщика к ответственности;

— указывается пункт ст. 109 НК РФ, исключающий привлече­ние налогоплательщика к ответственности;

— приводятся предложения об уплате налога, а также уплате пени за несвоевременное перечисление налога, начисленных на дату вынесения решения.

В решении о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля указываются обстоятельства, вызывающие необходимость проведения этих мероприятий, а также назначенные конкретные мероприятия налогового контроля.

Копия решения налогового органа вручается налогоплательщи­ку или его представителю под расписку либо иным способом. Ре­шение можно отправить по почте заказным письмом. Письмо счи­тается полученным по истечении шести дней после его отправки. В дальнейшем налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате недоимки по налогам и пени с указанием срока, в течение которого требование должно быть выполнено. Срок на­правления требования — десять дней со дня вынесения решения.

При неисполнении такого требования в установленный срок в отношении налогоплательщика может быть принято решение о принудительном взыскании сумм налога и пени. Указанное решение налоговый орган обязан довести до сведения налогопла­тельщика в срок не позднее пяти дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств. Решение о взыска­нии, принятое после истечения указанного срока, считается не­действительным и исполнению не подлежит.

В отличие от недоимок и пеней налоговые санкции взыскива­ются с налогоплательщика только в судебном порядке. До обра­щения в суд налоговый орган обязан предложить налогоплатель­щику добровольно уплатить штрафные санкции. Для этого нало­говый орган направляет налогоплательщику требование об уплате налоговых санкций.

Следует выделить ряд существенных моментов, касающихся организации и проведения камеральных налоговых поверок, ко­торые налоговый орган не имеет права нарушать:

— проверкой может быть охвачено не более чем три календар­ных года деятельности налогоплательщика, предшествовав­ших году проведения проверки, включая охват проверкой периодов текущего календарного года;

— на проведение камеральной проверки отводится три месяца, по истечении данного срока налоговый орган не вправе требовать от налогоплательщика представления каких-либо документов;

— специального решения руководителя налогового органа на проведение камеральной проверки не требуется;

— в ходе проверки налоговый орган может затребовать допол­нительные документы и сведения от налогоплательщика, а также вызывать последнего для получения объяснений по возникающим вопросам;

— результатом камеральной проверки может быть: внесение налогоплательщиком изменений в представленные налого­вому органу документы; вынесение налоговым органом ре­шения о взыскании недоимки по налогам, пени и наложении штрафных санкций.

В целях устранения возникших между налоговыми органами и на­логоплательщиками неразрешимых разногласий и получения более подробной, объективной информации о деятельности налогоплатель­щика налоговый орган вправе принять решение о проведении выезд­ной налоговой проверки. По результатам проверки принимаются окончательные решения в отношении такого налогоплательщика.