Принципы учета денежных средств
Денежные средства, за исключением денежных документов, принимаются к учету по нарицательной стоимости, т.е. стоимости, указанной на денежном знаке или числящейся на банковском счете.
Форма и порядок производства денежных средств, а также документооборот и порядок денежных расчетов регулируются и контролируются государством.
Синтетический учет денежных средств ведется на следующих счетах: 50 «Касса»; 51 «Расчетные счета»; 52 «Валютные счета»; 55 «Специальные счета в банках»; 57 «Переводы в пути».
Аналитический учет наличных денежных средств ведется отдельно по рублевым средствам и каждому виду наличной иностранной валюты; безналичных — по каждому счету, а по специальным счетам — по каждой чековой книжке, депозитному вкладу, открытому аккредитиву, текущему счету, виду иностранной валюты и т.п.; переводов в пути — по каждому отдельному переводу
2. Порядок ведения и учета кассовых операций.
Для работы с наличными денежными средствами организация должна иметь кассу и соблюдать требования, установленные Порядком ведения кассовых операций в РФ. (Положение ЦБ РФ от 12.10.2011 г. №373-П «О порядке ведения кассовых операций») Согласно порядку ведения кассовых операций все предприятия, организации и учреждения независимо от организационно-правовой формы обязаны:
- приходовать полученные наличные денежные средства в кассу, хранить свободные денежные средства в учреждениях банков;
- производить платежи по своим обязательствам перед другими предприятиями, как правило, в безналичном порядке, а наличными деньгами – в пределах установленной ЦБ РФ суммы.
Согласно Указание ЦБ РФ от 20 июня 2007 г. n 1843-у «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя» ограничены суммой в 100 000 руб. по одной сделке.
Сумма штрафа, налагаемого на организацию, нарушившую установленный лимит расчетов наличными – двукратный размер произведенного платежа. Штрафные санкции применяются в одностороннем порядке к юридическому лицу, производящему в адрес другого юридического лица.
При осуществлении наличных денежных расчетов необходимо:
- вести кассовую книгу по установленной форме;
- хранить в кассе наличные деньги следует в пределах установленного банком лимита, согласованного с руководителем организации и банком.
Сверх лимита можно хранить наличные деньги, предназначенные для выплаты зарплаты и пособий, но не более 3 рабочих дней (включая день получения денег в банке). Для организаций, расположенных в районах Крайнего севера – не более 5 дней.
Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда.
Ведение кассовых операций возложено на кассира, который несет полную материальную ответственность за сохранность принятых ценностей.
Прием наличных денег, при осуществлении расчетов с населением должен осуществляется с обязательным применением контрольно-кассовой техники (ККТ). ( ФЗ от 22,05,2003 №54-ФЗ « О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт).
Не требуется применение ККТ в расчетах с населением для отдельных категорий организаций, в силу специфики их деятельности либо особенностей местонахождения. К таким видам деятельности отнесены:
продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;
продажи ценных бумаг;
продажи лотерейных билетов;
продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;
обеспечения питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;
торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;
разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом);
продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;
продажи в сельской местности (за исключением районных центров и поселков городского типа) лекарственных препаратов в аптечных пунктах, расположенных в фельдшерско-акушерских пунктах;
торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
торговли из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;
приема от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;
реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
продажи по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи.
За нарушение требований данного закона применяются штрафные санкции к организациям в зависимости от характера нарушения. На граждан налагается штраф в размере от 15 до 20 МРОТ; на должностных лиц - от 40 до 50 МРОТ; на юридических лиц - от 400 до 500 МРОТ
Для учета кассовых операций применяются следующие типовые межведомственные формы первичных документов и учетных регистров:
o приходный кассовый ордер (форма N 0310001),
o расходный кассовый ордер (форма N 0310002),
o кассовая книга (форма N 0310004),
o книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (форма N 0310005).
Подчистки, помарки и исправления, хотя бы и оговоренные, в приходных и расходных кассовых ордерах не допускаются. Прием и выдача денег по кассовым ордерам могут производиться только в день их составления.
Приходные кассовые ордера подписываются главным бухгалтером, расходные кассовые ордера – руководителем и главным бухгалтером. В тех случаях, когда на прилагаемых к расходным кассовым документам имеется разрешительная подпись руководителя организации, подпись его на расходных кассовых ордерах необязательна.
До передачи в кассу данные документы регистрируются бухгалтерией в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов. Расходные кассовые ордера, оформленные на платежные ведомости на оплату труда, регистрируются после их выдачи.
Все операции по поступлению и расходованию денежных средств кассир записывает в кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в ней должно быть заверено подписями руководителей организации и главного бухгалтера. В конце рабочего дня кассир подсчитывает в кассовой книге итоги операций за день и выводит остаток денег в кассе на следующий день. Записи в кассовой книге ведут шариковой ручкой или чернилами через копировальную бумагу на двух листах. Один лист книги отрывной, его сдают в конце дня со всеми приходными и расходными документами в качестве отчета по кассовым операциям под расписку в кассовой книге. Подчистки и неоговоренные исправления в кассовой книге запрещаются. Сделанные исправления заверяются подписями кассира и главного бухгалтера организации.
При обеспечении полной сохранности документов кассовую книгу можно вести автоматизированным способом, при котором ее листы формируются в виде машинограммы "Вкладной лист кассовой книги". Одновременно формируется машинограмма "Отчет кассира".
В малых организациях, не имеющих в штате кассира, обязанности последнего может исполнять главный бухгалтер или другой работник по письменному распоряжению руководителя организации при условии заключения с ним договора о материальной ответственности.
В сроки, установленные руководителем организации, а также при смене кассиров производится внезапная ревизия денежных средств и других ценностей, находящихся в кассе.
Денежные средства, хранящиеся в кассе, учитывают на синтетическом счете 50 "Касса". В дебет его записывают поступление денежных средств в кассу, а в кредит - выбытие денежных средств из кассы.
К счету 50 "Касса" могут быт открыты субсчета:
50-1 "Касса организации";
50-2 "Операционная касса";
50-3 "Денежные документы" и др.
На субсчете 50-1 "Касса организации" учитывают денежные средства в кассе. Если организация проводит кассовые операции с иностранной валютой, то к счету 50 "Касса" открывают субсчета для обособленного учета движения каждой наличной иностранной валюты. Однако синтетический учет на счете «Касса» ведут в рублях. Аналитический учет в валютной кассовой книге ведется обособлено по каждой валюте в денежных единицах данной валюты и рублях.
На субсчете 50-2 "Операционная касса" учитывают наличие и движение денежных средств в кассах товарных контор и эксплуатационных участков, остановочных пунктов и т.д. Этот субсчет открывается организациями при необходимости.
На субсчете 50-3 "Денежные документы" учитывают находящиеся в кассе организации почтовые и вексельные марки, оплаченные авиабилеты, марки государственной пошлины и другие денежные документы.
К денежным документам относятся путевки в дома отдыха и санатории, марки почтовые, оплаченные авиабилеты.
Аналитический учет ведется по каждому виду денежных документов. В синтетическом учете они отражаются на счете 50 субсчет 3 «Денежные документы», и в ж-о №1.
Приобретение денежных документов и принятие их к учету отражают:
Дт 50-3 Кт 51, 71,76
Использование денежных документов отражают
Дт 71 Кт 50-3 ( выдача авиабилетов)
Д 73т Кт 50-3 ( выдача путевок с частичным или полным возмещением)
Дт 84 Кт 50-3 ( выдача путевок бесплатно)
Счет 50 "Касса"
корреспондирует со счетами:
Поступление денежных средств в кассу сопровождается записями по дебету счета 50 «Касса» и кредиту счетов:
-51 «Расчетный счет»-при получении наличных с расчетного счета;
-55»Специальные счета в банках»- приполучении наличных с депозитных и прочих счетов;
-57 «Переводы в пути» - при поступлении в кассу денежных переводов;
- 58 «Финансовые вложения» - при продаже ценных бумаг, возврате паев, займов, вкладов по договорам простого товарищества;
- 62 «Расчеты с покупателями» - при поступлении выручки от партнеров наличными;
- 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» - при поступлении наличными краткосрочных кредитов и займов;
- 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - при погашении переплат по расчетом с персоналом;
- 71 «Расчеты с подотчетными лицами» - при погашении задолженности по подотчетным суммам;
- 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» - при возврате в кассу займов и возмещении материального ущерба;
-75 «Расчеты с учредителями» - при поступлении учредительных взносов наличными;
-76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» - при поступлении задолженности от квартиросъемщиков , от родителей за содержание детей ДДУ и пр..;
- 90 «Продажи» - при поступлении выручки от продажи продукции, (работ , услуг) за наличный расчет;
- 91 «Прочие доходы и расходы» - при поступлении выручки от продажи внеоборотных и прочих активов за наличный расчет;
- 98 «Доходы будущих периодов» - при досрочном поступлении арендной платы, безвозмездные поступления наличными
Выбытие денежных средств из кассы отражают по кредиту счета 50 «Касса» и дебету счетов:
-51 «Расчетный счет»-при взносе наличными на расчетный счет;
-55»Специальные счета в банках»- вкладыналичными на депозитные и прочие специальные счета;
-57 «Переводы в пути» - при сдаче наличных в вечернюю кассу банка, денежные переводы наличными;
- 58 «Финансовые вложения» - при приобретении ценных бумаг, предоставлении займов, вклады наличными в счет паев и по договорам простого товарищества;
- 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - при погашении задолженности поставщикам наличными;
- 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» - при погашении наличными задолженности по краткосрочным кредитам и займам;
- 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - выплаты по расчетом с персоналом по оплате труда;
- 71 «Расчеты с подотчетными лицами» - при выдаче из кассы наличными под отчет;
- 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» - при выдаче из кассы предоставляемых ссуд и займов персоналу организации;
-75 «Расчеты с учредителями» - при выплате дивидендов наличными сторонним учредителям;
-76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» - при выдаче из кассы депонированных сумм, стоимости закупленной у граждан продукции и скота и пр..;
- 81 «Собственные акции (доли)» - при оплате наличными за выкупаемые акции (доли);
- 86 «Целевое финансирование» - при оплате мелких расходов за счет средств целевого финансирования;
- 91 «Прочие доходы и расходы» - при оплате наличными прочих и чрезвычайных расходов;
- 97 «Расходы будущих периодов» - при оплате мелких расходов, относящихся к будущим периодам.
Основным учетным регистром является журнал-ордер №1, состоящий из двух частей – журнала ордера, в котором осуществляется учет операций по кредиту счета 50 «Касса», и ведомости, предназначенной для учета оборотов по дебету счета 50. Записи в ж-о производятся на основании отчета кассира, который является регистром аналитического учета.
- Учет операций на расчетных счетах
Каждая организация вправе открывать в любом банке расчетные и другие счета для хранения свободных денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций.
Для открытия счета в кредитной организации необходимо предоставить следующие документы:
- заявление об открытии счета;
- нотариально заверенные копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации организации;
- справку о постановке организации на учет в налоговой инспекции;
- нотариально заверенную карточку с образцами подписей руководителя (первая подпись), главного бухгалтера (вторая подпись) и оттиском печати организации;
- копию справки о присвоении организации статистических кодов.
При открытии расчетного счета между банком и организацией заключается договор о расчетно-кассовом обслуживании, где оговариваются взаимные обязательства сторон , плата за услуги. При безналичных расчетах и банк и клиент руководствуются Положением Банка России «О безналичных расчетах в Российской Федерации» от 03.10.2001 № 2-П.
Законодательно количество расчетных счетов не ограничено. Организация в течение 10 дней обязана известить свою налоговую инспекцию об открытии расчетного счета. За невыполнение данного требования к организации может быть применен штраф в соответствии со статьей 118 НК РФ в размере 10000 рублей.
Операции по зачислению сумм на расчетный счет или списанию с него банк производит на основании письменных распоряжений владельцев расчетного счета (денежных чеков, объявлений на взнос денег наличными, платежных требований) или с их согласия (оплата платежных требований поставщиков и подрядчиков).
Исключения составляют платежи, взыскиваемые в бесспорном порядке по решению Государственного арбитража, суда или финансовых органов. В бесспорном порядке со счетов организации списывают платежи, не внесенные в срок в государственный бюджет, внебюджетные фонды, фонды социального назначения, за таможенные процедуры, платежи по исполнительным и приравненным к ним документам.
В безакцептном порядке оплачивают счета энерго-, теплоснабжающих и водопроводно-канализационных организаций.
При недостаточности денежных средств на счете списание денежных средств со счета осуществляется в последовательности, определенной Гражданским кодексом РФ (ст.855).
Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или электронного платежного документа распоряжение плательщика о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств.
Основными первичными документами по операциям на расчетном счете являются:
- при наличных расчетах - денежный чек и объявление на взнос
наличными;
- при безналичных расчетах - платежное поручение, платежное
требование, аккредитивы, инкассовые поручения, чеки.
Чек денежный состоит непосредственно из самого чека и корешка и является бланком строгой отчетности. Оба они заполняются одновременно и имеют одинаковый номер. Испорченный чек исправлению не подлежит. На нем ставится надпись "Испорчено", и он остается в чековой книжке, которую выдает банк. По денежным чекам можно только получать наличные в банке.
Объявление на взнос наличными представляет собой письменное распоряжение владельца счета банку зачислить на расчетный счет наличные деньги, сдаваемые из кассы (невостребованные суммы заработной платы, выручка за реализованную продукцию и т. п.). В объявлении указываются номер расчетного счета, на который должна быть зачислена кассовая наличность, сумма взноса и дата. После выполнения данного поручения кассиру организации выдается квитанция.
Платежное поручение выписывается в том случае, когда инициатива платежа исходит от плательщика., при уплате налогов в бюджет и внебюджетные средства, оплата поставщикам за тмц. Срок предъявления пп в банк – не позднее 10 дней с даты выписки.
Поставщик | Покупатель | ||||
2 | |||||
Банк пос | тавщика | Банк покупателя | |||
Рис. 4.1. Расчеты платежными поручениями:
1 - отгрузка ТМЦ (выполнение работ, оказание услуг); 2, 3 - передача
платежного поручения; 4 — выписка о списании суммы; 5 - выписка о
зачислении суммы; б - операция по перечислению сумм
Платежное требование - расчетный документ, предусматривающий, что инициатива в погашении платежа в данном случае исходит от поставщика. Документ выписывается в трех экземплярах и вместе с отгрузочными документами передается в банк получателя. Плат требование направляется плательщику для акцепта, при согласии оплатить плательщик заверяет все экземпляры и возвращает в банк.
Первый экземпляр служит основанием для списания средств с расчетного счета плательщика и после этого помещается в документы дня банка. Второй экземпляр направляется банку, обслуживающему поставщика. Третий экземпляр вместе с отгрузочными документами возвращается плательщику как расписка в приеме и совершении оплаты.
Поставщик-получатель | 2 | Покупатель-плательщик | ||||
А | Договор | |||||
Банк поставщика | Банк покупателя | |||||
Расчеты платежными требованиями:
1 - отгрузка ТМЦ (выполнение работ, оказание услуг);
2 - отгрузочные документы; 3 - заполненное на акцептованную
сумму платежное поручение; 4 - перевод денежных средств;
5 - выписка с расчетного счета о списании суммы; б - выписка
с расчетного счета о зачислении суммы
Расчетные документы на бумажном носителе заполняются с помощью электронно-вычислительных машин шрифтом черного цвета, за исключением чеков, которые заполняются ручками с пастой, чернилами черного или синего цвета. Подписи проставляются ручкой с пастой или чернилами черного или синего цвета. В расчетных документах не допускаются исправления, помарки, подчистки, корректирующая жидкость. Расчетные документы действительны в течение 10 календарных дней, не считая дня их выписки.
Ежедневно или в другие сроки, установленные по соглашению с организацией, банк выдает ей выписки из его расчетного счета с приложением оправдательных документов. В выписке указывают начальный и конечный остатки на расчетном счете и суммы операций, отраженных на расчетном счете. Бухгалтерия проверяет правильность сумм, указанных в выписке, и при обнаружении ошибки немедленно извещае
Расчеты платежными требованиями:
1 - отгрузка ТМЦ (выполнение работ, оказание услуг);
2 - отгрузочные документы; 3 - заполненное на акцептованную
сумму платежное поручение; 4 - перевод денежных средств;
5 - выписка с расчетного счета о списании суммы; б - выписка
с расчетного счета о зачислении суммы
Расчетные документы на бумажном носителе заполняются с помощью электронно-вычислительных машин шрифтом черного цвета, за исключением чеков, которые заполняются ручками с пастой, чернилами черного или синего цвета. Подписи проставляются ручкой с пастой или чернилами черного или синего цвета. В расчетных документах не допускаются исправления, помарки, подчистки, корректирующая жидкость. Расчетные документы действительны в течение 10 календарных дней, не считая дня их выписки.
Ежедневно или в другие сроки, установленные по соглашению с организацией, банк выдает ей выписки из его расчетного счета с приложением оправдательных документов. В выписке указывают начальный и конечный остатки на расчетном счете и суммы операций, отраженных на расчетном счете. Бухгалтерия проверяет правильность сумм, указанных в выписке, и при обнаружении ошибки немедленно извещает об этом банк. Спорные суммы могут быть опротестованы в течение 10 дней с момента получения выписки.
Денежные средства предприятия, хранящиеся на расчетных счетах, учитывают на синтетическом счете 51 "Расчетные счета". В дебет этого счета записывают поступления денежных средств на расчетный счет, а в кредит - уменьшение денежных средств на расчетном счете. Основанием для записей по расчетному счету служат выписки банка с приложенными к ним оправдательными документами.
Некоторые кредитные организации выплачивают организациям вознаграждение за использование средств, которые остаются на расчетных счетах этих организациях. Выплата таких вознаграждений отражается в составе прочих доходов и отражается проводкой:
Д-т 51 | К-т 91/1 | Начислен банком процент на остаток по расчетному счету |
За оказания услуг по обслуживанию расчетного счета, кредитные организации, согласно заключенного договора, снимают определенные суммы с расчетного счета в свою пользу. Данные операции отражаются следующей проводкой:
Д-т 91/2 | К-т 51 | Начислен банком процент (сумма) за услуги банка по расчетному счету |
При выявлении случаев ошибочного списания (зачисления) денежных средств до выяснения причин в учете производят проводку:
Д-т 76/2 | К-т 51 | Отражена сумма, ошибочно списанная с расчетного счета |
Д-т 51 | К-т 76/2 | Отражена сумма, ошибочно зачисленная на расчетный счет |
Аналитический учет по счету 51 ведется по каждому расчетному счету. Синтетический учет ведется в журнале-ордере №2. данный журнал состоит из журнала-ордера №2 для учета операций по кредиту счета 51, и ведомости 2 для учета операций по дебету счета 51.