Учет в системе налогового администрирования
учет в налоговых органах выполняет следующие задачи:
— регистрация и учет налогоплательщиков;
— прием и обработка налоговых деклараций и отчетности;
— учет налоговых поступлений и задолженности;
- учет использования средств на содержание налоговых органов;
- бухгалтерский анализ и контроль.
Функции учета: Учет обеспечивает систему налогового администрирования учетно-аналитической и оперативной информацией, характеризует состояние и динамику учета налогоплательщиков, полноту и своевременность поступающих налогов и сборов, финансовое положение налоговых органов и возможности потенциального роста, налогооблагаемой базы каждого из налогов.
Учет формирует информацию не только для пользователей всех уровней налогового администрирования (внутренних пользователей), но также для правительственных органов и других властных структур, системных аналитиков, иностранных инвесторов и т.д. (внешних пользователей). На основе такой информации осуществляется принятие решений и оценка адекватности принятых управленческих решений в системе налогового администрирования
Формирование учетной информации в системе налогового администрирования происходит под влиянием налоговых отношений, которые возникают в процессе: взаимодействия субъектов между собой; взаимодействия субъектов с налоговыми инспекциями при регистрации в качестве налогоплательщиков; представления бухгалтерской и налоговой отчетности; проверок деятельности субъектов; реструктуризации задолженности по налоговым платежам; ликвидации субъектов и др.
Экономический субъект, состоящий из большого числа взаимосвязанных элементов, относится к сложным системам управления.
Показатели деятельности экономических субъектов — налогоплательщиков, формируемые в бухгалтерской и налоговой отчетности, в ходе налоговых проверок (либо иным путем) поступают в составе входящей информации в информационную систему налогового администрирования.
Поскольку методическое обеспечение учета на уровне УФНС и инспекций включает больше внешней (входящей) информации, чем внутренней, следует сделать акцент на содержании этой информации.
Как пользователя отчетности экономического субъекта (организации) налоговый орган интересует информация двух видов: о денежных накоплениях (доходах) и о формировании налогооблагаемой базы.
Формирование денежных накоплений тесно связано с формированием финансового результата деятельности предприятия. Поскольку все факторы, участвующие в формировании финансового результата, взаимосвязаны или являются источниками уплаты тех или иных налогов (группы налогов), то налоговому органу интересна (в качестве «входящей» информации в систему налогового администрирования) вся бухгалтерская и налоговая отчетность.
Соответствие входящей информации требованию достоверности особенно важно при оценке формирования налогооблагаемой базы налогоплательщика.
Налогооблагаемая база — дифференцированный показатель. Его можно определять под каждый вид налога. Налогооблагаемой базы для всех налогов одновременно не существует ни в отечественной, ни в зарубежной практике учета и налогообложения. Однако применительно к отдельным группам налогов можно использовать одну налогооблагаемую базу. Например, для исчисления единого социального налога.
Самым сложным в бухгалтерской практике организации-налогоплательщика является формирование налогооблагаемой прибыли как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.
Информация, формируемая в аналитическом бухгалтерском учете и соответствующая критериям формирования налогооблагаемой базы по налогу на прибыль (независимо оттого, организован или не организован отдельный налоговый учет в соответствии с гл. 25 НК у налогоплательщика является сложно организованной системой показателей. Эта система показателей, в свою очередь, является внешней, входящей информацией для учета в системе налогового администрирования.
В процессе преобразования такой информации через систему оперативного учета и внутренней отчетности налогового органа можно получить результирующую информацию, помогающую реализовать функции налогового администрирования.
Кроме упомянутой выше внешней информации, в системе налогового администрирования подлежит преобразованию, анализу и интерпретации и другая учетная информация:
— получаемая от иных субъектов управления (статистическая, оперативная, контрольная, аналитическая и др.);
— внутренняя, формируемая в оперативно-бухгалтерском учете и внутренней отчетности ИФНС, УФНС.
Таким образом, учет является одной из основных функций налога администрирования, его цель — информационное обеспечение уровней управления достоверной учетно-аналитической информацией.