Нужны ли нам «Гуру»?

 

Это вопрос о том, стоит ли читать эту и другие подобные книги. Сразу скажем: этап духовного ученичества для становления человека просто неизбежен. Непочтение Учителей, Пророков, и вообще Великих Имён — первый признак слабоумия, интеллектуального и духовного обнищания. Все современные информационные войны во главу угла ставят дискредитацию тех, кто стоял у истоков формирования той государственности, которую надо разрушить. А вот если эти имена уважать, можно легко обнаружить, что способы информационно-психологической войны были разработаны древними китайцами и ныне применяются спецслужбами и специалистами «пиар» без изменений [50]. А тот, кто обнаружил, какая технология против него применяется, сразу становится в выигрышное положение. Кто предупреждён, тот вооружён.

Другое дело, что функции Учителей резко меняются в зависимости от конкретной исторической ситуации. Ещё недавно глубинное знание было строго засекречено, спрятано от глаз непосвящённых. (Есть сведения о том, что только за произнесение слова «додекаэдр» адепта школы Платона ожидала смерть. Пифагорейцам, под страхом смерти, запрещали говорить о несоизмеримости стороны и диагонали совершенного квадрата). Гуру выдавали знание порциями, как плату за усердие и преданность учению.

Но в наше время сокровенное знание оказалось недоступным по другой причине. В сегодняшней информации куда проще заблудиться, чем найти истину. Она надёжно спрятана в горах макулатуры. Сегодня подлинный духовный учитель тот, кто способен все эти горы перерыть, переоткрыть и собрать по кусочкам похороненное в их недрах Знание. Так называемая «свобода информации» для большинства оборачивается информационным шквалом, в котором теряется всякое различение верха и низа, ощущение реальности. Человек оказывается неспособным удерживать цель своей собственной жизни, поскольку попадает в среду, где ему всё время подаются чужие цели как его собственные. Человек оказался завален деталями неизвестного назначения, которые непонятны даже для самих изобретателей этих конструктов, уверяющих всех, что это очень важно. Ситуацию легче понять, посмотрев картины художника русского авангарда Филонова. Элементы его картин выписаны с фотографической точностью, но слеплены в абсурдном «порядке».

Сегодняшний Настоящий Гуру, духовный учитель — человек с Совершенным Различением. Опираясь на твердь Ядерного Знания, он спокойно противостоит натиску любых информационных шквалов. Он продолжает всего лишь одну стратегию — стратегию сохранения Человека и его Миров. А это не менее сложно, чем стоять с гранатой против танка.

Библия нас предупреждает о том, что следует бояться лжепророков. Но здесь нужна мера. В страхе перед всеми Знающими можно затоптать своё спасение. Глубинное Знание — живое и даётся через живых. Бояться никого не надо. Надо различать. Была предложена и технология такого различения — судить по плодам. То есть практика как критерий истины. Эта технология сегодня явно недостаточна и в ряде случаев недостижима. Ведь по ней получается, что для проверки истинности утверждения о том, что после атомной войны все люди погибнут надо эту войну устроить.

Наш подход таков. Для начала мы выбираем Путь Служения — служения Миру Человека, сущности человека, Богу Человека. Затем мы действуем в этом направлении, сознательно утверждая в бытии Мир Человека. При этом мы придерживаемся рамок Первой этической системы (В. Лефевр [33], Запрет на зло). В случае явных ошибок этот мир нас поправит. В случае точного попадания мы получим Знаки. В виде озарений, инсайтов, открытий, божественной музыки и стихов, невероятных совпадений и «срастаний» древнейшего и сегодняшнего знания.

По специфике своей деятельности, готовя под руководством В.Н. Лопатина проекты федеральных законов в области информационно-психологической безопасности, мы должны были глубоко вникнуть в деятельность отечественных и зарубежных «гуру». Хорошего мало. Главная причина в том, что отечественных «гуру» уничтожили как класс, как субъектов народной психосферы, вместе с кулаками. Кулаков как бы реабилитировали. Но много ли появилось хороших фермеров? А наших шаманов, знахарей, народных философов, духовных подвижников, молитвенных защитников рода, народных мудрецов, хранителей традиций и других рефлексирующих субъектов реабилитировать никто и не собирается. Откуда же им взяться? Освободившееся место сплошь заполонили бесчисленные пришлые «гуры».

Более того, в последнее время, начиная с 2003 года, наблюдается тенденция шельмования указанных субъектов психосферы народа, которые и делают народ народом, придавая ему своё неповторимое «лицо». Среди народных целителей находят элементарных мошенников, чаще всего артистов, работающих под «целителей» и шельмуют уже всех целителей подряд. Хотя мошенников полно и среди дипломированных врачей. Это очень опасная тенденция, отбрасывающая нас в средневековье, во времена «охоты на ведьм».

В чём суть опасности? В наше время на первое место по важности для исторического существования народа выходят уже даже не сами «высокие технологии», а технологии создания таких технологий. Мысль — продукт скоропортящийся. А где, в какой среде возможно поставить на поток процесс «технологий создания технологий»? Уж конечно не в той, которая при одном «запахе», виде чего-то нового, выкатывает глаза и ревёт: это лженаука, бей ведьм!

Нужны такие человеческие среды, которые являются подходящей почвой для генерации идей, их фильтрации, первичного отбора, форвардного поиска. Нужны рефлексивные площадки, где ключом бьёт живая человеческая мысль. Нам не надо втюхивать мысль о том, что мы в электронике отстали от Японии «навсегда». Может потенциально они отстали от нас в области термоядерной энергетики и торсионной техники тоже навсегда?

Создание технополисов по — идее, неплохое решение. Но и в них один «истинный учёный» с начальственным положением может создать атмосферу яростного затаптывания ростков новизны. Технополисы заработают тогда, когда тысячи мальчишек и девчонок из неприметных сёл приедут в них с Её Величеством Мечтой в груди. Как когда-то ехал Михайло Ломоносов. Но вы же посмотрите, как живут эти сёла! Вот почему определяющими технологиями должны стать технологии социальной сборки, высокие гуманитарные технологии «оживления» народа непосредственно в местах его проживания. Нужна первичная интеллектуальная подготовка, душевная стойкость, навыки духовной работы, навыки преодоления и нравственного различения.

Кто же этим будет заниматься? А этим исторически занимался сам Народ. И это дело народа достаточно только поддерживать, а не давить.

Не радует и позиция церкви. Как и в Христовы времена, она видит в этих людях угрозу своей духовной тотальности. И это несмотря на то, что все нормальные народные духовники, народные целители и психотерапевты, мудрецы, безоговорочно признают Иисуса Христа и Пророком и Сыном Божьим. Они хорошо осознают свою нишу и в чужой огород не лезут. Они были в народе всегда, составляя прослойку, своего рода «эзотерическую оболочку» церкви, контактирующую непосредственно с народом в быту. Через них народ во множестве обретал первичное духовное различение и каждый начинал тропить свою дорогу к Богу.

return false">ссылка скрыта

Результат: народ духовно ослеп. Он утратил элементарное духовное различение. Дошло до того, что секретарь Совета Безопасности России И. Лобов оказывал содействие мракобесам из секты Аум Сенрикё. Сегодня трудно найти хоть кого-то духовно ищущего, которого уже не «окучили» чужие и чуждые нам по духу пришельцы из зарубежных сект.

Упоминаемым здесь В. В. Налимовым было твёрдо установлено: смыслы усваиваются только тогда, когда они перепрочитаны на языке своего времени и своего народа. Но в России этим делом занимаются чуждые ей по духу пришельцы. А отсюда — печальный вывод. Какую бы «национальную идею» мы не обрели — она будет нам подсунута.

Как это ни трудно, как это ни сложно, как это ни долго, но нам надо воссоздать среднее звено духовной жизни, светскую оболочку церкви. Воссоздать социальные среды, в которых становится возможной собственно человеческая карьера, внутренний рост. Такие среды начали стихийно создаваться. И поэтому мы должны рассказать о том, что же отличает нормальную духовную среду от тоталитарной секты.

«Схватить за руку» сегодняшнего «бизнесмена от духа» оказалось очень сложно. По отдельным признакам секту не обнаружить. Сегодня они мимикрируют под всевозможные общественные движения, институты и академии, фонды и.т.п. Просвет в таком различении появился благодаря работам В.Е. Лепского и А.М. Степанова [31]. Секта тоталитарного, порабощающего человека типа может быть твёрдо установлена только по сумме признаков. Это похоже на яд, который состоит из безвредных в отдельности компонентов.