Что такое приоритеты деятельности
КАК ВЫБИРАТЬ ПРИОРИТЕТЫ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Что такое приоритеты деятельности
2. Выбор приоритетов
3. Реализация собственных планов
Для любой волнующей человека
проблемы всегда легко найти решение —
простое, достижимое и окончательное.
Г.Л. Менкен,
американский публицист и сатирик
Каждый день в нашей жизни мы принимаем решения — большие и малые, связанные с личными и общественными делами.
Принятие решений, так же как и обмен информацией, — основной продукт деятельности менеджера. Необходимость принятия решений возникает на всех этапах процесса управления и связана со всеми аспектами управленческой деятельности. Поэтому так важно понять природу и сущность принимаемых решений.
Неправильное решение может дорого стоить, иметь фатальные, непоправимые последствия. В данном случае речь идет о решениях по приоритетам деятельности. Чем заняться в первую очередь?
Что такое приоритеты деятельности
Под решением понимают нахождение определенного варианта действий, сам процесс деятельности и ее конечный результат. Принятие решений предполагает выбор первоочередных задач и дел. Принять решение — значит установить приоритетность, т.е. выбрать, каким из задач следует придавать первостепенное, второстепенное и т.д. значение. Решение — это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает менеджер, формируя цели и добиваясь их достижения.
Поскольку принятые решения касаются не только менеджера, по и других работников, а во многих случаях и всей фирмы, понимание природы и сути принятия решений очень важно для каждого, кто хочет добиться успеха в области современного менеджмента. Решение является результатом оценки ситуации путем обработки информации и выступает как продукт управленческого труда, а информация в этом случае становится предметом труда. Все решения должны быть подчинены главной цели — выполнению поставленных задач.
Самым сложным при принятии решения бывает выбор одного из двух или нескольких альтернативных вариантов. Здесь помимо точного расчета может помочь опыт.
Почему одно решение приводит к ожидаемому результату, а другое — нет? Возможно, в последнем случае в процессе его принятия была допущена одна из следующих ошибок:
· принято так называемое одностороннее решение;
· принятое решение обусловлено эмоциями;
· при выборе вариантов предпочтение отдано «традиционной» альтернативе;
· рассматривались только положительные варианты, возможный риск не учитывался;
· при принятии решения руководствовались предположениями, подспудными желаниями и ложными предпосылками, а не достоверной информацией;
· при поиске решения допущена поспешность;
· неправильно истолкованы факты;
· отсутствовал системный подход к принятию решения.
Подобных ошибок можно избежать, если к принятию решений подходить системно. При этом предпочтение лучше отдавать простым, а не сложным схемам.
В понятие «технология принятия решения» входят следующие элементы: зачем делать (идея, цель); что делать (количество и качество объекта); с какими затратами (ресурсами) делать; как делать (по какой технологии); кто должен делать (исполнители); когда делать (сроки); для кого делать (потребители); где делать (место); что это даст (экономический, социальный, экологический, технический эффекты). Если речь идет о решении какой- либо проблемы, то рекомендуется организовать процесс принятия решения (рис. 1).
Рис. 1. Процесс принятия решения
Можно также руководствоваться моделью выработки решения (рис. 12.2).
Рис. 2. Модель выработки решения |
Но самое главное заключается в том, что важна не сама техника принятия решения, намного важнее системный, целенаправленный подход, правильный учет факторов, а не выбор самого легкого и удобного пути.
Любая постановка проблемы начинается с ее предварительной формулировки. Для этого необходимо собрать все данные для уточнения постановки проблемы, попробовать разбить ее на части, этапы, постараться изложить проблему в форме противоречия.
Следующий этап — изложение проблемы в письменном виде. Если этого сделать не получается, значит, проблема не понята. При этом следует избегать чрезмерной общности, некорректности формулировок определения объектов, а взаимосвязи между ними полезно изобразить на бумаге.
Не нужно принимать следствия, симптомы за сами проблемы. 11одмена реальной проблемы ее следствиями — распространенная ошибка. Необходимо использовать такой прием: первое пришедшее в голову объяснение проблемной ситуации следует считать следствием. Задавая вопрос: «Чем вызвано это следствие?» и воспринимая ответ опять как следствие (исходной проблемной ситуации), можно добраться до действительных причин.
В сложной ситуации можно обратиться за помощью к друзьям, коллегам, но прежде стоит убедиться, что собственные возможности исчерпаны.
Если постановка проблемы хорошо проработана, то почти наверняка найдутся возможные решения как побочный результат первого этапа. Его основная задача — обеспечить полноту набора возможных альтернатив. Здесь следует воспользоваться табличным методом. Он заключается в формулировании поля возможных решений путем запоминания таблицы, строками которой являются компоненты проблемной ситуации, а столбцами — параметры решения, которые должны быть учтены, а также временные и ресурсные возможности. Анализ пересечения каждой строки с каждым столбцом — источник вариантов.
Попробуйте по отношению к проблеме сформулировать вопросы такого типа:
1) какие возможности есть для...;
2) что можно сделать, чтобы...;
3) как надо себя вести, если...
Альтернативные варианты управленческих решений должны приводиться в сопоставимый вид по фактору времени, качеству объекта, масштабу производства, методу получения информации, условиям применения объекта, факторам инфляции, риска и неопределенности.
Основные правила сопоставимости альтернативных вариантов решений:
1) альтернативных вариантов должно быть не менее трех;
2) в качестве базового следует принимать вариант, наиболее «свежий» по времени.
Если в одиночку не удается составить обозримое и полное поле решений, то необходимо привлечь коллег к «мозговой атаке». Суть ее — в высказывании участниками любых идей. Нужно постараться систематизировать, сгруппировать полученные варианты. Фиксация каждого такого варианта на отдельной карточке облегчит их классификацию.