Метод изучения различных по возрасту групп детей — это

а) сравнительный

б) лонгитюдный

в) комплексный

г) близнецовый

6. Метод, выражающий динамику процесса развития, определяется как:

а) лонгитюдный

б) сравнительный

в) комплексный

г) близнецовый

7. Дневники родителей о развитии собственных детей послужили прообразом:

а) биографического метода

б) тестирования

в) наблюдения

г) эксперимента

 

ТЕМА 2: ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ДИНАМИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ОНТОГЕНЕЗЕ

 

1. Физическое и психическое развитие индивида. Основные закономерности развития психики.

2. Роль биологических и социальных факторов в развитии психики человека.

3. Движущие силы психического развития человека.

4. Психическое здоровье, его характеристики. Проблема нормы и ненормативного развития психики.

Методические рекомендации по изучению материала

При подготовке постараться найти факты, подтверждающие мысль, что проблема изучения динамики психического развития и формирования личности - одна из актуальных в современной психологии, что одним из основных вопросов - вопрос о различии условий и движущих сил развития. При изучении этого вопроса следует обратить внимание на то, что условия лишь способствуют или препятствуют развитию, определяют его направление, а движущие силы собственно определяют это развитие.

При рассмотрении темы обратить внимание на то, что движущей силой развития психики, сознания является собственная активность человека по овладению объективной действительности. Основное внимание следует уделить вопросу механизма возникновения основных новообразований возраста. При этом важно определить, как возникают потребности и как помочь человеку разрешить основные противоречия, связанные с их удовлетворением.

Психическое развитие человека от рождения до зрелости проходит ряд возрастных периодов, имеющих свои закономерности и особенности. Необходимо усвоить не только специфику каждого из них, но и диалектическую взаимосвязь и взаимопереходы.