Функции налогового администрирования
Налоговому администрированию как и любому другому виду управления присущи следующие функции: планирование, учет, контроль и регулирование. Каждая из функций использует свои формы, способы и приемы достижения поставленных перед нею задач, т.е. свой инструментарий. Рассмотрим эти функции.
Планирование в системе налогового администрирования
Целью налогового планирования является обеспечение потребностей бюджета (путем определения объема изъятия финансовых ресурсов по плательщикам налогов), а также оптимизация налогового регулирования и налогового контроля.
Основная задача налогового планирования — обеспечить качественные и количественные параметры заданий по формированию доходной части бюджетов.
На региональном уровне в ходе налогового планирования решаются следующие задачи:
— оценивается налоговый потенциал региона; прогнозируются объемы налоговых поступлений с учетом темпов экономического роста региона;
— утверждается бюджет по налогам;
— выводятся суммы бюджетного дефицита, уровень инфляции, индексы цен;
— разрабатываются контрольные задания в разрезе бюджетов различных уровней;
— определяется долевое распределение налоговых ставок и льгот и др.
Виды налогового планирования: стратегическое и текущее планирование.
- Стратегическоепланирование в системе налогового администрирования есть не что иное, как прогнозирование,главной целью которого являются прогноз и оценка налогового потенциала и поступлений налогов и сборов в бюджеты всех уровней.
- Текущеепланирование (оперативное и краткосрочное) в системе налогового администрирования позволяет решать более конкретные задачи — такие, как:
— определение налоговых баз по видам налогов и сборов;
— расчет объемов доходов и определение уровней собираемости конкретных налогов и сборов;
— оценка состояния задолженности (недоимки) по налоговым платежам по видам налогов, субъектам — налогоплательщикам, отраслям, регионам и т. д.
Среднесрочное планирование (до5 лет) и долгосрочное (до 10 лет и больше) правильнее относить к прогнозированию.
Методы налогового планирования Налоговое планирование использует различные методы, каждый из которых учитывает следующие моменты:
— сезонные изменения в объеме налоговых поступлений;
— событийную составляющую (например, события в развитии политической ситуации, изменения в налоговом законодательстве и др.);
— неучтенные факторы.
Наибольшее распространение в практике налогового планирования получили трендовый и экспертный методы.
Метод тренда или экстраполяции(продолжения в будущем тех тенденций, которые сложились в прошлом) основывается на информации о поступлении конкретных налогов и сборов за определенный предыдущий период, об объемах выпадающих доходов о состоянии задолженности по налоговым платежам, на анализе тенденций развития налогооблагаемой базы, структуры налогоплательщиков и т. д.
Экспертный метод разработки прогнозных оценок используется для расчетов возможного поступления конкретных налогов и сборов.
Экспертным методом определяют налоговые базы по каждому налогу и сбору, проводят мониторинг динамики их поступления за несколько периодов, выполняют расчеты уровней собираемости налогов и сборов, объемов выпадающих доходов, оценивают состояние задолженности по налоговым платежам и результаты изменения налогового законодательства.
Исходной составляющей налогового планирования является определение налоговой базы для каждого вида налога на федеральном уровне и в региональном разрезе. Региональное налоговое планирование, в свою очередь, основано на результатах анализа исполнения текущих налоговых обязательств и прогноза макроэкономической ситуации в регионах.
Большое значение в планировании имеет достоверная оценка поступлений налогов до конца текущего периода (месяца, квартала, полугодия, года), которая проводится на основе сопоставимых фактических данных.
Краткосрочное планирование осуществляется на очередной календарный год, исходя из параметров социально-экономического развития страны и субъектов РФ. Эти показатели не разрабатываются, а критически оцениваются налоговыми органами. Результаты прогнозов сопоставляются со статистическими и оперативными данными в ретроспективе, что позволяет отбирать наиболее вероятные сценарии на будущее.
Разработка и доведение до налоговых органов по субъектам РФ индикативных показателей (заданий) по мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему осуществляется по периодам: год, квартал, месяц.
Для оценки и прогноза (планирования) налоговых поступлений проводят всесторонний и многофакторный анализ данных о налоговой базе, поступлениях в бюджетную систему, а также анализ тенденций социально-экономического развития. Такое планирование относится ко всем без исключения налоговым платам.
Виды прогнозирования налоговых поступлений:
— детерминистические прогнозы налоговых поступлений;
— прогнозы временных рядов налоговых поступлений на основании их собственной динамики;
— прогнозы с использованием моделей с несколькими переменными.
Детерминистический подходпостроения прогнозов налоговых поступлений на практике часто реализуется через условный метод прогнозирования налоговых поступлений и метод «налогового калькулятора».
Условный метод используется для получения прогнозных значений агрегированных поступлений и основывается на получении оценок эластичности налоговых поступлений по базе налогообложения. Существуют два типа условных методов прогнозирования: статистические и динамические модели прогнозирования налоговых поступлений.
магнетические модели прогнозированияналоговых поступлений ориентированы на учет прямых эффектов воздействия на налоговую базу, в частности на структуру налогов.
Для составления прогнозов с помощью статистических моделей требуются данные о налоговых поступлениях и их базах. В этих данных уже отразилась та часть изменений налоговых поступлений, которая вызвана соответствующими изменениями совокупного дохода или объема расходов, либо изменениями в налоговом законодательстве и налоговом администрировании. Дифференциация таких эффектов является определяющей для статистических моделей прогнозирования налоговых поступлений.
Разделить эффекты можно различными способами.
1. В частности можно использовать текущую стоимость налоговых ставок по базам налогообложения предшествующих периодов и получить скорректированные налоговые поступления для текущей структуры налогов. Для такого подхода требуется детальная информация по базам налогообложения, что осложняет его применение.
2. Другой подход основан на построении скорректированных временных рядов налоговых поступлений с учетом изменении в налоговом законодательстве и налоговом администрировании, возникавших на всем временном интервале. При этом подходе, в отличие от первого, для построения скорректированных баз налогообложения необходима только информация, касающаяся объема поступления налогов и сборов. Скорректированные налоговые поступления в основном реагируют только на изменения объема налогооблагаемых доходов (или расходов), поскольку система налогообложения остается неизменной в исследуемый период.
return false">ссылка скрытаМетод «налогового калькулятора»широко применяется при моделировании подоходного налога и налога на прибыль. При построении «налоговых калькуляторов» используется модель типичного налогоплательщика и модель агрегирования .
Применение модели типичного налогоплательщика предполагает, во-первых, поиск типичного представителя для каждой категории; во-вторых, расчет текущих налоговых обязательств на основе индивидуальной налоговой декларации. Эта модель позволяет анализировать влияние изменений налогового законодательства на разные категории налогоплательщиков.
С помощью модели агрегирования можно при наличии индивидуальных налоговых отчетов за несколько лет, значений экономического роста и дефлятора прогнозировать суммарные налоговые поступления. Применение этой модели предполагает-
— во-первых, разбивку налогоплательщиков на несколько групп, каждой из которых присваиваются определенные веса;
— во-вторых, расчет налоговых обязательств для каждого отдельного налогоплательщика;
— в-третьих, построение прогноза налоговых поступлений на следующий период на основании значений темпов экономического роста и расчета индивидуальных налоговых обязательств по группам налогоплательщиков.
Прогнозы временных рядов налоговых поступленийосуществляются на основании их собственной динамики с использованием: метода взвешенного скользящего среднего (ВСС); метода двойного экспоненциального сглаживания; метода Хольта-Винтерса; модели авторегрессии и скользящего среднего (АКМА). Все эти методы и модели — с одной переменной.
Прогноз строится на основе использования только предыдущего значения переменной, в данном случае показателя налоговых поступлений. Названные модели с одной переменной считаются простыми и более надежными по сравнению со сложными структурными моделями2. Например, модель временного ряда может использовать месячные данные о прошлых поступлениях подоходного налога и на основании прошлых закономерностей в поведении этой переменной предскажет будущие величины поступлений.
Поэтому для использования моделей временных рядов необходимо иметь только прошлые значения самой прогнозируемой переменной. Сдвиги в динамике временных рядов, связанные с реформами в законодательстве (структуре налога) или с какими-то иными крупными изменениями, могут быть учтены в модели с помощью специального статистического приема — учета так называемой фиктивной переменной.
-Прогнозы налоговых поступлений с использованием моделей нескольких переменных создаются потому, что информация в таком многомерном временном ряде может улучшить качество прогноза исследуемого показателя. В частности, при прогнозе налога на прибыль в качестве переменных, связанных с налоговой базой, можно использовать зарплату, прибыль, ставку процента.
Точный прогноз налоговых поступлений — одно из главных условий успешной работы налоговых органов. В налоговых органах часто приходится иметь дело с текущим прогнозом и формированием месячных заданий подчиненным территориальным инспекциям. Прогнозные значения на конец предстоящего периода определяются обычно по предыстории с помощью различных типов прогнозов. Оценка и прогнозирование налогового потенциала позволяют совершенствовать процессы планирования налоговых поступлений на различных уровнях бюджетной системы, выявлять и сравнивать налоговые возможности и уровень налоговой активности регионов и, тем самым могут характеризовать социально-экономическое развитие субъектов РФ.