Б. Франклин
В двадцать лет над человеком властвует желание, в тридцать лет – разум, в сорок лет - рассудок.
Б. Грасиан
.Вот жизнь человека: в двадцать лет - павлин, в тридцать лев, в сорок - верблюд, в пятьдесят - змея, в шестьдесят - собака, в семьдесят – обезьяна, в восемьдесят – ничто.
А.Круглов
Возраст- пора жизни со своими особыми задачами, утратами и приобретениями; пора своих неразрешимых проблем, из которых можно только вырасти, т. е перейти к другим неразрешимым проблемам.
В.Дильтей
Всякий период жизни обладает самостоятельной ценностью.
О.Донской
Каждый возраст имеет свою прелесть, но это начинаешь понимать только тогда, когда он проходит.
В.. Ключевский.
У каждого возраста свои привилегии и свои неудобства.
Вопросы для форума
1. Назовите факторы, определяющие психологическое взросление?
2. Чем можно объяснить инфантилизацию современных подростков и юношей?
Задания для контрольной работы:
1. Опишите динамику развития самосознания в процессе жизни (содержание когнитивного компонента, характер и уровень аффективно-оценочного, особенности поведенческих проявлений).
2. Найдите факты (из жизни, литературы, научные), демонстрирующие особенности проявления самосознания на разных возрастных этапах (не менее 3).
3. В чем сходство и различие подростков, живущих в разных странах.
4. Законспектировать психологические работы (Хорни К. Особая роль детства; Мид М. Мир ребенка; Фельдштейн Д.И. Социализация и индивидуализация – содержание процесса социального взросления // Возрастная психология. Хрестоматия \ Сост. В.С. Мухина, А.А. Хвостов.- М., 2001. С.175-196.
Контрольные тесты