Глоссарий по теме

ГЕРОНТОПСИХОЛОГИЯ– психология пожилого возраста и старости.

МЕТОД БИОГРАФИЧЕСКИЙ– в психологии – способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Ранее включали анализ актуальных и предполагаемых в будущем событий (автобиография будущая, фантазия управляемая, графики жизни, каузометрия), а также исследования круга общения (биографии дополнительные, линии отношений субъекта). Современные методы биографические, основанные на изучении личности в контексте истории и перспектив развития ее индивидуального бытия и взаимоотношений со значимыми другими, направлены на реконструкцию жизненных программ и сценариев развития личности, пространственно-временной организации ее деловой, семейной, духовной жизни, природной и среды социальной. Их использование предполагает получение информации, источники коей – методики автобиографические (опросники, интервью, тесты, автобиографии спонтанные и спровоцированные), свидетельства очевидцев (опрос близких людей, воспоминания современников), изучение продуктов деятельности (контент-анализ дневников и писем, построение кривых продуктивности и диаграмм жизненных измерений).

 

МЕТОД БЛИЗНЕЦОВ– стратегия исследования, предложенная Ф. Гальтоном в 1875 г., – самый информативный из методов психогенетических. Метод основана на предпосылке, что влияния среды, оказываемые на близнецов, примерно одинаковы. Однояйцевые (монозиготные) близнецы имеют идентичный генотип, двуяйцевые (дизиготные) – неидентичный; при этом члены близнецовых пар любого типа должны иметь сходную среду воспитания.

Позволяет судить о влиянии генетических и средовых факторов на изучаемое психологическое качество, на вариативность исследуемого признака. Характерен сравнением психологических качеств близнецов монозиготных (однояйцевых), имеющих идентичный набор генов, и дизиготных (двуяйцевых), генотипы коих различны и имеют в среднем лишь 50% одинаковых генов.
Большее внутрипарное сходство однояйцевых близнецов по сравнению с двуяйцевыми может свидетельствовать о наличии наследственных влияний на изменчивость изучаемого признака: признаки, вариативность коих существенно определяется наследственностью, должны быть более схожими у монозиготных, чем у дизиготных близнецов. Существенное ограничение метода – в том, что сходство собственно психологических признаков однояйцевых близнецов может быть негенетического происхождения.

 

МЕТОД СРАВНИТЕЛЬНО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ– исследовательская стратегия, используемая для изучения закономерностей деятельности психической путем сравнения качественно особенных ступеней ее развития. Конкретизация этого метода происходит в следующих областях: 1) филогенез психики – от простейших животных до человека; 2) историческое развитие психики – от первобытнообщинного строя до современности; 3) онтогенез психики – от рождения до смерти человека; 4) психопатологическое развитие – от нормальной до нарушенной психики.

МЕТОД СРАВНИТЕЛЬНЫЙ– широко применяется во всех областях психологии. Фактически универсален. В психологии сравнительной реализуется в форме сопоставления особенностей психики особенностей психики на различных этапах эволюции. В этнопсихологии воплощается в выявлении психологических особенностей различных народностей. В психологии возрастной он выступает как метод срезов, коему противопоставляется метод лонгитюдный. Оба они направлены на определение особенностей психического развития в связи с возрастом – но разными путями. Хотя метод сравнительный иногда противоставится лонгитюдному, это не вполне корректно: сравнение используется в обоих методах, но в одном случае сравниваются данные о разных объектах, а в другом – об одном объекте на протяжении его развития.

МЕТОД СРЕЗОВ(метод поперечных срезов) – относится к методам организационным. Исследование организуется как работа с людьми разных возрастных групп – как бы с выполнением срезов на различных возрастных уровнях. При достаточном количестве представителей каждой группы можно выявить обобщенные характеристики на каждом уровне и на этой основе проследить общие тенденции возрастного развития.

Этот метод иногда противоставится методу лонгитюдному; что вполне правомерно. Каждый имеет свои преимущества: если метод срезов позволяет охватить исследованием больше людей и потому получить более надежные данные, то метод лонгитюдный позволяет зафиксировать оттенки индивидуального развития. Практически эти методы выступают как взаимно дополнительные.

 

Выводы

Предмет возрастной психологии – особая действительность. Возрастные особенности определены не только увеличением количества лет, это специфические особенности, знание которых позволяет более эффективно организовать общение с людьми разного возраста. Возрастная психология и психология развития – это единая область научного знания, решающие в сущности одни практические задачи – оптимизацию развития. Изучение возрастных особенностей предполагает применение специфических методов, исходя из специфики возраста: так детей дошкольного возраста следует наблюдать, а эксперимент организовывать в виде игры. Организуя изучение взрослого, необходимо иметь ввиду, что у взрослых людей формируется большое количество стереотипов и установок, что следует учитывать при организации тестирования и наблюдения.

Список литературы по теме:

1. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пособие для студентов выс­ших учебных заведений. М.: ТЦ «Сфера», 2001.

2. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: Учебник. М.: Педагогичес­кое общество России, 2001.

3. Психология человека от рождения до смерти. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002 (серия «Психологическая энциклопедия»).

4. Сапогова Е. Е. Психология развития человека: Учеб. пособие М.: Аспект Пресс, 2001.

5. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропо­логии. Психология развития человека: Развитие субъективной реаль­ности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов М.: Школьная пресса, 2000.

6. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М.: Гардарики, 2004.

7. Крайг Грейс. Психология развития. – СПб.: Питер, 2001. С.14-34, 35-60.

 

Вопросы для самостоятельного повторения по теме

1. Могла ли возникнуть наука «возрастная психология» в 13-14 веках?

2. Что роднит (связывает) возрастную психологию и психологию развития? Основные задачи курса возрастной психологии и психологии развития.

3. В чем приниципиальные различия в представлениях отечественных и зарубежных исследователей?

4. Оцените вклад Л.С.Выготского в возрастную психологию и психологию развития?

5. «Детство» как предмет психологического исследования.

6. Методологические основы психологического исследования (принцип детерминизма, единство психики и деятельности, объективности развития).

7.Методы исследования возрастной и генетической психологии; наблюдение, эксперимент, тесты, социометрическая методика.

return false">ссылка скрыта

8. Взаимосвязь концепций детского развития и методов его исследования.

9. Закономерности развития ребенка, выявленные в разных психологических учениях.

10. Проблема наследственности и среды в развитии ребенка (критический анализ).

11. Динамическая структура личности и ее формирование в онтогенезе ребенка с позиций психоанализа.

12. Понятие социализации в американской психологии развития.

13. Механизмы приобретения нового опыта с точки зрения различных теорий развития.

Вопросы для форума

1. В чем специфика методов изучения детей и взрослых? С какими трудностями вы можете столкнуться при проведении исследования?

 

Задания для контрольной работы:

1. Опишите динамику развития познавательной сферы от младенчества до старости (направленность познавательной активности, ее уровень, содержание и характер и т.п.).

2. Проведите обследование детей старшего дошкольного возраста с целью определения особенностей проявления и характера тревоги.

3. Определите поведенческие проявления тревоги в дошкольном и зрелом возрасте.

Контрольные тесты

1. Психология развития как самостоятельная отрасль научного знания возникла:

а) в конце XVII в.

б) в конце XVIII в.

в) в конце XIX — начале XX в.

г) в середине XX в.

2. Предметом психологии развития и возрастной психологии является:

а) закономерности и функционирование психической реальности

б) закономерности обучения и воспитания человека в разные периоды жизни

в) закономерности развития психики человека от рождения до старости

г) законы психического развития ребенка

3. Детская психология, возрастная психология, психология развития — это:

а) самостоятельные области научного знания

б) трансформация во времени одной области психологической науки

в) самостоятельные, но тесно взаимосвязанные области научного знания

г) независимые друг от друга области научного знания

4. Сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы образуют группу…… методов:

а) эмпирических

б) организац1; просмотров: