Налоговый механизм

1. С одной стороны, налоговый механизм можно признать процессом управления перераспределительными отношениями, складывающимися при обобществлении части созданного в производстве национального дохода. Этот процесс управления в экономической литературе традиционно разграничивают на три подсистемы: налоговое планирование, налоговое регулирование налоговый контроль.

2. С другой стороны, налоговый механизм — это само реально налоговое производство. С таких позиций налоговый механизм выступает как экономический инструмент регламентирования системы налоговых отношений. Подчиненность таких действий закону исключает субъективизм в регулировании налоговых отношений.

Налоговые действия на разных уров­нях власти и управления неоднозначны. Налоговый механизм как свод практических налоговых действий задается совокупностью ус­ловии и правил реализации налоговых законов.Поэтому важно со­блюдать принципиальные требования налоговой теории — обес­печить единство субъективного и объективного начал процесса налогообложения.

Налоговое производство, регламентируемое законами и подза­конными актами, зависит от целого круга законодательных требований, изложенных в Конституции РФ,Налоговом, Арбитражно-процессуальном, Земельном, Вод­ном, Таможенном и других кодексах. Непосредственное влияние на налоговое производство оказывают положения Налогового, Гражданского кодексов, бухгалтерское законодательство и мето­дические основы организации и ведения бухгалтерского учета. Гражданский кодекс, определяя правовой статус хозяйствующих субъектов, дает возможность устанавливать соответствующие им налоговые режимы (льготы, сроки уплаты налогов и др.).

Налоговый механизм позволяет упорядочить налоговые отно­шения, опираясь на налоговое право, основы управления налого­обложением. Поэтому налоговые отношения являются предметом налогового администрирования.

У государства (в лице субъектов налогового контроля) возни­кают налоговые отношения с субъектами налогообложения — юридическими и физическими лицами, на которых лежит юриди­ческая обязанность уплаты налогов за счет собственных средств. Налоговым отношениям может предшествовать система мер (управленческих, правовых и др.), принимаемых субъектами на­логового контроля с целью создания соответствующих предпосы­лок для осуществления контрольных функций в рамках принятых норм и правил.

Развитие рыночных отношений придает управлению налогообложением иной экономический смысл. Управление постепенно выходит из статичного состояния и начинает оперативно реагировать на различные изменения налоговых правоотношений. В связи с этим сама система налогообложения приобретает индикативные свойства. В частности, недопоступление налоговых платежей в бюд­жет может сигнализировать о том, что:

1) действующие налоговые нормы перестали отвечать потреб­ностям воспроизводства и их следует подвергать ревизии;

2) налоговые администрации утратили способность осуществ­лять мониторинг налоговых поступлений и перекрывать возмож­ности ухода от налогов;

3) усилились международные интеграционные процессы и воз­никла необходимость освоения налоговыми администрациями особенностей зарубежного налогового законодательства, а также международных правил заключения договоров об избежании двой­ного налогообложения.

Такого рода сигналы обусловливают необходимость пересмот­ра методов налогового управления. Наука и практика могут выя­вить потребность в существенном изменении структур и функций налоговых администраций, направлений налоговой политики и методических основ налогового производства, что становится при­чиной принятия кардинальных мер, вплоть до проведения оче­редного этапа налоговой реформы,

Для определения оптимального пути развития и совершенство­вания налогового администрирования необходимо обозначить:

Принципы построения налоговой системы. Современные принципы построения налоговой системы и организации налоговой полити­ки делятся на три группы:

1) организационные, отражающие административное управле­ние процессом налогообложения (всеобщность, равномерность, гибкость);

2) экономические, определяющие воздействие налогов на эко­номику (эффективность, экономичность);

3) правовые, отражающие законодательную определенность налоговых отношений (единство, стабильность, определенность).