Утомление и усталость. Признаки и причины утомления водителя.
Тема 6. Утомление и работоспособность
Утомление и усталость. Признаки, причины и процесс развития утомления.
Виды утомления
Фазы работоспособности
Переутомление
Утомление и усталость. Признаки и причины утомления водителя.
Надежность водителей в значительной степени зависит от их работоспособности. Высокая работоспособность обеспечивает выполнение работы с высокой производительностью и высокими качественными показателями. При управлении автомобилем в состоянии сниженной работоспособности водители допускают ошибки, которые иногда приводят к ДТП.
Одной из причин снижения работоспособности водителей является утомление.
Различают такие понятия как утомление, усталость и переутомление.
Утомление - этозакономерный процесс временного снижения работоспособности, наступающего в результате деятельности. Это объективный процесс, характеризующийся изменениями в организме человека, которые могут быть установлены объективными методами.
Усталость - это субъективное переживание человеком утомления. Физиологическая сущность усталости заключается в сигнализации организма о необходимости прекратить или снизить интенсивность работы для того, чтобы избежать расстройства функций нервных клеток.
Вместе с тем далеко не всегда чувство усталости соответствует степени утомления. Человек в состоянии утомления может и не чувствовать усталости под влиянием эмоционального возбуждения, опасности, интереса к выполняемой работе, чувства долга, ответственности за порученное дело. Именно по этой причине водитель в продолжительном рейсе испытывает чувство усталости в меньшей степени, чем сидящий рядом пассажир, хотя длительное управление автомобилем, естественно, приводит к большему утомлению водителя, чем бездействующего пассажира.
Для оптимального протекания психических процессов необходим оптимальный уровень информационной нагрузки. Избыток и недостаток информации способствуют развитию утомления. Кроме того, имеет значение и характер поступающей информации.
При управлении автомобилем в условиях, когда на дороге нет других участников движения, при однообразном ландшафте водитель быстрее почувствует усталость, чем при управлении автомобилем в условиях интенсивного городского движения. В монотонной обстановке, при недостатке информации или в состоянии вынужденной бездеятельности чувство усталости может возникнуть быстрее, чем при активной напряженной работе, хотя объективных признаков утомления при этом еще может и не быть.
Отечественными физиологами было установлено, что клетки головного мозга утомляются значительно быстрее, чем работающие мышцы. Наименьшей утомляемостью обладают нервы, по которым передаются нервные импульсы.
Впервые это было доказано физиологом И. М. Сеченовым в оригинальном эксперименте. Испытуемый при сгибании указательного пальца в заданном ритме поднимал груз на определенную высоту. В результате развивающегося утомления высота подъема груза через некоторое время уменьшалась, а затем наступал момент, когда испытуемый совсем не мог поднять груз. При этом он чувствовал сильное утомление мышц работавшего пальца и, естественно, считал, что утомление развилось в них. Далее, в момент, когда он не мог поднять груз, через мышцы работавшего пальца пропускали электрический ток, который вызывал сокращение мышц в том же ритме, что приводило к поднятию груза. Естественно, можно было предположить, что после отключения тока дополнительно поработавшие мышцы в результате еще большего утомления сокращаться не будут. Однако, когда отключили ток, испытуемый опять стал легко в том же темпе поднимать груз. Объясняется это тем, что во время работы утомление быстрее развилось не в самих мышцах, а в нервных центрах, которые посылали к этим мышцам импульсы. Во время сокращения мышц электрическим током нервные клетки этих центров отдохнули, работоспособность их восстановилась и они опять стали посылать импульсы к мышцам. Таким образом, быстрее всего утомляются нервные клетки коры головного мозга, затем утомляются мышцы и наименьшей утомляемостью обладают нервы, по которым передаются нервные импульсы.
В результате более быстрого утомления нервных клеток головного мозга прежде всего возникают нарушения в протекании психических процессов - восприятия, мышления, памяти и внимания. Кроме того, снижается острота зрения, суживается поле зрения, ухудшается глубинное зрение, нарушаются точность и координация движений, увеличивается время реакций, снижается степень автоматизации навыков, учащается пульс, повышается кровяное давление, теряется чувство скорости, возникает апатия, вялость, нарушается готовность к действиям при неожиданном изменении дорожной обстановки.
Утомление проявляется в виде постепенного снижения работоспособности организма. При этом снижается слуховая, зрительная и тактильная чувствительность, увеличивается время реакции, возрастает количество ошибок, падает производительность.
Признаки наступающего утомления:
· чувство усталости;
· появление незначительных ошибочных действий;
· желание выпрямиться, изменить позу;
· заметное снижение интенсивности и устойчивости внимания;
· непроизвольное отвлечение на мысли, не связанные с управлением автомобилем;
· все большее волевое усилие, необходимое для преодоления перечисленных негативных явлений.
Первые признаки утомления, появившиеся после нескольких часов работы за рулем, не опасны для водителя и легко устраняются кратковременным отдыхом.
Степень утомления зависит от продолжительности работы. Чем больше рабочий день водителя, тем более выражено утомление, более вероятны ошибки. Статистикой установлена прямая зависимость между временем управления автомобилем и количеством ДТП.
Водители при управлении автомобилем в течение 7-12 часов совершают ДТП в 2 раза, а при продолжительности управления свыше 12 часов в 9 раз чаще, чем при продолжительности работы до 7 часов. По другим данным, водители, работающие более 7 часов, совершают 1/3всех ДТП. ДТП, возникающие из-за ошибок водителей в результате длительного управления автомобилем, приводят к более тяжелым последствиям. Так, у водителей, работающих более 12часов, ДТП со смертельным исходом возникают в 1,5 раза чаще.
При утомлении могут сохраняться простые, хорошо автоматизированные навыки, которые позволяют правильно действовать в хорошо знакомых, стандартных ситуациях. Однако нарушаются сложные виды психической деятельности, что снижает готовность к действиям при неожиданном и необычном изменении дорожной обстановки. Все это снижает надежность водителей, приводит к ошибкам и ДТП.
Особое значение для водителя имеет зрительное утомление. Через 8 часов непрерывной работы он видит дорожный знак уже не за 100 м, а лишь за 80 м. Утомлению зрения способствует недостаточный контраст между фоном и объектом, что имеет место при вождении автомобиля уже не за 100 м, а лишь за 80 м. Утомлению зрения способствует недостаточный контраст между фоном и объектом, что имеет место при вождении автомобиля в условиях ограниченной видимости, а также при ослеплении водителей фарами встречных автомобилей ночью и солнцем днем. Зрительное утомление отрицательно сказывается на работе водителя. Усталый мышечный аппарат глаз не обеспечивает четкого пространственного восприятия. Взгляд даже у опытных водителей при утомлении чаще переносится на боковую часть дороги и с дальней перспективы на ближнюю, что затрудняет восприятие и прогнозирование развития дорожной обстановки.
Возможные причины, способствующие развитию утомления водителя:
· неудобное сиденье,
· низкая температура воздуха,
· частые перепады температуры в кабине автомобиля,
· плохая видимость,
· частые изменения освещенности и недостаточная освещенность дороги в темное время суток,
· шум,
· вибрация,
· попадание в кабину паров бензина или отработавших газов.
Процесс развития утомления проходит следующие стадии:
1) Стадия отсутствия утомления. Работа еще не утомила, человек может далее продолжать работу или заниматься еще чем-либо;
2) Первая стадия утомления. Возникает чувство утомления, вызванное работой. Но после часового активного или пассивного отдыха снова обретается свежесть мыслей и чувств, человек снова становится энергичным.
3) Вторая стадия утомления. Снижается волевое усилие, заставляющее напрягать мозг для решения сложных вопросов.
4) Третья стадия утомления. Человек не хочет уже ни на чем останавливать внимание, даже в самой легкой работе, но еще сохраняет желание есть и спать;
5) Четвертая стадия утомления. Характеризуется бессонницей. Одновременно появляются признаки неврастении, головные боли, ощущение усталости после ночного полусна-полубодрствования, раздражительность, излишняя чувствительность в общении с другими людьми, вспыльчивость, иногда депрессия.