Онлайновые сообщества

 

Онлайновое сообщество – группа людей информационные обмены между которыми происходят по принципу «все со всеми» с использованием современных коммуникационных технологий.

Онлайновое сообщество является естественной средой для формирования и развития сетевой экономики. Оно несет в себе основные свойства и особенности этой новой формирующейся социально-экономической сущности. Кроме этого, онлайновое сообщество представляет собой пример новых производственных (и уже в какой-то степени общественных) отношений[29]. Обобщая, можно утверждать, что с точки зрения социальных наук онлайновое сообщество претендует на роль "клеточки" сетевой экономики, которая должна стать основным объектом ее исследования.

Главная и фундаментальная особенность совместной деятельности людей в рамках онлайновых сообществ – массовое применение прямых информационных обменов и взаимодействий. Прямые информационные взаимодействия впервые в истории человечества становятся возможными в глобальных масштабах благодаря интернет технологиями и между членами онлайновых сообществ. Это является фундаментальным отличием онлайнового сообщества, как одной из разновидностей общественных систем, от других видов сообществ, взаимодействие в которых построено, например, на рыночных или иерархических принципах. Выделяются именно прямые[30] информационные взаимодействия, поскольку они характеризуются обменом информацией в реальном времени. Следовательно, еще одним важным аспектом отличия онлайнового сообщества от других видов сообществ является тот факт, что доступные их участникам прямые информационные взаимодействия дают людям лучшие возможности для управления потоком событий и согласования своей деятельности в реальном времени.

В рыночной и иерархической системах согласования деятельности люди опосредуют свои взаимодействия товарными отношениями или используют промежуточные звенья и уровни иерархии, что имеет свои как положительные, так и отрицательные стороны. Подробнее эти вопросы рассматриваются ниже, но, забегая вперед, следует отметить, что у каждой системы согласования деятельности есть своя ниша. Все вместе они, дополняя друг друга, обслуживают потребности людей в координации своей деятельности в рамках всего общества.

Френсис Фукуяма, называя "сетью" (network) группу "индивидуальных агентов, которые разделяют неформальные нормы или ценность сверх того, что требуют обычные рыночные транзакции" пишет о сравнении "сети" с рынком следующее: "Сеть отличается от рынка … эти отличия означают, что экономический обмен внутри сети будет осуществляться на другой базе по сравнения с экономическими транзакциями на рынке."[31]

Если согласиться, что прообразом онлайнового сообщества являются правила поведения, отработанные в малых группах, то, следовательно, данную общественную форму нельзя признать принципиально новой, т.к. ее разновидности давно существуют и применяются в экономике[32]. Правда, до сих пор они занимали едва заметное место и практически не исследованы экономической теорией.

С исторической точки зрения, рыночная и иерархическая формы управления появились после общинной, поскольку известно, что община была первым сообществом людей со своей экономикой. Поэтому более поздние формы могут считаться результатом ее социальной эволюции и адаптации к новым условиям, создаваемым в экономике социальным и технологическим прогрессом.

По всей видимости, новым фактором, стимулирующим появление и развитие в общине новых форм управления, стало углубление специализации людей, вовлечение все большего их числа в общественное разделение труда. Логично предположить, что рыночные и иерархические формы возникли в ответ на не способность общинной формы управления обеспечить эффективное обслуживание системы разделения труда, когда оно стало выходить за рамки общины. Причина - ограниченные возможности средств коммуникаций и систем обмена информацией того времени, которые не обеспечивали более широкому кругу людей тот уровень обмена информацией, что был необходим для согласования деятельности на необходимом уровне. Технические ограничения на обмен информацией не позволяли при использовании общинной формы управления расширять коллектив людей, выполняющих общую работу. С другой стороны, углубление специализации и расширение коллективов исполнителей обещало дать новые экономические преимущества. Следовательно, требовалось найти новую форму управления, которая решила бы эту проблему.

В результате социальной эволюции были найдены системы управления, которые смогли координировать деятельность больших коллективов людей, чем отдельная община, потому что для своей работы эти системы требовали меньших коммуникаций и менее интенсивного обмена информацией. Так, например, иерархическая форма управления основана преимущественно на выборочном и одностороннем информационном обмене (главным образом между руководителем и исполнителями), поэтому при том же уровне развитости средств обмена информацией она позволяла управлять большим количеством людей, чем общинная форма. Рыночная форма сужает обмен информацией до распространения "ценовых сигналов" и поэтому предъявляет еще более скромные требования к обмену информацией между участниками рыночных обменов по сравнению с иерархической. При том же уровне коммуникаций она позволяет регулировать совместную деятельностью еще большего количества людей, чем иерархическая и общинная формы.

Таким образом, логично предположить, что специфическое для онлайновых сообществ использование прямых информационных взаимодействий в качестве основы совместной деятельности людей придает им особые свойства, отсутствующие у рыночных или иерархических сообществ.

Как уже выше упоминалось, развитие интернета сопровождается массовым переносом людьми своей информационной активности в виртуальную среду сети интернет, т.е. в онлайн.

Хотя темпы этого процесса продолжают оставаться достаточно высокими, однако можно заметить, что проявились некоторые серьезные проблемы и естественные ограничения на извлечение выгоды от перехода в онлайн. Природа данных ограничений только на первый взгляд имеет чисто технический характер.

Перенос информационной активности в сеть интернет в настоящее время состоит не только в обмене электронными сообщениями, но и проявляется в виде массового создания сайтов, публикации на них различных материалов и т.п. Этот процесс создания и распространения электронной информации может проходить в активной (обмен сообщениями) или пассивной форме (поддержка веб сайтов) и опосредует взаимодействия между членами онлайновых сообществ. От того, на сколько хорошо данная среда обеспечивает людей возможностями для взаимодействия зависит эффективность функционирования онлайновых сообществ. Современные интернет технологии и основанные на них поведенческие модели людей таковы, что они не позволяют поддерживать информационных взаимодействий для достаточно больших онлайновых сообществ в реальном времени. Главные проблемы, которые здесь возникают: а)проблема информированности; и б)информационного переполнения.

Лавинообразный характер появления новых сайтов порождает ситуацию, когда пользователи сети интернет не могут извлечь из этого всю потенциально возможную выгоду. Например, если человек является членом достаточно большого профессионального сообщества, все члены которого поддерживают свои сайты и регулярно публикуют на них важную информацию, то объем технической работы, которую необходимо проделать этому человеку, чтобы регулярно контролировать изменение содержания большего количества сайтов своих коллег, может оказаться слишком большим и превысить его физические возможности.

С расширением интернета типичной становится ситуация, когда важная для пользователей информация в принципе доступна на сайтах в интернете, но технически они не могут ее получить, т.к. это требует слишком больших затрат времени и/или денег на "обход" нужных сайтов. Фактически, первое поколение интернет технологий подошло к своему пределу роста, т.к. не обеспечивают пользователя своевременной и надежной информацией о появлении в сети важной для него информации. Это означает, что виртуальная среда сети интернет не обеспечивает пользователей надежными возможностями для взаимодействий в реальном времени, т.к. она не гарантирует, что сигналы, посланные одним членом сообщества, будут в реальном времени доставлены всем остальным членам сообщества. Таким образом, модели переноса информационной активности в онлайн, основанные на интернет технологиях первого поколения, порождают проблему информированности членов онлайновых сообществ, что естественным образом ограничивает увеличение размеров сообществ.

Решение этой проблемы уже существует. Оно заключается в сегментации информационного пространства интернет.

В настоящее время эту миссию взяли на себя различные социальные сети. Каждый участник социальной сети имеет собственное информационное пространство, которое строится на основе его интересов и публикаций других участников социальной сети. Социальные сети предоставляют различные инструменты для сегментации этого пространства, это: маркировка публикаций специальными тэгами, списки друзей (чьи публикации наиболее интересны данному человеку), специальные группы и сообщества служащие для агрегации информации по определённым темам и позволяющие получить дополнительную информацию от членов сети не включенных в списки друзей. Большинство социальных сетей имеют профессиональные сообщества или группы или имеют целиком профессиональную направленность.

Другой технологией для сегментации информации являются каналы подписки на интересующую информацию (RSS). Одни сайты публикуют информацию и делают её доступной через каналы RSS, другие занимаются агрегацией данной информации по различным темам. Этот подход используется в основном для публикации новостей и отличается высокой скоростью распространения информации. В то же время, данный подход приводит к высокому дублированию информации на различных сайтах и недоступности уникальных публикаций через средства поиска относящиеся к первому поколению интернет технологий.

Развитие интернет технологии в сторону взаимодействия различных способов представления, агрегации и фильтрации информации уже получило название интернет технологий второго поколения (Web 2.0).