Назначение административных наказаний в таможенной сфере.

Особенности административного принуждения и административной ответственности в таможенной сфере.

Меры административного принуждения, применяемые в таможенном деле.

Административная ответственность (АОтв.) за нарушение таможенных правил (НТП).

Понятие и состав нарушения таможенных правил.

Виды административных правонарушений в таможенном деле.

Административные наказания за НТП.

Назначение административных наказаний в таможенной сфере.


I.

Несмотря на возрастание роли регулятивных методов воздействия государственных органов на различных правонарушителей, государственное принуждение не теряет своей значимости.

В настоящее время проблема государственного принуждения, и административного в частности, а также вопросы административной ответственности достаточно широко освещены в юридической литературе, в т.ч. и положения административного принуждения в сфере таможенно-правовых отношений как специального вида административного принуждения.

Следует пояснить, чтоадминистративное принуждение представляет собой,

с одной стороны, особый вид государственного принуждения, • с другой, - непосредственное и целенаправленное воздействие органов государственного управления и их должностных лиц на поднадзорные им физические и юридические лица (путем введения запретов и ограничений).

Для административного принуждения, собственно как и для государственного, характерно то, что оно не должно становиться самоцелью. Административное принуждение используется главным образом как средство обеспечения и охраны правопорядка в сфере государственного управления, т.е. выполняет карательную функцию. Одновременно оно выполняет функции • предупреждения, а также • пресечения правонарушений. В самом широком смысле административное принуждение призвано обеспечивать исполнение правил поведения, выраженных в административно-правовых нормах.

Таможенное принуждение является самостоятельным видом административного принуждения. Особенности административного принуждения в области тамож. дела:

1. Адм.-тамож. принуждение применяется в сфере действия правоотношений тамож. законодательства и лишь в части, не урегулированной ими, - КоАП РФ.
2. Меры адм.-тамож. принуждения обеспечивают соблюдение не всех видов адм.-правовых норм, а лишь тех, которые содержат общеобязательные правила поведения в сфере тамож.-правовых отношений.
3.Адм.-тамож. принуждение осуществляется тамож. органами и их должностными лицами, наделенными особыми полномочиями в сфере правоохранительной деятельности.
4. Меры адм.-тамож. принуждения имеют достаточно широкий диапазон действия: • предупреждение, пресечение, правовосстановление, меры процессуального обеспечения производства и • меры АОтв.
5. Меры адм. принуждения в тамож.-правовой сфере могут применяться как в отношении физических (в т.ч. должностных), так и юридических лиц.
6. Меры адм.-тамож. принуждения более суровы, чем предусмотренные адм. законодательством в целом (напр., в высоких штрафах за совершение нарушения тамож. правил /НТП/).
7. Большинство мер адм.-тамож. принуждения применяется во внесудебном порядке.

Таможенное законодательство имеет комплексный характер: частично его нормы связаны с • гражданским, • финансовым, • валютным, • уголовным законодательством. В целом же вопросы применения административного принуждения как одного из наиболее важных методов регулирования таможенных правоотношений регулируются КоАП РФ (от 30.12.2001. № 195-ФЗ /ред. 05.11.2006/).

На практике это означает, что все составы НТП содержатся только в КоАП, который

определяет особенности статуса субъектов административном ответственности, совершивших НТП,

регламентирует порядок применения мер административного принуждения,

• детально регулирует стадии производства по делам об АП, учитывая его специфику в области таможенного дела.

II.

Меры административно-тамож. принуждения имеют широкий диапазон действия:

• меры адм. предупреждения, адм. пресечения,
• меры процессуального обеспечения производства по делу об адм. правонарушении (АП),
• меры адм. ответственности (адм. наказания),
• меры адм. восстановления.

1) Меры предупредительных мер административно-таможенного принуждения:

• обеспечение уплаты тамож. платежей залогом товаров и денежным залогом, банковской гарантией и поручительством (ст. 340-346 ТК);
• возложение обязанности тамож. сопровождения товаров (ст. 87 ТК);
• личный досмотр (ст. 373 ТК); • тамож. ревизия (ст. 376 ТК) и др.

2) Восстановительные меры,которые вправе использовать сотрудники тамож. органов:

• принудительное взыскание там.пошлин, налогов (ст.348ТК)
• начисление и взыскание пени (ст. 349 ТК).
• взыскание с виновных издержек по делам о НТП (ст. 24.7 КоАП).

3) Т.к. тамож. органы относятся к органам исполнительной власти, меры административного пресечения, как разновидность административного принуждения, играют важную роль. Пресечение обладает всеми признаками принуждения, но и имеет ряд особенностей.

Цель пресечения - прекратить противоправные деяния и/или не допустить новые, устранить связанные с ними вредные последствия и создать оптимальные условия для последующего привлечения виновных лиц к юридической ответственности.

Административное пресечение осуществляется, как правило, в условиях дефицита данных о характере противоправного деяния. Принято сравнивать административное пресечение с мерами административной ответственности. Основанием последней является правонарушение - виновное противоправное действие (бездействие) вменяемого лица в возрасте 16 лет.

Меры пресечения применяются и для прекращения объективно противоправных действий, совершаемых лицами малолетними, невменяемыми, лицами, обладающими иммунитетом (депутатским, дипломатическим), военнослужащими, работниками МВД при совершении ими правонарушений, за которые они несут не административную, а дисциплинарную ответственность. Кроме того, такие виды меры пресечения, как • применение огнестрельного оружия, административное задержание, могут использоваться и в связи с преступными деяниями.

Перечень мер пресечения, указанных в законодательстве, - исчерпывающий. Так, представитель власти может использовать в крайних случаях (необходимой обороны) не только указанные в законе средства пресечения, но и другие меры, диктуемые экстремальной ситуацией (топор, веревку). Сотрудник тамож. органа вправе применять огнестрельное оружие (использовать любые подручные средства), которые не указаны в законодательстве (ст. 417 ТК).

Различают общие и специальные меры административного пресечения.

Среди общих выделяют: • приостановление работ, • приостановление деятельности юридического лица (финансовой, посреднической, транспортной), • предписания (предостережения) и т.п.
ФТС вправе: • приостанавливать операции по счетам плательщиков, уклоняющихся от уплаты т/платежей; • отзывать свидетельства о включении в Реестр т/перевозчиков (ст. 98), владельцев СВХ (ст. 113); • останавливать транс. ср.
Специальные меры пресечения применяются только по отношению к физическим лицам. Цель их использования - оперативное прекращение противоправного поведения. К специальным мерам относят:
средства простого физического воздействия (использование служебных собак, приемы борьбы и т.п.);
использование против нарушителя разных технических (специальных) средств (резиновых палок, слезоточивых веществ, средств для принудительной остановки транспорта и др.) (ст. 414-417 ТК);
использование против субъекта правонарушения оружия. Перечень специальных средств определяется Правительством РФ (ч.3 ст.416 ТК)

Должностные лица тамож. органов в момент применения мер пресечения руководствуются принципами законности и целесообразности, избирая минимально необходимые средства в целях предотвращения вредных последствий.

return false">ссылка скрыта

4) Закон не отделяет меры пресечения от мер процессуального обеспечения производства по делу об АП, ибо применение мер пресечения позволяет в дальнейшем последующее привлечение нарушителя к юридической ответственности (напр., административное задержание).

Основная цель мер процессуального характера - пресечь совершающееся административное правонарушение и обеспечить нормальный ход производства по делам об АП, основанный на законе.

Задачами административного производства являются:

• установление личности правонарушителя, • сбор необходимых доказательств по делу, • обеспечение исполнения постановления по делу и т.п.

К процессуальным мерам обеспечения производства по делам об АП,применяемых должностными лицами таможенных органов, относится (гл. 27 КоАП):

а) доставление, б) административное задержание, в) личный досмотр, г) досмотр вещей, находящихся при физическом лице, д) осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, е) досмотр транс. ср., ж) изъятие вещей и документов, з) арест товаров (транс. ср.) и иных вещей.

В результате применения каждой из перечисленных мер должностным лицом тамож. органа обязательно составляется протокол.

Доставление и задержание предусматривают ограничение свободы лиц. Эти две меры могут быть использованы только в отношении граждан и должностных лиц. Изъятие и арест имущества затрагивают имущественные права субъектов правонарушения.

а) Доставление (ч. 1 п. 10 ст. 27.2 КоАП), - это принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об АП (в данном случае - НТП) при невозможности его составления на месте выявления НТП, если составление протокола является обязательным. Доставление осуществляется должностными лицами тамож. органов в служебное помещение тамож. органа. Основная цель доставления: • составление протокола об АП; • пресечение правонарушения, • установление личности нарушителя при отсутствии у него удостоверяющих личность документов, • установление принадлежности транс. средств и перевозимых грузов при отсутствии документов.

Очевидно, что совершение НТП не всегда сопровождается доставлением нарушителя в тамож. орган, с учетом обстановки и условий, протокол о НТП может быть составлен и на месте совершения административного правонарушения.

б)Юридическая природа административного задержания, как и любой иной принудительной меры, определяется целями, достижению которых служит данный правовой институт.

Цель адм. задержания -
• пресечение, прекращение АП, когда др. меры воздействия в отношении правонарушителя исчерпаны;
• обеспечение производства по делам об АП в целях установления личности нарушителя,
• составление протокола о НТП при невозможности составить его на месте совершения правонарушения,
• обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по этим делам.

Глава 27 КоАП относит данную меру принуждения к числу мер по обеспечению производства по делу о НТП. Итак,

Адм. задержание - кратковременное ограничение свободы физического лица, которое применяется в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного рассмотрения дела об АП, исполнения постановления по этому делу (ст. 27.3 КоАП)

При выявлении НТП административное задержание нарушителя осуществляется должностными лицами тамож. органов (ч. 1 п. 6 ст. 27.3 КоАП), непосредственно обнаружившими НТП. Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание, устанавливается соответствующим органом исполнительной власти (ч. 2 ст. 27.3 КоАП).

Административное задержание может применяться только при наличии правонарушения. В случае отсутствия состава правонарушения физическое лицо не может быть задержано. Исключение составляет задержание психически больных и малолетних лиц, нахождение которых в общественных местах представляет опасность для окружающих.

В случае совершения данного деяния по просьбе задержанного о месте его нахождения в краткий срок уведомляются родственники, администрация по месту работы или учебы, а также защитник. В случае задержания несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются родители или иные законные представители. Они вправе обжаловать вышестоящему органу (должностному лицу) или прокурору задержание несовершеннолетнего.
Протокол об адм. задержании подписывается должностным лицом, составившим его, и задержанным. Если задержанное лицо отказывается подписать протокол, об этом в нем делается запись (ст. 27.4 КоАП).

Общий срок административного задержания не должен превышать 3 часа с момента доставления для составления протокола и до освобождения (ч. 1 ст. 27.5 КоАП). В законе также оговариваются случаи, когда срок административного задержания может быть увеличен.

В числе иных, относится ведение производства по делу о НТП, когда лицо, их совершившее, может быть задержано на срок не более 48 часов (ч. 2 ст. 27.5 КоАП)[1]. При этом согласно ст. 22 Конституции РФ и постановлению Конституционного Суда РФ от 14.03.2002 г. № 6-П адм. задержание свыше 48 часов допускается только на основании судебного решения

Административному задержанию не подлежат:

• совершившие НТП иностранные граждане, пользующиеся дипломатической неприкосновенностью и предъявившие в подтверждение этого дипломатический паспорт, дипломатическую или консульскую карточку, а также • депутаты, • прокуроры и • судьи. Положениями Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18.04.1961 г.[2] установлено, что личность дипломатического агента неприкосновенна.

в)Задержанные лица подвергаются • личному досмотру и • осмотру вещей, находящихся при них, с целью обнаружить орудия совершения либо предметы НТП.

Личный досмотр как меру процессуального обеспечения производства по делу о НТП следует отличать от мер тамож. контроля, а также от принудительных мер, не связанных с административным правонарушением[3], ибо первые обусловлены фактом неправомерного поведения, а последние являются контрольно-предупредительными или применяются в целях защиты интересов общества и государства.

г)Меры процессуального обеспечения производства по делу о НТП (личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осмотр помещений юридического лица или частного предпринимателя, досмотр транс. средств) носят двоякий характер.

Так, закон наделяет должностных лиц тамож. органов правом применять такие меры не только в процессе привлечения лица к адм. ответственности за НТП, но и в целях предупреждения совершения противоправных деяний и осуществления контроля за лицами, пересекающими тамож. границу

д)К процессуальным мерам, обеспечивающим производство по делу об АП, относится осмотр принадлежащих юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (ст.27.8 КоАП). Осмотр производится должностными лицами тамож. органов, уполномоченными составлять протоколы об АП (п.1, ч.12 п.2. ст.28.3 КоАП)

Указанный вид осмотра осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя (его представителя) и 2-х понятых. О чем составляется отдельный протокол, который ими же и подписывается.

В случае отказа законного представителя юридического лица (иного его представителя), индивидуального предпринимателя (его представителя) от подписания протокола в нем делается соответствующая запись

При необходимости как и при личном досмотре, применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные способы фиксации вещественных доказательств, о чем делается запись в протоколе осмотра, а полученные в результате произведенных действий материалы прилагаются к протоколу

е) Досмотр транс. средства(ст. 27.9 КоАП) - это обследование транс. средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, которое осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов адм. правонарушения (в нашем случае НТП).

Досмотр транс. средства осуществляется сотрудниками т/органов, наделенных правом производить такие процессуальные действия, как доставление и адм. задержание. Досмотр проводится в присутствии 2-х понятых и лица, во владении которого находится транс. ср. В случаях, не терпящих отлагательства, досмотр может быть осуществлен в отсутствие указанного лица. О досмотре транс. ср. составляется протокол либо делается запись в протоколе об адм. задержании.

ж) Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения (предметами) АП, и документов(ст. 27.10 КоАП), имеющих значение доказательств по делу о НТП и обнаруженных на месте его совершения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транс. средства, осуществляется должностными лицами тамож. органа, имеющими право составлять протоколы об АП за НТП, в присутствии 2-х понятых.

Итак, закон указывает на обязательность присутствия понятых в процессе изъятия, в отличие от личного досмотра, который в ряде случаев может быть произведен и в отсутствии таковых. Об изъятии вещей и документов составляется протокол либо делается запись в протоколе о доставлении (в протоколе об административном задержании). При необходимости в момент изъятия может применяться фото- и видеосъемка, о чем в протокол заносится запись, а результаты их проведения прилагаются. Изъятые вещи подлежат оценке, если:

1) назначено адм. наказание в виде адм. штрафа, исчисляемого в величине, кратной стоимости изъятых вещей;
2) изъятые вещи подвергаются быстрой порче и направляются на реализацию или уничтожение;
3) изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция подлежат направлению на переработку или уничтожению.

Стоимость изъятых вещей определяется на основе государственных регулируемых цен в случае, если таковые установлены. В остальных случаях она определяется на основании рыночной стоимости. При необходимости эта стоимость определяется на основании заключения эксперта.

При изъятии иностранной валюты как предмета АП ее перерасчет в валюту РФ производится по действующему на день совершения АП курсу Центробанка России.

Согласно ч.3 пр. ГТК РФ от 1.04.2002 г. № 295 право осуществлять личный досмотр, осмотр помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, досмотр транс. средства, изъятие вещей и документов предоставлено сотрудникам тамож. органов:

• непосредственно обнаружившим АП; • уполномоченным рассматривать дела об АП;
• которым поручено адм. расследование по делу об АП, в т.ч. совершение отдельных процессуальных действий (п. 7 ст. 408 ТК).

К наиболее часто используемым мерам процессуального обеспечения производства по делу о НТП относится арест товаров, транс. средств и иных вещей.

з) Арест товаров, транс. средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами АП (ст. 27.14 КоАП),заключается в составлении описи указанных товаров, транс. средств и иных вещей с объявлением лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу о НТП (его законному представителю) о запрете распоряжаться ими. Он применяется в случае, если указанные товары, транспортные средства и иные вещи изъять невозможно и (или) их сохранность может быть обеспечена без изъятия.

Товары, транспортные средства, на которые наложен арест, могут быть переданы на ответственное хранение другим лицам, назначенным должностным лицом, наложившим арест.

Арест, как правило, производится в присутствии владельца вещей и 2-х понятых с условием составления протокола. В случае необходимости товары, транс. средства и иные вещи, на которые наложен арест, упаковываются и (или) опечатываются.

Изъятие и арест орудий или предметов НТП следует отличать от аналогичных мер, принимаемых по результатам тамож. ревизии как формы тамож. контроля (ст. 376-377 ТК).

Одной из процессуальных мер по обеспечению производства по делу о НТП является привод -принудительное препровождение физического лица к месту производства по делу в целях обеспечения правильного и своевременного его рассмотрения. Очевидна разница между доставлением и приводом. Привод - препровождение в тамож. орган лишь тех лиц, которые уклоняются от участия в производстве по делу о НТП (физическое лицо, представитель юридического лица, свидетель, представитель несовершеннолетнего).

О приводе в процессе рассмотрения дела о НТП выносится определение должностным лицом тамож. органа или судьей, рассматривающим дело. На основании этого определения привод осуществляется органом внутренних дел (как правило, участковыми уполномоченными).

В особую группу мер административного принуждения выделяется административное наказание - установленные государством меры АОтв за совершенное правонарушение.

III.

1) Административная ответственность (АОтв) является одним из видов юридической ответственности. Ей присущи такие основные качества и свойства, как:

1. Неразрывная связь ответственности с государственным принуждением. Это проявляется в том, что
во-1-х, основания и меры юрид. ответственности устанавливаются государством в прав. нормах;
во-2-х, меры ответственности применяются к правонарушителю уполномоченными на то государственными органами (должностными лицами);
в-3-х, реализация мер ответственности связана с применением их в принудительном порядке, т.е. независимо от воли (согласия) лица, нарушившего властные предписания, выраженные в правовых нормах.
2. Фактическим основанием юрид. ответственности является правонарушение - противоправное, виновное деяние дееспособного лица. Содеянное признается правонарушением лишь в том случае, если его признаки содержатся в нормах права. Состав правонарушения образует совокупность признаков, необходимых и достаточных для квалификации деяния как правонарушения и применения мер ответственности.

Помимо указанных признаков, важной характеристикой юридической ответственности являются ее функции, обусловленные самой социальной природой ответственности. Юридическая ответственность выполняет • репрессивную (карательную), превентивную (предупредительную), компенсационную (восстановительную) и• сигнализационную (информационную) функции.

Специфика административной ответственности проявляется в том, что• ее основания возникают в сфере исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления, и• применяется она, как правило, во внесудебном порядке, в рамках административно-процессуального законодательства.

В административном праве отличительными признаками АОтв принято считать: • фактическое основание - административный проступок и• меры АОтв.

2)АОтв является одним из видов административного принуждения. За совершение административного проступка следует административная ответственность в виде различных мер административных взысканий. Т.о., АОтв как часть административного принуждения проявляется в применении уполномоченными на то органами в установленном порядке мер административного наказания к лицу, совершившему АП.

Традиционное деление юридической ответственности на виды (гражданско-правовую, административную, уголовную и т.д.) нашло свое отражение и в рамках таможенного права. Особенности таможенно-правовой ответственности следует искать в «дуализме» таможенного законодательства, регулирующего два основных вида общественных отношений:

а) адм.-правовые, касающиеся различных ограничений на ввоз и вывоз товаров (квотирование, лицензирование и др.), порядка осуществления тамож. контроля, совершения тамож. операций и отправления тамож. формальностей;
б) финансово-правовые, связанные с взысканием тамож. налогов и сборов.

Итак, важным институтом таможенно-правовой ответственности является административная ответственность. Признаются 3 основания административной ответственности:

1) закон в качестве правового, формально-нормативного основания;
2) состав АП - фактическое основание;
3) постановление, соответствующего должностного лица органа исполнительной власти (судьи) о применении конкретного наказания в отношении конкретного правонарушителя - процессуальное основание.

С 1.07.2002 г. все вопросы привлечения виновных лиц к административной ответственности, в т.ч. и за совершенное НТП, стали регулироваться КоАП РФ, который содержит гл. 16 «Административные правонарушения в области тамож. дела (НТП)». Где указано, что должностные лица тамож. органов вправе составлять протоколы не только при обнаружении нарушений тамож. законодательства, но при совершении иных противоправных деяний:

• нарушения авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав (ч. 1. ст. 7.12 КоАП);
• незаконного использование товарного знака (ст. 14.10 КоАП);
• непредставления сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ч. 1 ст. 15.6 КоАП);
• нарушения порядка открытия счета налогоплательщику (ч. 2 ст. 15.7 КоАП);
• нарушения срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса) (ст. 15.8 КоАП);
• неисполнения банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (ст. 15.9 КоАП);
• неповиновения законному распоряжению должн. лица, осуществляющего гос.надзор (контроль) (ст. 19.4)
• невыполнения в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) (см. ч. 1 ст. 19.5 КоАП);
• непринятия мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению АП (ст. 19.6);
• непредставления сведений (информации) (ст. 19.7 КоАП);
• нарушения правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств, предназначенных для получения информации (ч. 2 ст. 20.23 КоАП).

Компетенция тамож. органов по таким делам ограничивается моментом составления протокола об АП, а сами дела рассматриваются судом (соответствующим компетентным органом).

Поскольку таможенное дело - предмет исключительного ведения РФ, поэтому виды наказаний за правонарушения в этой сфере устанавливаются лишь на уровне федерального законодательства. Юридическими основаниями применения мер АОтв являются законы.

Итак, юридическим основанием применения мер АОтв в тамож. сфере в н/вр. является КоАП РФ.
В качестве фактического основания применения мер административной ответственности (санкций) за АП в области тамож. дела КоАП признает лишь состав АП.

Следует различать установление административной ответственности и ее применение.

Понятие установления обычно сводится к возведению в норму правил, за нарушение которых определена административная ответственность в виде взысканий.

Применить АОтв - значит в установленной законом процессуальной форме зафиксировать правонарушение конкретного правонарушителя и назначить ему определенный вид административного наказания. Т.о., применение конкретной санкции возможно лишь при наличии на то решения государственного органа или должностного лица, т.е. процессуального документа. Следовательно, акт применения АОтв также является основанием, необходимым для привлечения правонарушителя к ответственности.

Вывод: в тамож. сфере юрид. основаниями АОтв. является КоАП; фактическим - состав НТП; процессуальным - решение (постановление) тамож. органа (должностного лица, в некоторых случаях - суда) о назначении наказания за совершенное правонарушение.

IV.

Одной из важнейших функций таможенных органов РФ признается борьба с НТП.

Нарушение тамож. правил - это противоправное, виновное действие (бездействие) физического (юридического) лица, посягающее на установленный КоАП, ТК, Законом о тамож. тарифе, др. актами законодательства РФ, контроль за исполнением которых возложен на тамож. органы России, порядок перемещения (включая применение тамож. режимов), тамож. контроля и тамож. оформления товаров и транс. ср., перемещаемых через тамож. границу РФ, порядок соблюдения мер экономической политики, обложения тамож. платежами и их уплаты, за которое КоАП предусмотрена ответственность (ст. 2.1 КоАП).

НТП как вид правонарушения содержит следующие структурные элементы: • состав, объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона правонарушения.

1) Объектом тамож. правонарушения являются урегулированные нормами таможенного законодательства общественные отношения. Они охраняются административными мерами, предусмотренными нормами ТК, а также КоАП. Фактически объектом НТП являются все те нормы, запреты, предписания, требования, которые установлены для участников ВЭД и нарушение которых влечет АОтв.

Исходя из определения НТП, можно выделить следующие группы объектов - структурных элементов состава правонарушений в тамож. сфере:

1. Порядок перемещения товаров и транс. ср. через тамож. границу РФ.
2. Порядок тамож. контроля товаров и транс. ср., перемещаемых через тамож. границу РФ.
3. Порядок соблюдения мер экономической политики.
4. Порядок тамож. оформления товаров, перемещаемых через тамож. границу РФ
5. Порядок обложения товаров (транс.ср.), перемещаемых через т/границу РФ, т/платежами и их уплаты

Под непосредственным объектом НТП в КоАП подразумеваются конкретные стадии тамож. оформления, контроля, порядка уплаты тамож. платежей, т.е. части какого-то конкретного общего объекта НТП.

Так, ст.16.2 КоАП предусматривает АОтв за недекларирование (недостоверное декларирование) товаров (транс. ср.). Общим объектом посягательства здесь являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления тамож. оформления, непосредственным - декларирование как часть тамож. оформления товаров. Заметим, что непосредственный объект НТП не всегда определен законодателем.

2)Перейдем к анализуобъективной стороны АП в области НТП.

Объективное проявление противоправного деяния возможно лишь в двух формах: • действии, нарушающем прямой запрет, и• бездействии, нарушающем правовые предписания. Указанные признаки включены в нормы административного законодательства в качестве обязательных (ст. 2.1 КоАП). Они содержатся также в каждой конкретной норме права о НТП.

Анализ действующего административного законодательства позволяет выделить в объективной стороне административного правонарушения основополагающие признаки:

а) противоправность деяния (действий или бездействия);
б) противоправный результат (вред, ущерб материального или нематериального характера);
в) прямую причинную связь между противоправным деянием и результатом.

Наличие объективной стороны НТП зависит от способа, времени, места, характера, совершения деяния в прошлом, его систематичности. Содержание объективной стороны может включать характер действия (бездействия)повторность, длящееся, оконченное НТП.

Повторность - это совершение одним и тем же лицом в течение года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось адм. взысканию (за НТП). Повторность служит отягчающим ответственность обстоятельством, перечень таких обстоятельств содержит ст. 4.3 КоАП.
Длящимся называется действие (бездействие), сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного тамож. законодательством под угрозой АОтв за его нарушение. Длящееся тамож. правонарушение является единым независимо от продолжительности действия (бездействия). Начальный момент такого НТП - действие (бездействие), в результате которого длительно не выполняется правовая обязанность. Моментом окончания такого правонарушения является прекращение НТП или привлечение виновного к административной ответственности.

При решении вопроса об отнесении того или иного правонарушения к длящимся или недлящимся необходимо различать момент юридического окончания правонарушения и момент прекращения противоправного поведения.

Оконченным считается правонарушение, характеризующееся полной реализацией его объективной и субъективной сторон. Прекращение противоправного поведения имеет место, когда лицом никакие противоправные действия уже не совершаются либо когда государство в лице уполномоченных органов пресекает правонарушение.

Правонарушение, независимо от того, является оно длящимся (недлящимся), считается оконченным с момента, когда в деянии усматриваются все признаки состава правонарушения, предусмотренные законом. Длящиеся правонарушения обычно являются юридически оконченными (что определяет возможность привлечения лица к ответственности уже с этого момента) до их фактического прекращения, т.е. до момента завершения противоправного поведения.

К числу длящихся нарушений ФТС относит:

- недекларирование товаров или транс. ср., подлежащих декларированию (ч. 1 ст. 16.2 КоАП);
- недоставление в определенное тамож. органом место товаров или транс. ср., находящихся под тамож. контролем (ч. 1 ст. 16.9 КоАП);
- неисполнение требования тамож. режима экспорта об обязательном зачислении на счета в уполномоченных банках валютной выручки от экспорта товаров или об обязательном ввозе товаров, эквивалентных по стоимости экспортированным товарам (ч.1 ст. 16.17 КоАП);
- невывоз за пределы тамож. территории РФ ранее ввезенных товаров или транс. ср., если такой вывоз является обязательным, либо невозвращение на тамож. территорию РФ товаров или транс. ср., если такое возвращение является обязательным (ч. 1 ст. 16.18 КоАП);
- осуществление пользования товарами (транс. ср.) не в соответствии с тамож. режимом, под который они были помещены, а также товарами, ввезенными на тамож. территорию РФ с НТП (ч. 1 ст. 16.19 КоАП);
- хранение товаров, ввезенных на тамож. территорию РФ с НТП, транспортировка таких товаров (16.21);
- неуплата в установленные сроки налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через тамож. границу РФ (ст. 16.22 КоАП).

Согласно разъяснениям ФТС, к оконченным правонарушениям относятся те, которые носят одномоментный характер, напр., уничтожение товара (ст. 16.11 КоАП).

Т.о., объективная сторона состава АП в тамож. сфере - это система установленный нормами тамож. и адм. законодательства специфических признаков, отражающих внешнюю сторону общественно вредного поведения и проявляющихся в прямой зависимости от времени, способа, места и характера совершения конкретного противоправного деяния.

3)Тамож. правила, являясь родовым объектом тамож. правонарушения, определяют как признаки субъекта тамож. правонарушений, так и самих правоотношений, возникающих в процессе выполнения субъектом требований, предъявляемых законом и участникам ВЭД. Более точно отразить суть понятия «субъект правонарушения» помогает схема: «участник таможенно-правового отношения -> субъект НТП -> субъект АОтв за тамож. проступки».

Итак, субъектами нарушений тамож. правил являются:

3.1. Индивидуальные субъекты (физические лица): российские, иностранные граждане, лица без гражданства, военнослужащие и должностные лица; лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
3.2. Юридические лица (российские и иностранные).

3.1. Физические лица(как индивидуальные субъекты правонарушения) несут ответственность в соответствии с тамож. законодательством, если к моменту совершения правонарушения они достигли 16-летнего возраста и находятся во вменяемом состоянии (т.е. могут осознавать значение своих действий и руководить ими) (ст. 2.1, 2.3 КоАП РФ). К субъектам НТП относятся

военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов. Согласно нормам законодательства, такие лица привлекаются к АОтв за совершение НТП на равных основаниях с др. гражданами (ст.2.5 КоАП);
иностранные граждане и лица без гражданства - несут ответственность за НТП на общих основаниях с российскими лицами (ст. 2.6 КоАП). Вопрос об ответственности за АП, совершенные на территории РФ иностранцами, которые, согласно действующим законам и международным договорам, пользуются иммунитетом от адм. юрисдикции России, разрешается дипломатическим путем. Эта адм. норма в полной мере распространяется на НТП;
должностные лица (в качестве особого вида индивидуальных субъектов) привлекаются к ответственности за НТП, если в их служебные обязанности в момент совершения ими правонарушения входило обеспечение выполнения требований актов законодательства РФ по тамож. делу и международных договоров РФ, контроль за исполнением которых возложен на тамож. органы России.
Под должностным лицом (ст. 2.4 КоАП) понимается лицо, постоянно, временно или согласно специальным полномочиям осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные (адм.-хозяйственные) функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других воинских формированиях России.

Совершившие АП в связи с выполнением организационно-распорядительных (административно-хозяйственных) функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут АОтв как должностные лица, если законом не установлено иное.

КоАП РФ устанавливает не только условия ответственности физических и должностных лиц за АП, в т.ч. и в области таможенного дела (НТП), но и предусматривает обстоятельства, исключающие ответственность. Такими обстоятельствами являются крайняя необходимость (ст. 2.7 КоАП) и невменяемость (ст. 2.8).

а)Производство по делу о НТП не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, если действие физического лица было совершено в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны. Указанные выше физические и должностные лица несут ответственность за НТП только при наличии в их действиях вины.

б) Факт невменяемости физического лица(субъекта ответственности за НТП) фиксируется соответствующим должностным лицом таможенного органа на основании медицинского заключения (справки) (при составлении протокола о НТП - должностным лицом тамож. органа, непосредственно обнаружившим правонарушение, а в других случаях - должностным лицом тамож. органа, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о НТП).

3.2.КоАП РФ признал юридические лица в качестве субъектов АОтв.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст. 48 ГК РФ).

Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и смету. Они могут создаваться в виде

• коммерческих организаций, основная цель которых - извлечение прибыли (п. 2 ст. 50 ГК), в форме • хозяйственных обществ и товариществ, • производственных кооперативов, • государственных и муниципальных унитарных предприятий; и • некоммерческих организаций (п. 3 ст. 50 ГК), финансируемых собственником учреждений, • общественных и религиозных организаций, • благотворительных и иных фондов.
Правовой статус юрид. лиц регулируется нормами ГК, а также федеральными нормативными актами, устанавливающими особенности создания, деятельности, реорганизации, в т.ч. и ликвидации, разнообразных юрид. лиц (напр., ФЗ от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» /с доп. и изм./, ФЗ от 11.07.2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» /с доп. и изм./ и т.д.).

Несмотря на то, что в последние годы было принято множество нормативных актов, предусматривающих административную ответственность юридических лиц, ни в одном из них четко не конкретизировалась процедура применения административных санкций к указанным субъектам в случае их реорганизации. Правоприменитель исходил из норм гражданского законодательства, согласно которых под реорганизацией юридического лица понимается прекращение или иное изменение его правового положения, влекущее отношения правопреемства юридических лиц. Ст. 57 ГК различает пять видов реорганизации юридических лиц:

1) слияние (два или более юрид. лиц превращаются в одно),
2) присоединение (одно или несколько лиц присоединяются к другому),
3) разделение (юрид. лицо делится на два или более юрид. лиц),
4) выделение (из состава юрид. лица выделяются одно или несколько юрид. лиц, при этом первое продолжает существовать),
5) преобразование (юрид. лицо одного вида трансформируется в юрид. лицо другого вида, т.е. меняется организационно-правовая форма).

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации.

При присоединении юрид. лица к другому юрид. лицу первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юрид. лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юрид. лица (п. 4 ст. 57 ГК).

Ст. 2.10 КоАП регламентирует порядок привлечения к АОтв юридических лиц при любой форме реорганизации. В случае реорганизации юридического лица после вынесения постановления по делу о НТП тамож. орган имеет все законные основания для предъявления требований к его правопреемнику. Другое лицо к АОтв за НТП привлекаться не может.

Согласно ч.1 ст. 2.6 КоАП иностранные юридические лица, совершившие на территории РФ АП подлежат административной ответственности на общих основаниях.

4) Субъективная сторона нарушения тамож. законодательства характеризуется виной, т.е. психическим отношением лица к своему противоправному поведению и его последствиям, выражающимся в форме а) умысла или б) неосторожности (ст. 2.2 КоАП). Субъективная сторона правонарушения всегда связана со способностью лица отвечать перед государством за противоправное деяние при наличии вины в форме умысла или неосторожности.

а) Умысел предполагает, что лицо, совершившее НТП, предвидит и желает наступления общественно вредных последствий своего деяния (прямой умысел) или сознательно допускает их наступление (косвенный умысел).

Напр., к нарушениям, которые могут быть совершены только умышленно, относятся НТП т.н. «контрабандной» группы: незаконное перемещение товаров и транс. средств помимо тамож. контроля (ст. 16.1 КоАП): недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транс. средств (ст. 16.2 КоАП)

Содержание умышленной вины определяется характером АП, состав которого может быть формальным или материальным.

Формальным признается такой состав противоправного деяния, который не предусматривает наступления в результате его совершения вредных последствий. В данном случае отношение виновного к последствиям значения не имеет, неважно, предвидит он (не предвидит), желает (не желает) их наступления. Достаточно самого факта совершения такого деяния (напр., причаливание к находящимся под тамож. контролем судну или другим плавучим средствам, ответственность за которое предусмотрена в ст. 16.8 КоАП).
Материальный состав НТП включает в себя: противоправные действия (бездействия), обязательное наступление вредных последствий в результате их совершения. Умышленная форма вины предполагает осознание нарушителем не только общественной опасности и противоправности содеянного, но и наступление вредных последствий, напр. уничтожение средств идентификации.

б) Неосторожность может проявляться в двух формах:

легкомыслия (самонадеянности), когда лицо предвидит общественно опасные последствия своего деяния, но легкомысленно рассчитывает на возможность избежать их;
небрежности, когда лицо не предвидит общественно опасные последствия своего деяния, но могло и должно было их предвидеть. К совершенным по небрежности НТП относятся нарушения установленного порядка производства тамож. оформления и тамож. контроля, напр. нарушение порядка помещения товаров на хранение, порядка их хранения (порядка проведения с операций) (ст.16.14 КоАП).

Вопросов о вине физических лиц при привлечении к ответственности за НТП обычно не возникает - она является безусловным основанием для наступления таковой, подлежит доказыванию в ходе производства по делу о НТП (ст. 1.5, 2.2 КоАП).

Более того, в КоАП РФ впервые закреплен принцип презумпции невиновности. Это означает, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (ст. 1.5 КоАП).

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об АП, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Кроме того, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязанодоказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в его виновности толкуются в пользу этого лица.

Согласно ст. 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным за совершение АП, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП и законами субъекта РФ установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Ч.3 ст.2.1 КоАП предусматривает двухсубъектность ответственности. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от АОтв заданное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от АОтв за данное правонарушение юридическое лицо

В числе обстоятельств, исключающих производство по делу об АП (ст. 24.5 КоАП), законодатель не выделяет действие непреодолимой силы. Однако исходя из смысла ч. 2 ст. 2.1 КоАП и сложившейся практики, можно заключить, что форс-мажорные обстоятельства[4] исключают возможность привлечения к АОтв юридических и иных лиц.

Форс-мажорными обстоятельствамидолжно считаться невыполнение обязательств участником ВЭД в силу принятия органами государственной власти нормативных актов, которые делают невозможным или затруднительными выполнение таких обязательств.

Т.о., субъективная сторона (вина) в качестве элемента состава НТП подлежит установлению и доказыванию в процессе разбирательства дела.

V.

Правильная квалификация нарушений тамож. законодательства в значительной степени зависит от четкой классификации различных видов НТП.

С т.зр. общественной опасностивсе правонарушения в тамож. сфере делят на две категории:
незначительные, не представляющие большой общественной опасности для экономических интересов государства,
грубые нарушения тамож. законодательства, наносящие ущерб экономическим интересам России, посягающие на установленные государством основные положения тамож. регулирования.

С т. зр. необходимости ведения производства по делу НТП делят на следующие виды:

1. НТП, при которых обязательно ведение производства по делам, напр.: перемещение товаров (транс. ср.). с несоблюдением мер по защите экономических интересов РФ и других запретов и ограничений (ст. 16.3 КоАП).
2. НТП, при которых возможно наложение взыскания по упрощенной форме, т.е. без составления протокола об и применение административной санкции на месте совершения НТП (напр., если санкцией статьи предусматривается возможность вынесения предупреждения или применения штрафа в размере, не превышающем 10 МРОТ - ст. 28.6 КоАП). В таком случае составляется протокол-предупреждение или вручается протокол-квитанция.

С учетом родового объекта посягательствавсе нарушения таможенных правил, предусмотренные КоАП, можно разделить на большие группы:

1. НТП, посягающие на установленные порядок и условия перемещения через тамож. границу РФ товаров и транс. ср. и соответствующую деятельность тамож. органов, в т.ч. действие тамож. режимов, (напр., ст. 16.3, 16.18, 16.19 КоАП).
2. НТП в сфере осуществления порядка тамож. контроля товаров и транс. ср., ответственность за совершение которых предусмотрена ст. 16.5, 16.7, 16.8, 16.11, 16.15 КоАП.
3.НТП, направленные против установленного порядка тамож. оформления товаров и транс. ср., перемещаемых через тамож. границу (ст. 16.1,16.4, 16.7, 16.8, 16.11 КоАП).
4. НТП, посягающие на установленный порядок обложения тамож. пошлинами и их уплаты, предоставления тамож. льгот и пользованиями (ст. 16.20,1б.22) и др.

Для гл. 16 КоАП классификация НТП будет выглядеть следующим образом:

1. Нарушения установленного т/законодательством порядка проведения т/контроля (ст. 16.5,16.8,16.9 КоАП)
2. Нарушения против порядка ведения учета и предоставления отчетности тамож. органам (ст.16.15 КоАП)
3. Нарушения, связанные с неисполнением обязанностей по coблюдению предварительных операций, предшествующих основному тамож. оформлению и помещению товаров (транс. ср.) под определенный тамож. режим (напр., ст. 16.10, 16.11 КоАП).
4. Правонарушения, посягающие на порядок основного тамож. оформления (ст.16.2,16.12,16.14,16.16 КоАП)
5. Нарушения требований и условий помещения товаров под определенный тамож. режим либо нарушение требований соответствующего тамож. режима (ст. 16.17, 16.19 КоАП).
6. Нарушения порядка перемещения товаров и транс. ср. через тамож. границу РФ (ст. 16.1, 16.3, 16.7).
7. Нарушения в проведении операций с товарами (транс. ср.), незаконно ввезенными на территорию РФ (ст. 16.2 КоАП и др.).
8. Нарушения установленного порядка уплаты тамож. платежей (ст. 16.20, 16.22 КоАП).

Рассмотрим отдельные составы НТП более подробно.