Эллинистический этап античной философии (эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм).

В философии эллинизма главенствующий характер приобретает интерес к человеку.

Эпикуреизм – этическое учение, где анализируется наслаждение и проповедуется атараксия(безмятежность,4век до н.э). Эпикур развивал взгляд на философию как на практическое учение, обеспечивающее человеку счастливую жизнь, свободную от человеческих страданий. Этику Эпикура можно назвать этикой свободы. Эпикур переработал атомистическое учение Демокрита и ввел новый метод – способность атомов самопроизвольно незначительно отклоняться при движении. По Эпикуру, человек может стать свободным только преодолев препятствия к счастью – главные страхи перед смертью, богами. Эпикур считал: цель счастливой жизни – в душевном спокойствии, в безмятежности души (атараксии).

Неоплатонизм –2-3 века н.э. основатель Плотин. Центр мира – единое. Источник «божественного света».Эмонация – единая, испускает божественный свет. Главная задача, Плотина заключалась в том, чтобы последовательно вывести из божественного единства как начала всякого бытия все остальное, что существует в мире, и указать путь, обратно ведущий к исходному единству. Мыслитель полагал, что задача эта религиозная теософская. Решается она путем мистического богопознания. Однако средствами для этого служат философия и диалектика.

Стоицизм – философская школа, основанная Зеноном из Китиона в 3 в. до н.э. Высшей целью человека он считал счастливую жизнь, согласную с природой человека как существа свободного и разумного. Путь к счастью же у него лежит через апатию – спокойствие духа, искоренение страстей, достигаемое самовоспитанием. Стоики ввели понятие фатума (рока). Человек не властен изменить свою судьбу, но он властен в своем отношении к ней. Стоики учили одинаково спокойно переносить и радости, и невзгоды.