Учет в системе налогового администрирования

учет в налоговых органах выполня­ет следующие задачи:

— регистрация и учет налогоплательщиков;

— прием и обработка налоговых деклараций и отчетности;

— учет налоговых поступлений и задолженности;

- учет использования средств на содержание налоговых органов;

- бухгалтерский анализ и контроль.

 

Функции учета: Учет обеспечивает систему налогового администрирования учетно-аналитической и оперативной информацией, характеризует состояние и динамику учета налогоплательщиков, полноту и своевременность поступающих налогов и сборов, финансовое положение налоговых органов и возможности потенциального роста, налогооблагаемой базы каждого из налогов.

Учет формирует информацию не только для пользователей всех уровней налогового администрирования (внутренних пользовате­лей), но также для правительственных органов и других властных структур, системных аналитиков, иностранных инвесторов и т.д. (внешних пользователей). На основе такой информации осуще­ствляется принятие решений и оценка адекватности принятых управленческих решений в системе налогового администрирова­ния

Формирование учетной информации в системе налогового администрирования происходит под влиянием налоговых отношений, которые возникают в процессе: взаимодействия субъектов между собой; взаимодействия субъектов с налоговыми инспекциями при регистрации в качестве налогоплательщиков; представления бухгалтерской и налоговой отчетности; проверок деятельности субъектов; реструктуризации задолженности по налоговым платежам; ликвидации субъектов и др.

Экономический субъект, состоящий из большого числа взаимосвязанных элементов, относится к сложным системам управления.

Показатели деятельности экономических субъектов — налого­плательщиков, формируемые в бухгалтерской и налоговой отчет­ности, в ходе налоговых проверок (либо иным путем) поступают в составе входящей информации в информационную систему на­логового администрирования.

Поскольку методическое обеспечение учета на уровне УФНС и инспекций включает больше внешней (входящей) информации, чем внутренней, следует сделать акцент на содержании этой ин­формации.

Как пользователя отчетности экономического субъекта (орга­низации) налоговый орган интересует информация двух видов: о денежных накоплениях (доходах) и о формировании налогооблагаемой базы.

Формирование денежных накоплений тесно связано с форми­рованием финансового результата деятельности предприятия. Поскольку все факторы, участвующие в формировании финансо­вого результата, взаимосвязаны или являются источниками упла­ты тех или иных налогов (группы налогов), то налоговому органу интересна (в качестве «входящей» информации в систему налого­вого администрирования) вся бухгалтерская и налоговая отчет­ность.

Соответствие входящей информации требованию достоверно­сти особенно важно при оценке формирования налогооблагаемой базы налогоплательщика.

Налогооблагаемая база — дифференцированный показатель. Его можно определять под каждый вид налога. Налогооблагаемой базы для всех налогов одновременно не существует ни в отечествен­ной, ни в зарубежной практике учета и налогообложения. Однако применительно к отдельным группам налогов можно использо­вать одну налогооблагаемую базу. Например, для исчисления еди­ного социального налога.

Самым сложным в бухгалтерской практике организации-нало­гоплательщика является формирование налогооблагаемой прибыли как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

Информация, формируемая в аналитическом бухгалтерском учете и соответствующая критериям формирования налогообла­гаемой базы по налогу на прибыль (независимо оттого, организо­ван или не организован отдельный налоговый учет в соответствии с гл. 25 НК у налогоплательщика является сложно организован­ной системой показателей. Эта система показателей, в свою оче­редь, является внешней, входящей информацией для учета в системе налогового администрирования.

В процессе преобразования такой информации через систему оперативного учета и внутренней отчетности налогового органа можно получить результирующую информацию, помогающую ре­ализовать функции налогового администрирования.

Кроме упомянутой выше внешней информации, в системе на­логового администрирования подлежит преобразованию, анализу и интерпретации и другая учетная информация:

— получаемая от иных субъектов управления (статистическая, оперативная, контрольная, аналитическая и др.);

— внутренняя, формируемая в оперативно-бухгалтерском учете и внутренней отчетности ИФНС, УФНС.

Таким образом, учет является одной из основных функций нало­га администрирования, его цель — информационное обеспечение уровней управления достоверной учетно-аналитической информацией.