СТЕЙКХОЛДЕРЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ?
Теперь давайте обратимся к теме социальной ответственности. В определенном смысле концепция социальной ответственности, как и концепция этики, проста для понимания: она подразумевает отделение правильного от неправильного и совершение правильных поступков. Другими словами, она означает необходимость быть добропорядочным корпоративным гражданином. Формально корпоративная социальная ответственностьопределяется, как обязательства менеджмента принимать решения и осуществлять действия, способствующие росту благополучия и удовлетворению интересов, как организации, так и общества в целом.
Каким бы однозначным ни казалось это определение, концепция социальной ответственности может оказаться трудной для понимания, потому что разные люди имеют разные представления о том, какие действия повышают благополучие общества. Еще больше усложняет ситуацию то, что социальная ответственность охватывает широкий круг вопросов, во многих из которых дается неоднозначная трактовка плохого и хорошего. Если банк принимает средства трастового фонда под низкий процент сроком на 90 дней, благодаря чему обеспечивает себе высокую прибыль, то является ли такой банк ответственным корпоративным гражданином? Что можно сказать о двух компаниях, активно конкурирующих друг с другом? Будут ли социально ответственными действия более сильной компании, направленные на то, чтобы обанкротить или поглотить конкурента? А что можно сказать о таких компаниях, как Chiquita, Kmart и Dana Corporation, которые на законных основаниях объявили себя банкротами, чтобы уклониться от выполнения своих обязательств перед поставщиками, профсоюзами и конкурентами? Эти примеры иллюстрируют моральные, правовые и экономические соображения, затрудняющие определение социально ответственного поведения. Воздействие компании на природную среду также должно приниматься во внимание.
СТЕЙКХОЛДЕРЫ ОРГАНИЗАЦИИ
Одна из причин трудности понимания социальной ответственности компаний заключается в том, что менеджерам приходится задавать себе вопрос: «Ответственность перед кем?». В гл. 3 отмечалось, что среда организации состоит из нескольких секторов, в частности обшей среды и среды задач. С точки зрения социальной ответственности просвещенные организации рассматривают внутреннее и внешнее окружение как совокупность различных заинтересованных групп (стейкхолдеров).
Под стейкхолдером понимается любая группа внутри или вне организации, заинтересованная в результатах ее работы. Все стейкхолдеры имеют разные критерии отзывчивости, потому что проявляют разную заинтересованность в организации. Например, Wal-Mart использует агрессивную тактику переговоров с поставщиками, чтобы обеспечивать низкие цены для покупателей. Одни стейкхолдеры рассматривают такое поведение компании как ответственное, потому что оно приносит выгоды покупателям и заставляет поставщиков работать более эффективно. Однако другие доказывают, что агрессивная тактика неэтична и социально безответственна, потому что вынуждает производителей в США увольнять американских рабочих и делать закупки в странах с более низким уровнем заработной платы. Например, Wal-Mart закупает сейчас около 10% всех своих товаров в Китае, и руководители компании рассчитывают значительно увеличить закупки китайских товаров в течение следующих пяти лет, что, по мнению критиков такой политики, нанесет еще больший ущерб американским компаниям и американским рабочим. Один поставщик рассказывал, что одежда теперь продается в Wal-Mart так дешево, что многие американские компании оказались бы неконкурентоспособными, даже если бы совсем не платили своим работникам.
Результаты работы организации влияют на стейкхолдеров, но стейкхолдеры также могут оказывать огромное влияние на успехи организации. Рассмотрим в качестве примера компанию Monsanto —- одного из лидеров индустрии биотехнологий.
На рис. 5.3 показаны основные стейкхолдеры Monsanto. Большинство организаций испытывают сходное влияние групп стейкхолдеров. Инвесторы и акционеры, работники, покупатели и поставщики считаются основными стейкхолдерами, без которых выживание организации невозможно. Интересы инвесторов, акционеров и поставщиков обслуживаются за счет управленческой эффективности — т. е. путем использования ресурсов для получения прибыли. Работники ожидают удовлетворения от своей работы, достойной оплаты труда и разумного контроля. Покупателей интересуют решения о качестве, безопасности и доступности товаров и услуг. Когда любая из групп основных стейкхолдеров испытывает серьезную неудовлетворенность, жизнеспособность организации оказывается под угрозой.
return false">ссылка скрытаДругими важными стейкхолдерами являются правительство и местное сообщество, которые приобретают в последние годы все большее значение. Большинство организаций существуют только благодаря получению лицензий и государственных разрешений на регистрацию и действуют в рамках законов о безопасности и о защите окружающей среды, антимонопольного и антикоррупционного законодательств и других законов и предписаний, принятых государством. Местное сообщество включает местные власти и местных жителей, желающих обеспечить себе определенный уровень жизни. Группы с особыми интересами могут включать торговые ассоциации, комитеты по проведению политический акций, профессиональные ассоциации и общества потребителей.
Рис. 5.3 Основные стейкхолдеры Monsanto Company
ИСТОЧНИК на основе материалов D. Wheelr, Б. Colbert, R. E. Freeman, «Focusing on Vaiue; Reconciling Corporate Social Responsibility, Sustainability, and a Stakeholder Approach in a Networked World», Journal of General Management 28, no. 3 (Spring 2003): 1-28; and j.E. Post. L. E. Preston, and S. Sachs.
Социально ответственные организации учитывают эффект своих действий на все группы стейкхолдеров и могут расходовать значительные ресурсы на различные благотворительные акции к выгоде всех стейкхолдеров. Например, Cummins Engine финансирует открытие школ в Китае и Индии, где она имеет свои заводы, и недавно приобрела в Мексике участок земли для посадки леса, чтобы продемонстрировать свою приверженность идеям защиты окружающей среды. Crystal-Myers Squibb выделяет средства больницам в Техасе, Калифорнии и Флориде для приема на работу promotoras de salud, или консультантов по охране здоровья, для содействия испаноязычному населению в профилактике диабета.
Сегодня группы с особыми интересами продолжают оставаться для компаний одним из важнейших сегментов стейкхолдеров. Ответственность за сохранение окружающей среды стала главным вопросом сегодняшней повестки дня, так как бизнес и общественность все больше осознают вред, наносимый природе.