МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Моральная ответственность предполагает осуществление действий, которые не обязательно предписываются законом и не обязательно приносят корпорации прямые экономические выгоды. Как уже отмечалось в этой главе, для того чтобы организация вела себя этично, ее менеджеры должны действовать справедливо и непредвзято вотношении соблюдения прав человека и обращаться с людьми по-разному только тогда, когда это соответствует целям и задачам организации. Неэтичное поведение возникает в тех случаях, когда принимаемые решения позволяют индивиду или компании получать выгоды за счет других людей или общества в целом. Например, одна из фирм, производящих фасованные продукты питания, недавно сделала своему поставщику заказ товаров на десятки тысяч долларов, несмотря на то, что ее менеджеры прекрасно знали, что фирма испытывает финансовые затруднения и может никогда не погасить эту задолженность. Другим примером может служить врач из медицинского центра при Университете Луизианы, который получал большие ежегодные выплаты от производителя медицинских приборов и за это активно навязывал эти приборы своим пациентам.
ДИСКРЕЦИОННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Дискреционная ответственность является исключительно добровольной и направляется желанием компании внести свой вклад в развитие общества, не предусмотренный требованиями экономики, права или морали. Дискреционные действия подразумевают безвозмездное выделение бизнесом средств на благотворительные нужды. Пример дискреционного поведения продемонстрировала Emigrant Savings, когда положила по $1 тыс. на счета всех своих клиентов, проживавших на территории, пострадавшей от урагана Катрина. Президент компании Говард Мильштейн предполагал, что на этой территории проживало всего несколько сотен клиентов, но он не отменил своего решения, когда оказалось, что их число составило около 1 тыс. человек. Общая сумма пожертвований заметно сократила прибыль компании, но Мильштейн был уверен в правильности принятого решения. Дискреционная ответственность является высшей формой социальной ответственности, потому что она выходит за рамки ожиданий общества относительно возможного вклада бизнеса в повышение благосостояния населения.
УПРАВЛЕНИЕ ЭТИКОЙ И